Накануне руководитель Петербургского дацана Буда Бадмаев навестил в Военно-медицинской академии имени Кирова раненых военнослужащих. После ранений во время специальной военной операции на Украине они проходят лечение в Северной столице.
После обхода палат и общения с ранеными досточтимый Дид Хамбо-лама по Северо-Западному региону, ширээтэ Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» лама Джампа Доньёд (Буда Бадмаев) ответил на вопросы телеграм-канала «Нева-Байкал».
- Буда Бальжиевич, какова была цель вашей поездки?
- Цель очень простая – сделать доброе дело, чему учит нас учение Будды.
- Ребята были очень рады встрече с вами. С чем они к вам обратились, о чём рассказали?
- В первую очередь, они рады тому, что выжили. Там, где они находились, сделать это непросто. Эту военную спецоперацию они запомнят на всю жизнь. Конечно же, всё то, что происходит, все эти процессы – непростые. Я был на совещании у губернатора Петербурга Александра Беглова, там стоял такой вопрос – что мы делаем на Украине? Каков смысл всего этого? Конечно, мы боремся со злом. Второй раз боремся с нацистской идеологией. Это борьба за справедливость.
- Известно, что дацан и сообщество вокруг него уже оказывают большую разнообразную помощь землякам. И это не только духовная поддержка. Петербуржцы по своей инициативе собирают средства, приобретают для ребят необходимые вещи, доставляют в лечебные учреждения буузы, домашнюю еду и другие гостинцы. Сформировалась группа волонтеров. Многие готовы помогать?
- Мы узнали, что в город прибыли раненые, наши земляки, многие из них буддисты. И здесь для нас неважно, буддисты или нет. Важна в первую очередь их духовная практика, как прихожан. Это проявление любви и сострадания ко всем.
Наша работа призывает помогать друг другу, помогать другим, развивать любовь и сострадание. И поэтому это был повод встретиться, потому что наши земляки, верующие буддисты, они тоже там, участвуют в спецоперации. Убеждение в том, что они борются за справедливость.
Собрали вещи для помощи всем раненым, для нас нет разницы, какой они национальности, откуда приехали. Это как результат того, что мы даём клич, и люди на этот клич отзываются.
- Вы сказали, что вылечить раненых может помочь и тибетская медицина?
- Да, я вспомнил пример Пандидо хамбо лам – Иролтуева, Итигэлова, нетленное тело которого находится в Бурятии. Они во время первой мировой войны лечили совершенно заброшенных раненых. И 95 процентов излечивали. Поэтому, если будет такая возможность, если будет согласие Минздрава, мы окажем помощь ребятам и методами восточной медицины. Мы готовы.
- Сообщалось, что дацан будет оказывать помощь родственникам, которые будут приезжать в Санкт-Петербург, чтобы навестить находящихся на лечении ребят?
- В первую очередь, мы постараемся им помочь в размещении. Мы работаем в этом отношении, чтобы помогать в решении вопросов с жильём, питанием, ведь оказаться в большом городе, где нет знакомых, бывает очень непросто. Мы всеми своими силами, всем багажом наших волонтеров, прихожан стараемся помочь людям.
* * *
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» относится к Буддийской традиционной сангхе России. Это сердце буддизма на Северо-Западе России. Основанный в начале ХХ в. по инициативе выдающегося бурятского ламы и дипломата Агвана Доржиева, Санкт-Петербургский дацан уже много десятилетий служит духовным приютом для тысяч буддистов из разных городов России и всех, кто только начинает своё знакомство с буддизмом.
В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. Строительство началось после слов императора:
«Буддисты России находятся под защитой двуглавого орла».
16 марта 1909 года Агван Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), а также закупил часть необходимых строительных материалов.
Нынешний настоятель дацана ширээтэ лама Буда Бадмаев стал им с 1997 года, а пришёл, когда дацан только передавался буддийской Сангхе, в 1990 году. За это время здесь появилась большая община верующих буддистов – бурятов, калмыков, тувинцев и в том числе русские, которые проживали здесь и образовали общину.