Неделя молитв

Более тысячи жителей Бурятии выехали на учения Далай-ламы XIV.
Общество |

С 7 по 11 ноября прошел пасторский визит Его Святейшества Далай-ламы XIV в Монголию. В Улан-Батор духовный лидер буддистов прибыл по приглашению главного монастыря страны Гандан Тегченлинг. И хотя о приезде Далай-ламы в Монголию стало известно всего за три дня, в страну устремились верующие из России. Из Бурятии на учение выехало более тысячи человек. Официальную делегацию Буддийской традиционной сангхи России возглавил ширээтэ лама дацана «Хамбын Сумэ» Баир Аюшеев. Последний раз Далай-лама посещал Монголию в 2006 году.

Помимо посещения монастыря Гандан Тегченлинг и кратких учений для монгольского духовенства, в программу также были включены две лекции по теме «Этика для нового тысячелетия» для студентов высших учебных заведений Монголии. Кроме того, с 8 по 10 ноября в спорткомплексе «Буянт Ухаа» состоялись его учения по двум основополагающим текстам Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути». Учения завершились посвящением Авалокитешвары, Будды сострадания, земным воплощением которого буддисты считают Его Святейшество Далай-ламу.

Несмотря на то, что о визите духовного лидера было объявлено лишь за день до его прилета в Улан-Батор, оба зала, где проходили встречи, были заполнены людьми разных возрастов. Даже новый семитысячный спортивный комплекс «Буянт Ухаа», находящийся на некотором удалении от города, был полон желающих увидеться с духовным учителем, который не был в Монголии уже пять лет.

В первый день на встрече со студенчеством Его Святейшество Далай-лама говорил о насущных социальных проблемах. Он отметил, что видит их решение в преподавании основ светской этики в учебных заведениях.

- Прежде задача прививать людям нравственные ценности была возложена на религиозные институты, но сегодня мы должны полагаться на светскую этику, потому что не сможем отыскать одну религию, которая бы устроила всех, - сказал он.

При этом духовный лидер подчеркнул, что Монголия ни при каких обстоятельствах не должна забывать о своих традиционных корнях, увлекаясь погоней за материальным благополучием, что мы наблюдаем в современном Китае.

- С одной стороны, Монголия – молодое демократическое государство, а с другой – страна с древней культурой. А потому будет замечательно, если научно-техническое развитие в вашей стране будет идти рука об руку с внутренним, духовным развитием, которое в вашем случае неразрывно связано с вашим традиционным вероисповеданием – буддизмом. Печально, если окажется, что западные люди, проявляющие в наши дни интерес к буддийскому учению, будут знать его лучше, нежели его традиционные представители, – подчеркнул Далай-лама.

Духовный лидер буддистов призвал молодежь Монголии вспомнить о смелых и решительных воинах эпохи Чингисхана, но вместо меча разрушения и кровопролития вознести меч знания и мудрости.

- Изучайте буддийскую философию наравне с современными научными дисциплинами – только так Монголия может стать сильным государством, сохранившим свои корни, свою самобытность, – эта мысль Его Святейшества Далай-ламы лейтмотивом звучала во время его публичных лекций и учений в Улан-Баторе.

Далай-лама подчеркнул, что это послание он в последние годы адресует представителям всех традиционных буддийских сообществ: Японии, Кореи, гималайского региона, Монголии и буддийских республик России.

– В ваших сердцах есть вера, – говорит он, – но вера, не подкрепленная знаниями, ненадежна; необходим прочный фундамент – убежденность в основах своего учения, которая рождается из размышлений и глубокого анализа.

По словам Далай-ламы, логический анализ является неотъемлемой частью буддийского учения, ведь сам Будда Шакьямуни призывал своих учеников, монахов и ученых-философов не принимать его слова на веру, но подвергать их тщательной проверке, подобно тому, как «золотых дел мастер проверяет высокопробное золото».

Далай-лама обратил внимание студентов на существующую в тибетском буддизме традицию философского диспута – уникального метода живого аналитического исследования, применяемого в крупных монастырских университетах.

Упор на логику и анализ выделяет тибетскую форму среди других направлений буддизма.

- Это не пустые слова, сказанные ради пропаганды собственного направления. Это вывод, который я сделал на основе многолетнего общения с представителями различных течений буддизма, а также современной науки, – отметил Его Святейшество Далай-лама, добавив, что именно владение искусством философского диспута позволяет ему принимать участие в диалогах с учеными.

– Я не изучал современных научных дисциплин, и в этом отношении мои знания весьма ограничены. Однако мой ум, отточенный годами логического анализа, способен отыскать противоречия в теоретических положениях даже тех дисциплин, освоить которые у меня не было возможности, – рассказал духовный лидер, инициировавший более 20 лет назад встречи, ставшие регулярными, буддийских созерцателей с исследователями в области нейробиологии, психологии и квантовой физики.

По словам Далай-ламы, в последние годы ученые стали проявлять живой интерес к философскому диспуту как методу аналитического исследования.

- Они попросили меня подумать о возможности включения философского диспута в учебные программы западных университетов, – пояснил он, добавив, что этот опыт мог бы быть интересен и полезен и для Монголии.

На лекции для студенчества Его Святейшество Далай-лама уделил значительное время живому общению с аудиторией. Он решительно отверг появившиеся в монгольской прессе слухи о том, что его следующей реинкарнацией признан монгольский мальчик.

- Эти беспочвенные слухи стали либо следствием недопонимания и запутанности, либо были специально запущены какими-то «хитроумными монголами, – с улыбкой добавил духовный лидер.

Далай-лама вновь повторил, что вернется к обсуждению вопроса своего следующего воплощения не ранее чем через 10 лет, о чем он уже сделал соответствующее заявление.

Кол-во просмотров: 2740

Поделиться новостью:


Поделиться: