Априори считается, что у нас в России самое образованное население. В мире. По крайней мере, судя по отчетам и всем правительственным программам, это именно так. Хотя международные рейтинги давно говорят об обратном: 30-40-е место по уровню знаний учащихся. Работодатели также могут поведать много интересного.
Возьмем, к примеру, такой немаловажный показатель, как уровень математических знаний школьников. В методологии большинства международных организаций именно уровень знания математики новым поколением определяет потенциал нации и место государства в мире. Ситуация с уровнем математических знаний у бурятских школьников напоминает катастрофу. Уже несколько лет подряд 15-20% выпускников школы не в состоянии преодолеть минимальную границу – 27 баллов.
Кстати, для маскировки катастрофических результатов несколько лет назад решено было сделать новый шаг в развитии ЕГЭ: разделить экзамен по математике на базовый и профильный. Без такой «подтасовки» аттестаты не получили бы четверть выпускников. Тест базового уровня целиком состоит из задач, доступных смышлёному третьекласснику (но за это, вроде как, и не стыдно, ведь уровень-то базовый!).
В Бурятии большая часть выпускников просто избегают сдавать ЕГЭ естественно-научного направления. Почти две трети всех школьников выбирают в качестве третьего экзамена обществознание и, соответственно, пойдут пополнять и без того раздутые ряды экономистов, менеджеров и юристов. А это означает, что уже очень скоро в Бурятии будет катастрофический дефицит инженеров, программистов, железнодорожников, авиастроителей и т.д. Знания тех, кто все-таки вырывается в научно-технические области, таковы, что становится страшно. Так, вполне реальной является ситуация, когда на сайте какого-нибудь приличного регионального университета и установлен минимальный балл по математике – 29, 30, 35 – для инженерных направлений. Это значит, что вузы должны готовить инженеров из людей, которые за 4 часа решили 7 задач вот какой трудности: «Таксист за месяц проехал 6 000 км. Стоимость литра бензина в городе 22 рубля. Средний расход бензина на 100 км составляет 10 л. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?». Это национальный позор!
С ЕГЭизацией школы напрочь перестали говорить о качестве образования. Гиперзначимость ЕГЭ (от его результатов и только от них зависит и судьба ученика, и доход и репутация учителя) неостановимо упрощает обучение, превращая его в натаскивание.
Что не нужно для поступления: физика, химия, английский, история – все можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. Тройку в любом случае как-нибудь натянут. Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам.
Как известно, «будущее в руках школьного учителя». В каком же положении сами «инженеры будущего»? Не в лучшем: у 60-80% педагогов выявлено наличие синдрома профессионального выгорания (это выше, чем в органах внутренних дел), более чем у 20% – наличие профессиональных деструктов. Более 70% педагогов школ – старше 45 лет, 30% – старше 60 лет. Многие педагоги вынуждены работать на 1,5 и более ставки, то есть 36 часов в неделю, – это полный отказ от профессионального роста, от поддержания себя в профессиональной форме. Это работа на износ. Человек изматывается, изнашивается и либо уходит из школы, либо становится «заводным граммофоном».
Более 90% учителей в школах Бурятии – женщины. Нельзя сказать, что это очень хорошо. Например, до революции в школах учителей-мужчин было много, они составляли абсолютное большинство педагогических коллективов. Традиционно в Бурятии, как во многих азиатских регионах, профессия учителя считалась мужской: учитель – наставник, гуру, пример и т.д. Народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти 50 лет преподает математику и физику, мудро заметил: «Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины – немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».
Каковы же причины такого плачевного положения? Основная причина, на наш взгляд, в том, что в государство лишило школу роли важнейшего института формирования нации: осколки его рассыпаются на глазах. Школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека.
Более чем двадцатилетнее унижение учителей нищенской зарплатой и жалкими подачками на развитие материальной базы никуда не исчезло. К этому прибавилось невыносимое чиновничье давление: груды никчёмных бумаг, которые обязан строчить каждый педагог; непрестанные проверки (в основном на соответствие этих бумаг друг другу), всякий раз грозящие учителя прихлопнуть; право начальства в любую минуту без объяснения причин уволить директора школы и т.д.
В голодные и лихие 90-е в Бурятии работало около десятка специализированных физико-математических классов под руководством педагогов-новаторов – профессоров Ларисы Васильевны Антоновой, Валерия Ефимовича Архинчеева и некоторых других. Некоторые бизнесмены, в частности, Матвей Баданов («БИН»), Виталий Раднаев («Снежный барс»), жертвовали личный капитал на развитие физико-математического образования в школах Бурятии.
Ныне – в относительно благополучные времена – все классы были закрыты (читай разгромлены) за ненадобностью. Смысл существования «углубленки» в том, что ребенок остается одаренным и мотивированным, только пока общается с одаренными и мотивированными сверстниками. Когда он находится в школе, в которой преобладают менее одаренные и мотивированные дети, ученик получает два раза по шее за то, что «ботаник», и перестает быть одаренным и мотивированным. Разумеется, специализированные классы должны быть немедленно восстановлены или организованы вновь.
Что делать? Очевидно, что бороться. Те, кому сегодня видна глубина падения отечественного образования – учителя, родители, вообще граждане, должны понять и ещё одну вещь. Очень важную. Им никто и никогда не «сделает красиво». Чтобы система образования отвечала требованиям общества, общество должно эти самые требования внятно предъявлять и упорно отстаивать. Пока, скажем честно, до этого чрезвычайно далеко.
Покуда школой не озаботится общество – родители, учителя, дети, чтобы защитить свое право получать не ошметки, а образование, школа так и будет деградировать под уверенным руководством реформаторов.
Андрей Ринчино – кандидат экономических наук, специалист в области рынка ценных бумаг, аналитических методов поддержки принятия решений в сфере государственного и корпоративного управления, преподаватель высшей школы, бизнес-консультант.