26 марта Госдума РФ приняла поправки в статью 12.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которые ужесточают санкции в отношении недобросовестных водителей. В восемь раз может увеличиться штраф за езду с просроченными транзитными номерами, в четыре раза – штраф за езду без талона техосмотра. В конце февраля уже был введен запрет «нештатного ксенона». Кроме того, в сентябре текущего года в силу вступит принятый правительством РФ новый техрегламент, который ужесточит требования к автомобилям.
Штрафы подрастут
Штраф за езду с просроченными транзитными номерами может быть увеличен в восемь раз – со 100 до 800 рублей. А штраф за езду без талона техосмотра с 200 до 800 рублей. Госдума РФ одобрила поправки к КоАП, согласно которым штрафы будут увеличиваться. Теперь эти поправки должны пройти принятие в Совете Федерации.
Транзитные номерные знаки выдаются владельцам только что купленных автомобилей сроком на пять дней, после чего машину надо поставить на учет. Пока этого не сделано, автовладелец не платит транспортный налог, чем многие и пользуются, а деньги в казну не поступают. Второй законопроект касается порядка лишения водительских прав. В соответствии с КоАП срок лишения начинается с момента вступления в силу решения суда, при этом обязанности водителя сдать права в кодексе не прописаны. В результате, по данным ГИБДД РФ, за 2009 год из 1,2 млн решений судов о лишении водительских прав 220 тыс. исполнено не было, водители продолжали ездить за рулем.
Автовладельцы страны встретили эту новость с возмущением. Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что подобные инициативы ГИБДД могут легко спровоцировать гражданский бунт. По мнению директора ООО «Бурятавтореал» Сергея Улзытуева, взрыва или забастовки от автомобилистов ожидать не стоит: «У нас менталитет народа такой, особенно в Бурятии, что все будет спокойно. Однако я всегда «за», если повышаются штрафы, связанные с безопасностью движения на дорогах, а эти мелкие штрафы ничего дают».
По ксеноновым фарам
В Госавтоинспекции решили запретить самостоятельно установленный «ксенон», который ослепляет встречных водителей. Эти выводы основываются на результатах исследования Научно-исследовательского центра и Экспериментального института автомобильной электроники и электрооборудования (НИИАЭ). За использование газоразрядных (ксеноновых) источников света, не предусмотренных конструктивно, будут наказывать лишением прав на срок от 6 до 12 месяцев, снятием номеров и изъятием осветительных приборов.
Первое февральское заявление Госавтоинспекции вызвало много вопросов со стороны автомобилистов, что потребовало от ГИБДД дальнейших разъяснений, 17 марта автовладельцы их получили. Как говорится в дополнительном разъяснении департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, «контроль за соответствием внешних световых приборов установленным требованиям будет осуществляться госинспекторами технадзора – как при проведении техосмотра, так и при проверке ими технического состояния транспортных средств при осуществлении надзора за дорожным движением». Это означает, что массовые проверки на «нелегальный ксенон» на дорогах без участия техинспекторов незаконны.
Главный автомеханик одного из предприятий республики, автомобилист с 18-летним стажем Ардан Заятуев считает, что ситуация неоднозначна. Осветительные приборы его автомобиля соответствуют требованию закона, и он считает, что таких автомобилистов большинство. «Штатный ксенон» и «нештатный ксенон» ослепляет одинаково. Мне как водителю это неприятно, поэтому я поддерживаю эту инициативу», – сказал автовладелец. Однако среди коллег Ардана Заятуева есть противники нововведения. Один из его друзей потратил на установку «ксенона» около 5 тыс. рублей и считает, что такой аппарат никому не мешает. Противники новшества уверяют, что по плохо освещенным дорогам с другими фарами ездить невозможно. По словам одного из автолюбителей, на техосмотр он приедет с нормальными, законными лампочками за 50 рублей, а потом снова поставит свой «дорогой ксенон».
Новый техрегламент
Постановление правительства РФ от 10 сентября 2009 года № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» было официально опубликовано в прессе 23 сентября 2009 года. Объемный труд почти в 500 страниц готовился Минпромторгом РФ несколько лет. В соответствии с постановлением новый техрегламент вступает в силу 23 сентября этого года.
В итоговом тексте регламента нет прямого запрета на эксплуатацию праворульных автомобилей. Однако при его прочтении можно увидеть косвенное запрещение праворульных авто. Речь идет о требованиях к идентификационному номеру автомобиля, так называемому VIN. По новому российскому техрегламенту, он должен состоять из 17 знаков, а японские иномарки с правым рулем «маркируются» 11 знаками, в Японии VIN не существует в том виде, который принят у нас. С таким мнением согласен и Сергей Улзытуев. «На самом деле принципиальной разницы нет, какой регистрационный номер у автомобиля, это требование – еще один способ ограничить ввоз праворульных автомобилей, – уверен предприниматель. – Скорее всего, будут запрещать первичную регистрацию таких авто, а вторичная регистрация не должна прекращаться. С праворульными автомобилями, которые уже были ввезены на территорию страны, ничего не случится». «Оборот «бэушного» автотранспорта был, есть и будет! Говорить о том, что этот вторичный автомобильный рынок уйдет в прошлое, нельзя», – сказал генеральный директор ООО «Бурятпромресурс» Михаил Степанов. Поэтому пока владельцам «неправильных» автомобилей беспокоиться не о чем. Но что на самом деле произойдет в сентябре, предположить сложно.
В новом техрегламенте есть и другие запретительные пункты, документ ставит вне закона ввезенные и эксплуатирующиеся автомобили, не имеющие русского интерфейса. Автовладельцам придется устанавливать на такие машины программное обеспечение на русском языке для бортовых компьютеров и систем навигации, или, если это невозможно, избавляться от таких автомобилей.
Один из пунктов документа запрещает установку и использование кенгурятников: «Запрещается установка на транспортные средства категорий М1 и N1, включая транспортные средства повышенной проходимости (категория G), выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к бамперу или другим элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками». Но в документе не выработаны четкие критерии того, как будут наказывать автомобилистов за «кенгурятники». Сергей Улзытуев поддерживает такую инициативу ГИБДД, по его мнению, самодельный «кенгурятник» несет опасность для жизни.
Светлана Раднаева