Монгольский дневник

Сегодня мы начинаем наше знакомство с национальными музеями Монголии. Первым делом отправляемся в Природный исторический музей, где имеется самая богатая и знаменитая коллекция костей динозавров.
Общество |

Продолжение

20.07.2011

Сегодня мы начинаем наше знакомство с национальными музеями Монголии. Первым делом отправляемся в Природный исторический музей, где имеется самая богатая и знаменитая коллекция костей динозавров. В музее много залов, которые посвящены флоре и фауне Монголии. Детям очень нравится здесь, они с большим интересом рассматривают экспозиции с животными и птицами разных климатических зон. Они радуются, когда видят знакомых животных, птиц и насекомых, которых встречали по дороге в пустыню Гоби. Но больше всего их в восторг приводят ящерицы, потому что во время пробега они соревновались, кто поймает больше ящериц. Общая численность пойманных зверьков составила 66. Вообще во время пробега они поймали еще и 177 головастиков и одну жабу. Так что наши дети считают, что поездка очень удалась. Наши друзья-испанцы Луиз и Себастьян, наблюдая за детьми и их трофеями, сказали, что они могли бы быть охотниками и открыть собственный зоопарк или хотя бы устраивать бега ящериц. Энтузиазм детей в поисках ящериц на каждой остановке, даже пятиминутной, все время приводил в восторг окружающих и немного огорчал меня, так как драгоценные кадры на фотоаппарате тратились на фотографирование каждого очередного пойманного экземпляра. Отметим, что после окончательного подсчёта все пойманные трофеи были отпущены на волю.

Природный исторический музей Монголии находится почти в центре Улан-Батора, расположен в старинном здании, имеет много залов с разной тематической направленностью. Самая уникальная и завораживающая экспозиция – это зал с костями динозавров, где многие скелеты доисторических рептилий сохранились в полном объеме. Особенно поражает главный экспонат – огромный скелет тиранозавра, занимающего два этажа здания. Одна кость плезиозавра – размером с машину. Много костей мамонта и многих других вымерших животных.

Основными посетителями музея являются иностранные туристы и дети, для последних стоимость билетов чисто символическая, потому что, как объяснили монголы, они хотят, чтобы подрастающее поколение было образованным и неравнодушным к природе родного края. Мы полностью с ними согласны.

Выйдя из музея, мы решили пройтись пешком по городу, так как никогда не узнаешь город, пока не пройдешь его собственными ногами. Гуляя по городу, мы видели множество различных памятников, фонтанов, скверов, особенно понравился сквер, где на каждом дереве висит по скворечнику. Каждый скворечник сделан в своем стиле и раскрашен в свой цвет. Очень приятно наблюдать столько «квартир» для птиц.

Улан-Батор – город контрастов, здесь много современных и красивых зданий и в то же время много юрт, несуразных домов и пристроек к ним. Есть роскошь и невероятная нищета. Все это создает свой неповторимый колорит.

Уже вечером мы торопимся в Национальный музей Монголии, где нас ждет выставка, посвященная Чингисхану. Все девять выставок музея изготовлены с большой любовью и поражают своей красотой. На выставках представлены национальные костюмы разных племен и народов, в том числе и бурят, уникальные украшения из серебра, золота, бронзы с драгоценными и полудрагоценными камнями. Есть зал, в котором собраны все полезные ископаемые и драгоценные камни, находящиеся на территории страны, включая метеориты.

Как и положено, в Национальном музее представлена и богатейшая выставка костей доисторических животных, поражают три хорошо сохранившихся скелета броненосцев и носорогов, огромное яйцо динозавра в разрезе, где хорошо просматриваются маленькие динозаврики.

Монголы не забывают свою историю, представив в музее два зала: в одном из них организована выставка достижений социалистической Монголии с ее наградами, съездами компартии, речами вождей, а в другом – достижения демократической Монголии. Есть зал, посвященный гуннской тематике, где подробно рассказывается, какие сокровища были найдены на территории Монголии. Этот зал нас особенно заинтересовал, здесь есть все: описание археологических раскопок, мумии древних гуннских вождей, украшения, предметы быта, части одежды, наконечники стрел, мечи, копья, луки. Поражает уровень развития технологии обработки металла и многое другое.

Есть дополнительная выставка, посвященная Чингисхану. Эта экспозиция завораживает – при входе в зал стоит огромный тотемный знак, за ним мелькают в виде теней изображения сражающихся воинов, образы военачальников, и при этом звучит музыка, создающая эффект присутствия на этих батальных сценах. Далее по периметру всего пола идет проекция Великой империи, которая все время изменяется и в красках показывает, как по годам происходили завоевания и расширения границ Монгольского государства. Всюду доспехи, военная форма и оружие того времени. Завораживает сохранившаяся с того времени одежда, уровень изготовления которой сравним только с современными технологиями изготовления одежды, причем на фирменных предприятиях нашего времени. Когда смотришь на вещи, предметы быта и оружие XIII-XIV веков, понимаешь, что нам преподавали историю, искажая факты. Сложно назвать народы, владеющие такими технологиями производства тканей, украшений, обработки земли, изготовления оружия и предметов быта, необразованными варварами.

В музее только интуристы, они просят нас сфотографироваться с ними, так как считают нас экзотическими экспонатами этого музея. Это нам немного льстит. Время летит незаметно, и мы даже не замечаем, что остаемся в музее одни. Оказывается, музей уже закрылся, а мы рассматриваем экспонаты в полном одиночестве. Работники музея пошли нам навстречу, потому что им приятно, что наши дети и мы так радостно реагируем на их национальное достояние.

21.07.2011

Утром мы с нетерпением ждем нашего сопровождающего Норовдоржа, так как сегодня нам предстоит путешествие до двух комплексов: «Чингисхан» и «ХIII век». Он появляется в 12:00 и сообщает, что мы отправляемся в поездку на нашей машине. Это озадачивает. Во-первых, в Honda CRV уже полный «комплект народа» – пять человек + груз, во-вторых, машина находится не в лучшем состоянии (пробит картер, редуктор не в порядке, глушитель танцует), в-третьих, как быть с местной полицией, которая безумно любит останавливать машины с российскими номерами. Я объясняю проблемы, однако Норовдорж говорит, что в Монголии принято ездить «сколько влезет в автомобиль».

Улицы Улан-Батора напоминают сплошной муравейник из машин и людей, которые все время движутся, толкаются и не соблюдают никаких правил дорожного движения. Держим расстояние между машинами 20–30 см, иначе кто-нибудь обязательно влезет перед тобой. Надо быть внимательной, чтобы кто-нибудь не въехал в тебе в бок. Надо часто сигналить, иначе остальные машины тебя в расчет не берут. Улан-Батор – город «Крузаков», «Лексусов» и «Хаммеров», в нем нет места маленьким машинам. Едем как в компьютерной игре и очень надеемся, что скоро выйдем за город.

Через полчаса приезжаем к какому-то невзрачному зданию. У нашего сопровождающего здесь дела, и он их должен срочно решить. Когда мы напомнили ему, что у нас договоренность и все услуги оплачены, он, наконец, согласился ехать по маршруту.

За городом мы радуемся, что поедем без пробок и сумасшедшего движения. Но на дороге сюрпризы – обещанной асфальтированной дороги нет, вместо нее куски асфальта вперемешку с ямами глубиной до 40 см. Мы движемся с приличной скоростью в колонне автомашин, из которой нельзя выйти из-за узости дорог и оживленного встречного движения. Вдруг впереди идущий автомобиль резко тормозит, вся наша колонна практически собирается в гармошку, жуткий визг шин. Мы узнаем причину внезапной остановки – водителю просто захотелось купить грибы, которые продают в пакетиках вдоль дороги. Так что будьте внимательны и помните, что водитель или пассажир впереди идущего автомобиля в любой момент может захотеть купить грибов, баранины, кумыса и мало ли еще чего. Вы должны помнить об особенностях движения в Монголии: сигналы поворота никто и никогда не подает, водители тормозят резко, вжимая педаль тормоза в пол, вне зависимости от ситуации, знаки дорожного движения не видят и правил не соблюдают, ездят посередине дороги и назад не смотрят, поэтому, чтобы обогнать кого-то, надо сигналить, при обгоне помните, что монгольский водитель обязательно начнет прибавлять скорость, это традиция.

Проехав 50 км, мы увидели самый большой памятник всаднику в мире – Комплекс Чингисхана. Он изготовлен из нержавеющей стали, кнут в правой руке статуи покрыт золотом, в лучах солнца он весь сверкает и искрится – зрелище потрясающее. Высота памятника 30 м, основание 10 м. В основной части памятника размещены: музей, ресторан, магазин сувениров, конференц-зал, комнаты для встреч и отдыха. В хвостовой части коня устроен лифт, по которому мы поднялись в головную часть и вышли на смотровую площадку, чтобы ознакомиться с окружающей панорамой с высоты птичьего полета. Вокруг памятника были размещены 200 гостиничных юрт, укомплектованные и напоминающие ханскую печать ХIII века.

Полюбовавшись окрестностями, мы решили пройти обратный путь вниз пешком по крутой винтовой лестнице, что в итоге оказалось верным решением, потому что буквально через минуту выключилось электричество, и свет погас, так что обратный путь вниз мы проделали в полной темноте, зато не застряли в лифте. Остальные туристы нам очень завидовали, потому что их в комплекс уже не пустили, и им пришлось довольствоваться видом памятника снаружи.

Попрощавшись с величественной статуей, мы отправились к историческому комплексу «ХIII век». Ехали по степи около 30 км, природа вокруг была потрясающей, однако и дорога словно осталась с ХIII века. Наконец, путь перегородили серые бревенчатые ворота странной конструкции, за которыми сразу открывался вид на первую станцию «Утрон», которая имитировала быт и сооружения монгольского государства. У ворот станции стоял экскурсовод в полной экипировке той эпохи. Он объяснил, что в комплекс входит 6 независимых станций, и предложил приобрести билеты в комплекс по цене 1500 руб. с человека. Следующей станцией через несколько километров была станция «Клан ремесленников», где можно было ознакомиться с железными и деревянными изделиями мастеров того времени. Третьей станцией была станция «Книжная ставка», где нас познакомили с древней письменностью Монголии ХIII века. Большое впечатление произвел письменный набор того времени, где, помимо различного рода кистей, чернил, была огромная серебряная печать весом в 5 кг. После знакомства с культурой того времени мы попали на станцию «Клан пастухов», где нас угостили национальными молочными продуктами и позволили прокатиться на лошади и верблюде. Пятой станцией была станция «Клан шаманов», где нас встретила потомственная шаманка и сразу объяснила, что есть ограничения для женщин, которые не должны входить в последнюю юрту, чтобы не разгневать местных духов. Эта станция была одной из самых небольших по размеру, однако одной из самых колоритных, так как в центре находился священный круг с тотемными знаками и символами, причем весь круг был обнесен огромным полулежачим частоколом. По периметру находились шаманские юрты с обрядовыми вещами и традиционными шаманскими костюмами и масками. Покинув станцию шаманов, мы практически сразу попали в последнюю, шестую станцию «Дворец Великого Хана». Эта станция самая большая и величественная. Основной достопримечательностью данной станции является Дворец хана – огромная юрта на колесах. Внутри юрты все сделано очень дорого и красиво. В центре величественный трон, весь покрытый дорогими мехами, по бокам менее богатые, но также очень красивые кресла, везде развешаны национальные и военные костюмы, головные уборы, оружие всех видов. В этой станции мы переодевались во все наряды, было очень весело и интересно.

22.07.2011

Мы отправляемся с утра на поиски Великой статуи Будды, так как понимаем, что монголы вообще любят все Великое. У нас есть карта города, и мы наивно думаем, что спокойно доедем до нужного места. Уже в пути мы понимаем, что карта составлялась по принципу: «кое-как, кое-где и плюс-минус километр». Видимо, для тех монголов, которые составляли карту, нет принципиальной разницы, справа или слева обозначить здание или сооружение, до реки или после реки, но еще выясняется, что у нас на карте обозначен не весь город, а только его центр, и то не точно. Покружившись по городу, мы все же подъехали к нужной статуе Будды, восхитились ее размерами, постучали в большой барабан, звук которого похож на гром во время грозы, позвонили в большой колокол и с чувством выполненного долга отправились на мемориал памяти советским солдатам, погибшим в годы Второй мировой войны.

Мемориал оказался на высокой горе в виде стелы окруженной большим бетонным кольцом с изображением наших воинов. Подъем в гору по лестнице составил 588 ступенек. Подъем для нас оказался трудным. Когда мы добрались до вершины, отдали дань памяти нашим солдатам. В этом месте было на удивление много монголов и ни одного туриста. Оказалось, это место почитается молодоженами, которых здесь было очень много. Приятно было смотреть на красивых невест в белых платьях и женихов в строгих черных костюмах. Было немного жаль, что не горел Вечный огонь в центре композиции. При этом вид, открывавшийся с высоты, позволял видеть весь город как на ладони. Вдоволь насмотревшись на город, мы начали наш спуск обратно и тут обнаружили, что мы могли не проделывать весь этот путь от подножия до вершины, так как есть подъездная дорога, практически до самой вершины.

23.07.2011

Мы стартуем домой, в Россию. До границы мы добираемся практически без приключений за исключением того, что в городе Сухэ-Батор проходит национальный праздник и на протяжении нескольких километров дорога представляет собой сплошную пробку из машин, лошадей и людей. Во время праздников не работает ни один магазин, кафе и ресторан. Голодными едем к границе. Там уже столпотворение народа, очередь из машин стоит в три ряда, и мы не знаем, куда нам встать. Кое-как пристраиваемся к одной из очередей. Мы сильно расстроены, так как понимаем, что при таком количестве людей будем проходить границу до вечера. Однако по неизвестной причине к нам вдруг подходит монгольский пограничник, просит выйти из колонны авто и показывает, чтобы мы встали на встречную полосу. Я выполняю данное распоряжение, и нас пропускают вне очереди. К нашему большому удивлению, далее по монгольской границе нас пропускают без всяких проволочек. Еще лучше нас встречают российские пограничники, которые улыбаются нам, приветливо разговаривают, интересуются нашим путешествием, и мы в результате проходим границу чуть больше чем за полчаса. Очевидно, но невероятно. Мы счастливы, потому что это удача! Едем на заправку, так как бензин в Монголии дорогой и хочется заправиться со скидкой. Однако, пока нас не было две недели на родине, как всегда, произошли изменения, в частности, моя золотая карточка «Роснефти» не действует, так как отменили скидки. Увы. Едем по нашей трассе, все знакомо и очень приятно, даже дорога кажется не такой разбитой, радуемся нашим разграничивающим полосам на дороге, столбикам вдоль дороги, нашим водителям, которые знают правила дорожного движения и которые не сигналят каждые пять минут и не ездят с дальним светом. Мы довольны: наше путешествие закончилось, у нас много хороших впечатлений, приятных воспоминаний, мы здоровы и все хорошо, потому что мы дома, в Бурятии!!!

Кол-во просмотров: 1568

Поделиться новостью:


Поделиться: