Как сообщил «Новой Бурятии» соржо-лама Деважин-дугана дацана «Хамбын Хурэ» на Верхней Березовке Баир Цыбиков, началась подготовка к строительству уникального буддийского объекта, который будет одним из самых больших буддийских храмов Бурятии. Этот храм – Арья Баалын ордон – станет вместилищем огромной 21-метровой статуи Будды Авалокитешвары, изготовленной из кедра. Площадь храма составит 3096 кв. м, 58х37 м в периметре, высота – 30 м. В дни больших хуралов Арья Баалы сможет вместить до 2 тыс. человек одновременно. Площадь рассчитана так, чтобы верующие, войдя в храм, сразу могли охватить взглядом всю высоту статуи Бодхисаттвы.
По информации «Новой Бурятии», именно в этом месте на Верхней Березовке, подготовленном под строительство храма, в 1992 году заложил бумбэ (священный сосуд) Его Святейшество Далай-лама XIV во время посещения республики. Его Святейшество выбрал эту площадку для освящения как наиболее благоприятное из пяти, которые были ему показаны.
Баир-лама разъяснил, что Авалокитешвара (санскр.) или Арьяа Баала (бур.) – одно из главных божеств буддийского пантеона, наиболее почитаемое в Бурятии. Арьяа Баала является бодхисаттвой бесконечного сострадания, давший клятву помогать всем живым существам. Арьяа Баала приходит на помощь в любой ситуации, спасая людей от различных невзгод и жизненных неурядиц.
Белого цвета, он имеет различные аспекты проявления. Его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавлении их от страдания. В руках он держит драгоценность, исполняющую желания, – символ бодхичитты, а также хрустальные чётки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары. Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары – шестисложная мантра «Ом мани падме хум», из-за которой бодхисаттву иногда называют Шадакшари («Господом Шести Слогов»). В левой руке он держит стебель синего лотоса утпала, символизирующего его безупречную и сострадательную мотивацию.
Полностью расцветший цветок утпала и два бутона показывают, что сострадательная мудрость Авалокитешвары пронизывает прошлое, настоящее и будущее. На левое плечо Авалокитешвары наброшена шкура дикого оленя, символизирующая добрый и нежный характер сострадательного бодхисаттвы и его способность подчинять заблуждения.
Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары, но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками и 11 головами, в таком виде Великий Сострадающий стал еще более могущественным.
– По указанию и с благословения Хамбо ламы Дамбы Аюшеева мы восстанавливаем бурятскую традицию создания скульптур буддийских божеств из кедра, – отметил Баир-лама. – Это будет самая большая в нашей стране скульптура этого божества высотой 21 метр. В свое время Пандито Хамбо лама Даши Доржо Итигэлов установил 17-метровую кедровую статую Будды Майтреи в Янгажинском дацане. Она была изготовлена буддийским скульптором Санжи-Цыбиком Цыбиковым.
По словам соржо-ламы, для изготовления скульптуры Арьяа Баалы уже заготовлены 400 кубометров кедра и уложены для сушки, которая будет продолжаться в течение трех лет.
Со страниц нашей газеты Баир-лама обратился с благодарностью тем, кто уже начал помогать в возведении храма. В их числе Михайлов Бронислав Борисович, его компания «Байкал-проект» подготовила проект храма, Болошинова Надежда Петровна, выделившая средства для проведения проектных работ в память о своем муже, Урбаева Валентина Спиридоновна (компания «Вегос-М»), выделившая средства для приобретения кедра. Также Баир-лама сердечно поблагодарил Дагаеву Соелму Баяртуевну, оказывающую информационную поддержку, Егорова Иннокентия Матвеевича, клинику «Ритм» в лице ее директора Зангеевой Леаноры Александровны, семью Замолиных Андрея и Елены, Помишина Романа, которые помогали во всем.
Координатор Попечительского совета дугана Арьяа Баалы юрист Сангхи России и член Общественной палаты Бурятии Биликто Дугаров подчеркнул, что пришло время строить этот уникальный и значимый храм, который станет самым главным храмом Бурятии и Улан-Удэ. «Уже есть опыт, силы и возможности для строительства храма, который подчеркнет значение Бурятии как центра буддизма России».
Храм нужно строить всем миром. Желающие помочь в строительстве буддийской святыни могут обратиться к соржо-ламе Баиру Цыбикову в Деважин-дуган на Верхней Березовке или по телефону 8(9025)64-41-71 непосредственно Дугарову Биликто.