Напутствие актрисы Государственного русского драматического театра Галины Шелковой

К 100-летию республики «Новая Бурятия» продолжает проект «Забытые и знаменитые»
Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото из архивов ГРДТ им. Н. А. Бестужева

 В год 100-летия Бурятии мы продолжаем рассказ о людях, заложивших в республике основы здравоохранения, образования, оперного и изобразительного искусства, горнорудного и строительного дела. Мы назвали нашу рубрику «Забытые и знаменитые», желая подчеркнуть тот факт, что их захоронения находятся на Заудинском кладбище (пос. Горького) и это место, расположенное недалеко от центра города, хотелось бы видеть в должном состоянии. Если вам известно захоронение человека, достойного продолжить этот список, просьба связаться по телефону 8-9021- 688-553.

При Октябрьской администрации г. Улан-Удэ создана инициативная группа, которая в год 100-летия Республики Бурятия задалась целью создать карту захоронения известных людей на Заудинском кладбище. На эту карту уже нанесены имена медиков, педагогов, писателей, поэтов, актеров. К примеру, известно, что пантеон Русского драматического театра насчитывает более десятка актеров. Наш сегодняшний рассказ — о народной артистке России Галине Шелковой.

Не прошла ни в один театральный вуз

     Она родилась 28 марта 1940 года в старинном городке Кинешма Ивановской области, в котором находилось имение А. Н. Островского и где он написал множество своих произведений. В школе преуспевала в точных науках и мечтала о техническом вузе. Думать не думала о театре. В годы ее юности для поступления в вуз требовалось два года отработать на производстве и уже с рабочим стажем поступать. Галина работала на трикотажной фабрике, а по вечерам занималась в хореографическом кружке. Исполняла классические танцы с таким блеском, что однажды ее пригласили станцевать в спектакле местного театра, а затем предложили небольшую роль в другом спектакле. И завертелось.

Позабыв о физике и математике, она увлеклась сценой.  Ее учителями стали известные в крае Наталья Николаевна Попова и Владимир Николаевич Кузнецов. А вскоре ее заметили приезжие педагоги и предложили поступить в Московское театральное училище. Сегодня смешно говорить, но будущая народная артистка России не прошла ни в один театральный вуз.

Шел 1961 год. В это время Иван Иванович Проханов набирал актеров в труппу Улан-Удэнского театра и пригласил юную Шелкову. На тот момент она даже не слыхала про Улан-Удэ и Бурятию. Ее соблазнили слова «столица республики» и возможность гастролей в Монголию и Китай. Каково же было разочарование артистки, когда она увидела «столичные» неуютные улочки с маленькими деревянными домами. Но знакомство с театром (еще старым, на ул. Ленина), его архитектурой, с труппой примирило с городом. Поселили ее в доме актеров на ул. Кирова (он и поныне там стоит).   

 Большую роль в становлении молодой артистки сыграли актрисы старшего поколения Раиса Семеновна Бенская и Ирина Михайловна Панкова. Они как бы взяли ее под свое крыло. Раиса Семеновна часто приглашала Галину к себе домой на чай, делясь секретами мастерства. Бенская сказала однажды: «В моей жизни закон сцены – закон правды». И это Шелкова запомнила на всю жизнь. Ирина Михайловна давала уроки этикета, фехтования, учила носить классические костюмы.  Галина Дмитриевна до конца жизни с благодарностью вспоминала своих наставников, и это их отношение многие года спустя перенесла на молодых коллег.

Закон сцены – закон правды  

  Старожилы театра вспоминают первую большую роль Шелковой —  Аманда («День рождения Терезы» Г. Мдивани), в основе которой были события, связанные с кубинской революцией. Героиня Шелковой, полуобнаженная, должна была стрелять, пистолет громко бабахал, и она очень этого боялась. И каждый раз пересиливала себя и нажимала на курок, зажмурив глаза.

    Потом позже, когда она уже была в расцвете сил и таланта, ей давали сложные роли. Актриса воплотила в жизнь женские образы многих исторических эпох: Надежду Крупскую («Первые Ласточки» Ш. Шагалиева), Мадлену («Кабала святош» М. Булгакова), Полину Андреевну и Шарлотту Ивановну («Чайка» и «Вишневый сад» А. П. Чехова), Марию («Смута» по трилогии А. Толстого), Анну Кеннеди («Мария Стюарт» Ф. Шиллера). Создала богатейшую галерею разноплановых, интересных образов: Анна в спектакле «Звезды на утреннем небе» по пьесе А. Галина, Бабка Феня в спектакле «По соседству мы живем С. Лобозерова, Сверчкова в «Жанне» А. Галина.

Галина Дмитриевна была актрисой с большим ролевым диапазоном, одаренностью, умением ярко и запоминающе донести до зрителя идеи и мысли исполняемых ее ролей: Алиман («Материнское поле» Ч. Айтматова), Дженни Малина («Трехгрошовая опера» Б. Брехта), Нисса («Дурочка» Лопе де Вега), Агния («Не все коту масленица» А. Островского), Валентина («Валентин и Валентина» М. Рощина).

 За каждой из этих работ – высочайший профессионализм и безупречный художественный вкус, искренность, обаяние и, конечно, огромный талант и потрясающая работоспособность! Редкие актрисы так служили сцене. Главное ее качество – честность в профессии. В работе была очень въедливая. У нее никогда не было снисходительного отношения к своим ролям.

— Очень щепетильная, очень интеллигентная актриса, – вспоминает заслуженная артистка России Марина Ланина. – Мы же можем в силу своего старшинства выразить недовольство более молодому коллеге, что-то сделал не так, реплику не дал… Галина Дмитриевна очень деликатно говорила партнеру: «А Вы не могли бы сделать вот так…». И самое главное человеческое качество в ней было как актрисы, очень уважаемое мною — она не думала, как хорошо будет ей, она думала как будет комфортно с ней ее партнерам по спектаклю. Это дорогого стоит.

Режиссеры ее любили

В актерской среде очень приемлемо выражение «Наглость – второе счастье», но вот к Галине Дмитриевне это было совершенно неприменимо.

У нее очень хорошая старая актерская школа. Талант, вкус, стиль, это то, что создает образ. Ей была подвластна любая роль. В 42 года она впервые сыграла старуху, и это амплуа прочно закрепилось за ней. Игра в пьесах Лобозерова открыла новые грани таланта актрисы. Чего только стоила пронзительная молитва в «Маленьком спектакле на лоне природы» или диалог в паре с народным артистом России Сергеем Панковым в «Ста шагах от праздника». А роль Голды в «Поминальной молитве»… В зале равнодушных в этот момент не было.

С театром актриса объездила всю Россию и полмира.

Актерская судьба складывалась более чем удачно. Режиссеры ее любили. Зрители ходили «на Шелкову». За плодотворную творческую деятельность и большой вклад в области театрального искусства была удостоена почетных наград Республики Бурятия и России.

В 2000 году получила почетное звание «Народная артистка России».

В 2006 году за весомый вклад в искусство Бурятии, за популяризацию и пропаганду Русского театра за пределами республики имя народной артистки России было внесено в книгу Почета Министерства культуры Республики Бурятия.

За 60 лет служения в театре сменилось немало режиссеров, партнеров по сцене. Одни приезжали, другие уезжали. А ей никуда не хотелось: ни в другой театр, ни в другой город. Здесь у нее появились верные друзья вне театра, сложилась семья. К ней переехала мама.

Как вспоминают подруги: «У нас уже сложилась своя творческая интеллигентная компания. Проводились литературные вечера. Однажды на улице Ленина появилась тонкая, изящная, красивая девочка, которая не могла остаться без мужского внимания. Наши парни все сразу «на дыбы» «Кто… кто такая?». И мы узнали, что в Русский драматический театр приехала новая актриса Галина Шелкова. Впоследствии она стала женой нашего друга Геннадия Доржина, и они прожили вместе более 50 лет. Очень бережно, внимательно относились друг к другу, поддерживали друг друга во всех обстоятельствах. Геннадий постоянно говорил жене «Ты самая красивая». И она всегда верила ему. Она говорила «Я смотрюсь в зеркало и нравлюсь себе. И пусть мне 40, 50 лет, в душе мне 25».

Очень пунктуальная. Прекрасно шила, готовила. Всегда была очень гостеприимной, хлебосольной хозяйкой.  

— Галина Дмитриевна вышла из 60-х годов и по жизни пронесла этот шлейф, – вспоминает заслуженный артист России Дмитрий Панков – Изящная, грациозная в своей пластике, всегда по моде одетая, строго следила за этим. Ее издали можно было узнать по изящной походке, второй такой в городе, пожалуй, не было.

Напутствие Галины Шелковой

   Чем старше актер, тем он больше понимает цену побед и утрат. С ней интересно было работать. Осталась в памяти коллег и зрителей как одна из ярких страниц театральной Бурятии.

Ее не стало на 82 году жизни 07 ноября 2021 года. Провожал только узкий круг близких людей. Из-за ковидных ограничений зрители не смогли проститься с любимой актрисой. Галина Дмитриевна захоронена на Горьковском кладбище рядом с мамой и мужем.

В одном из интервью Галина Дмитриевна произнесла слова, которые можно отнести как напутствие к нам, живущим: «Все дело в том, что нужно очень захотеть. Тогда ты обязательно добьешься желаемого. А если поговорил и забыл… Ничего не получится. Главное – желание. В любом возрасте. Особенно у старшего поколения. Будут желания – будет цель. Будет цель — значит ты будешь двигаться к ней. Тебе будет некогда дряхлеть. Надо быть доброжелательным друг к другу. Несмотря ни на что. Больно тебе или несчастье приключилось. Солнышко светит, все прекрасно. Надо жить и не сдаваться никаким трудностям. Надо все пережить и стараться идти дальше с надеждой. В любом возрасте».

Автор Марина Алисова

 Фото Т. Никитиной

Автор:
Кол-во просмотров: 2337

Поделиться новостью:


Поделиться: