Навстречу Сагаалгану!

Незаметно приближается всенародно любимый праздник всех бурят – Сагаалган, наступление Нового года по лунному календарю. Издревле считается, что начало года показывает, каким будет весь последующий год. Поэтому праздник надо встречать с самыми добрыми и сокровенными помыслами.
Общество |

Незаметно приближается всенародно любимый праздник всех бурят – Сагаалган, наступление Нового года по лунному календарю. Издревле считается, что начало года показывает, каким будет весь последующий год. Поэтому праздник надо встречать с самыми добрыми и сокровенными помыслами.

Зачастую именно в это время молодежь решается установить дома алтарь. Как рассказал «Новой Бурятии» Шийрав лама буддийской общины «Ананда», алтарь символизирует частицу божественного мира, которую мы созерцаем каждый день и тем самым приобщаемся к благодати, помогающей умиротворять страсти и обуздывать сознание. «Когда есть умиротворение в душе, разрешены противоречия с самим собой и окружающим миром, события, которые обычно тревожат нас, предстают в их истинном свете, и мы находим верное решение относительно них», – отметил он.

Дом для божества

Алтарь нужно устанавливать в почетном месте на уровне груди и выше желательно в углу, поскольку линии стен смыкаются в одной точке, концентрируя силу молитв и благих помыслов.Лучше всего в рабочем кабинете или зале, поскольку спальня и кухня не рекомендуются для хранения священных образов. Однако если нет других вариантов, то алтарь может располагаться у изголовья кровати.

– На алтаре должна быть статуя или изображение божества, охраняющего наше «тоонто». То есть божество, которому поклонялись ваши предки. Самый простой вариант – это образ основателя религии Будды Шакьямуни. Кроме того, помимо основного образа можно использовать еще два вспомогательных. Например, божеств-покровителей (идамов), практика которых ведет к духовному совершенствованию – Арьябала, Зеленая Тара, – отметил лама. – Также можно использовать изображения Сахюсанов, хранителей семьи, помогающих устранять внутренние и внешние препятствия. Чаще всего они изображаются в устрашающем виде в кольце огня, но не стоит думать, что они злые или страшные. Это просто символизирует могущество их мудрости и активного сострадания.

Стандартный порядок подношения – две или четыре чашки воды, цветок, благовоние, зула (светильник), ароматная вода, сладости. Часто вместо цветка и пр. ставят пять чашек с водой – итого их получается семь или девять. Расстояние межу чашечками – одно зерно. В чашечки с цветами, благовониями, сладостями обычно насыпают зерно, а сверху кладут или втыкают соответствующие подношения. Можно также ставить зеркало или блестящий шар, колокольчик с ваджром или раковину, благовонные палочки, далга (конфеты и печенья), хадак как подношения зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания – все сразу или что-то одно. Разложив на алтаре с почтением и чистыми помыслами подношения Трем Драгоценностям, нужно трижды прочитать мантру «Ом Аа Хум». Пища, убранная с алтаря после подношения, считается освященной, с положительной энергетикой. Воду нужно менять каждый день, остальное по мере надобности. Конечно, для божеств лучше всего обустроить их дом (гунгурва) – стеклянный ящичек с закрывающейся дверью.

– Если нет возможности, то на алтаре можно оставить две чашки. В одной чаше свежезаваренный чай, а в другой – подношения. Утром чашу с вчерашним чаем можно сбрызнуть вытереть чистой тряпочкой и налить новый. Также для того,чтобы наши молитвы быстрее достигли небес необходимо зажигать благовония (санзай), – отметил Шийрав лама. – Во время Сагаалгана рекомендуется делать подношения в виде балинов. Балин в переводе с санскрита означает «бросаемый». То есть это чистые, не привязанные к эгоистическим надеждам и страхам подношения без ожидания ответного блага. В знак уважения божествам, а не так, что я тебе, а ты мне.

Традиционные подношения

Самый простой вид балина для мирян это торт или пирожное. Также некоторые сами возводят конструкции из конфет, печенья, зефира – любых вкусностей. Главное, чтобы число слоев было нечетное (семь, девять и т.д.). Завершающий слой – это, как правило, кусочек масла. Ведь именно такая выжимка из молочного продукта у кочевого народа олицетворяла благополучие. Можно завершить подношение и кусочком сыра.

Слои лучше укладывать в форме круга, нужно это делать красиво и с большим почтением. Здесь главное не пышность угощения, а ваше отношение к самому процессу. Даже самое скромное подношение, сделанное искренне и с уважением к божествам, будет ими принято. Более сложный балин делают из ячменной или ржаной муки с добавлением сахара, патоки, меда, топленного масло, молока, кефира. Затем балин оборачивается хадаком и покрывается тонкими украшениями, сделанными из масла или жира.

– Хадак в переводе с тибетского языка означает шарф. В Монголии, стране кочевников и в Бурятии наиболее почитается синий цвет – цвет Вечно Синего Неба, – сообщил священнослужитель. – Когда мы дарим человеку синий хадак, тем самым мы ему желаем вечности и незыблемости, чтобы он всегда был в неизменном состоянии счастья и спокойствия. В Тибете больше цениться белый хадак, символ изначальной чистоты, чистые помыслы, означает ясную мудрость бодхисатвы, а также благие деяния и щедрость.

Зелёный хадак – символ благой активности и устранения любых препятствий, силу стихии воздуха.Красный хадаксимволизирует творческую силу стихии огня, совершенство и обретение всех благих качеств.Жёлтый хадак – символ процветания Учения Будды, приумножения духовных и материальных благ. Люди подносят и привязывают хадаки для того, чтобы осуществились их сокровенные мысли и пожелания. Считается, что когда ветер колышет хадак, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

Выбрать подарки

По мнению ламы, традиция дарить на Сагаалган полотенца возникла из-за недостатка или невозможности в свое время приобрести хадак. Между тем, современные условия предлагают большой выбор подарков, в том числе и посуды. Но буряты традиционно не дают посуду пустой. В таком случае обязательно кладут на «дно» что-то из еды, что означает – да не прервется пополнение добра, богатства. Для пожилых людей нет лучше подарка чем хороший чай. Бабушкам можно теплые платки. Молодежи можно преподнести необходимое в хозяйстве – простыни, кухонные полотенца, фартуки, прихватки.

Если вы не успели купить подарки, не отчаивайтесь. Можно преподнести даже деньги. Кстати, малышам и по сей день кроме сладостей и игрушек, в Сагаалган дарят деньги. В Монголии детишкам дарят тугрики, но только обязательно, новые. Это символизирует достаток и благополучие в будущем.

– В Монголии и в Бурятии ценятся подарки устремленные верх – чашки, коробочки, пиалы. А вот головной убор не дарят, поскольку это «сосуд, обращенный вниз». Также не почитается подарок – галстук. Он «связывает» дарующего и одаренного, так что его может вручить только тот, с кем именинник уже «соединен» какими-либо узами (жена, мама)

Если вы решили до конца соблюдать веками отработанный ритуал вручения подарка, то помните, что даритель должен держать в руках хадак. Поверх него на ладонь правой руки или на соединённые ладони ставится подарок. Даритель и получатель должны обязательно быть в головных уборах и стоять лицом друг к другу. Если подарок дарит вам, то вы принимаете его сидя и обеими руками.

Кол-во просмотров: 1936

Поделиться новостью:


Поделиться: