Планы России как страны-председателя АТЭС по активизации торгово-экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе оказались под угрозой срыва из-за территориального спора между Японией и Китаем, пишет "Yтро.ru". До настоящей войны дело у них, скорее всего, не дойдет, но торговая война, способная вызвать новую волну глобального экономического кризиса, уже в полном разгаре. Япония удерживает территорию, но несет ощутимые экономические потери.
О территориальной принадлежности островов Сэнкаку – или в китайском варианте Дяоюйдао – ничего определенного сказать нельзя: и Япония, и Китай предъявляют неопровержимые доказательства своих исконных прав на эти скалистые утесы. Впрочем, фактически, в настоящее время на них распространяется юрисдикция Японии, поддерживаемая обязательством США охранять территориальную целостность своего союзника. Еще накануне Второй мировой войны острова находились в частном владении японской семьи Курихара. Затем на протяжении почти 30 лет на них были размещены американские войска, которые, уйдя оттуда в 1972 г., вернули их прежним владельцам. Тем не менее вопрос о национальной юрисдикции островов остался висеть в воздухе. Японское правительство арендовало эти острова и – дабы не обострять конфликт с Китаем – запрещало высаживаться на них кому бы то ни было. Теперь Токио объявил об их выкупе у частных владельцев, что, по идее, должно внести большую определенность в статус этих территорий. Но беда в том, что Китай с подобным решением проблемы категорически не согласен. Таким образом, $26,1 млн, которые японское правительство заплатило семье Курихара, оказались весьма рискованными инвестициями.
Чем же так дороги двум великим азиатским державам эти клочки суши, общей площадью 6,32 кв. километра? Во-первых, тем, что, согласно современному морскому праву, владение такими островами позволяет прибрежному государству существенно увеличить свою исключительную экономическую зону (ИЭЗ) в этой части Мирового океана. От ближайшего японского острова Исигаки спорные острова отделяет 175 км, от Тайваня – 190 км, а от материкового Китая чуть более – 400 километров. То есть каждая из спорящих сторон в случае победы может получить под свою юрисдикцию весьма обширную акваторию и шельф, особенно Китай, который вместо положенных 200 миль получит целых 500. Во-вторых, расширение ИЭЗ в этом месте имеет принципиальное значение, поскольку в данном районе Восточно-Китайского моря в конце 1990-х были обнаружены крупные запасы углеводородов (залежи природного газа, оцениваемые в 200 млрд. кубометров). Естественно, как Япония, практически не имеющая собственных запасов нефти и газа, так и Китай с его растущими энергетическими аппетитами не хотят упускать столь лакомый кусочек шельфа. Наконец, обе стороны сейчас идут на принцип по внутриполитическим соображениям: в Японии кабинет премьер-министра Есихико Ноды хочет улучшить свой безнадежно упавший рейтинг, а в КНР приближается момент смены власти. Так что ни той, ни другой стороне нельзя проявлять слабину.
Впрочем, в основе конфликта – все же экономика. Уже в 2003 г. Китай установил морскую буровую платформу в районе, близком к спорным островам. Правда, китайцы решили не нагнетать напряжение и не зашли за границу, установленную Японией в одностороннем порядке к юго-западу от островов. Однако это не помогло: Токио заявил протест, справедливо опасаясь, что скважина, пробуренная у границы, неизбежно будет выкачивать и "заграничный", то есть японский газ. Начались долгие и безрезультатные консультации, которые осложнились выдачей Японией лицензий на добычу газа на шельфе архипелага и пограничными конфликтами с участием исследовательских и рыболовецких судов.
С тех пор обе стороны время от времени делали жесткие заявления о неприемлемости для них утраты островов, однако затем смягчали тон и шли на попятную. Пару лет назад Пекин применил против Токио мощное экономическое оружие: он ввел запрет на экспорт в Японию редкоземельных металлов – группы химических элементов, необходимых практически во всех высокотехнологичных производствах и добываемых почти исключительно на территории КНР. Эта мера весьма впечатлила Токио, правда, затем тоже была смягчена. А весной этого года китайская нефтяная компания CNOOC начала разработку газового месторождения близ "границы" с островами.
Однако ситуация стала принимать действительно опасный оборот, лишь когда мэр Токио начал всерьез собирать средства на выкуп островов у частных владельцев. Японский бизнес уже строил планы хозяйственного освоения Сэнкаку (строительства там объектов туристической инфраструктуры, портов для рыболовецких судов и т.п.). Китайская общественность отреагировала "десантом" на острова и нападением на автомобиль японского посла. Правительство Японии поспешило взять ситуацию под контроль: оно опередило столичного мэра, договорившись с неуступчивым семейством Курихара, и заявило, что, купив острова Сэнкаку, намерено и впредь сохранять их в "замороженном" виде, чтобы не обострять международный конфликт. Но китайцев эти благие намерения Токио нисколько не впечатлили: они были крайне возмущены тем, что Япония, по сути, национализировала спорные территории.
На прошлой неделе рейд к спорным островам совершили шесть китайских патрульных кораблей. Там они встретились с аналогичными японскими кораблями. Обе эскадры долго приказывали друг другу покинуть "чужие" территориальные воды. Впрочем, в итоге китайцы удалились: дальше этой демонстрации ни та, ни другая сторона идти были не намерены.
Зато китайская общественность ринулась в настоящий бой – на прошлых выходных в Китае прошли многотысячные манифестации под лозунгами "Япония, прочь из Китая!" (в смысле, с "китайских" островов). Местами они были отнюдь не мирными: серьезно пострадал ряд японских предприятий и магазинов, расположенных на территории КНР. Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на японский телеканал NHK, нападению демонстрантов подверглись три завода Panasonic, вследствие чего руководство компании объявило понедельник и вторник выходными днями. Аналогичное решение приняло руководство китайского подразделения компании Canon. Многие японские супермаркеты и универсальные магазины также объявили выходные из-за беспорядков. Хотя сообщений о пострадавших не поступало, но семьи проживающих в Китае японцев – в том числе, бизнесменов – временно возвращаются в Японию.
Все это, помимо прямых убытков, повлечет для японской экономики значительную упущенную выгоду. Ведь в Китае расположено немало заводов японских компаний, а товарооборот между двумя странами составляет порядка $350 миллиардов. Причем если Япония для КНР является лишь третьим по величине рынком сбыта продукции, то Китай – крупнейший рынок для японских компаний, потеря которого грозит экономическим коллапсом. Кроме того, хотя Япония в последние годы в некоторой степени диверсифицировала импорт редкоземельных металлов, Китай как был, так и остается крупнейшим и незаменимым поставщиком этого вида сырья. Таким образом, очевидно, что в случае обострения экономического противостояния японская сторона понесет более ощутимые потери, нежели китайская. Причем Китай уже предупредил, что не остановится перед началом настоящей торговой войны.
"С так называемым приобретением Японией островов будет сложно избежать негативных последствий для китайско-японских торгово-экономических связей", - заявил на прошлой неделе замминистра коммерции КНР Цзян Чжэнвэй. Он намекнул, что не исключает бойкота японских товаров китайскими потребителями. Кстати, японские автомобильные компании уже отметили снижение спроса на их продукцию в КНР. А китайские туроператоры призывают своих сограждан бойкотировать Японию и возвращают стоимость путевок туристам, отказавшимся от посещения Страны восходящего солнца.
Но, к сожалению, в наш век глобализации подобные конфликты между ведущими мировыми державами сказываются на всех остальных. Именно поэтому и Россия, и США сейчас стараются утихомирить развоевавшихся азиатских "драконов". Российский МИД призвал Пекин и Токио решать спор исключительно мирным путем. А американский Госдеп напомнил, что Азиатско-Тихоокеанский регион "является главной площадкой мировой экономики, и ставки очень высоки". Действительно, не исключено, что китайско-японская экономическая война из-за островов нарушит планы по либерализации торговли в АТР, разработанные Россией как страной-председателем АТЭС. Под угрозой срыва окажутся крупные многосторонние проекты. Наконец, торговая война и замораживание отношений между двумя крупнейшими экономиками региона может подорвать здесь всякую экономическую активность. А значит, возникнет новый очаг глобального кризиса – на этот раз в Восточной Азии.