Театр «Байкал» готовит очередную премьеру, необычный театрализованный концерт «Mongols-Mogols». По задумке, это действо из двух десятков оригинальных сцен. Свяжут их между собой общая история и особый настрой артистов. Автором и продюсером проекта выступил директор театра «Байкал» Дандар Бадлуев…
– Дандар Жапович, судя по названию, проект очень масштабный. Скажите, в чем суть идеи? И что вас к этой идее подвигло?
– Театр «Байкал» выполняет свою миссию по развитию и сохранению бурятской культуры. К тому же, выступая по всему миру, мы ее пропагандируем, раскрываем, доносим до мировой общественности.
Если разобраться, это глобальная задача. И чтобы справиться с ней, воплотить в жизнь все то, что задумано, мы должны знать свои корни.
Не секрет что Государство Великих Моголов в Северной Индии в 1526 году основали потомки Тамерлана и Чингисхана. Так началась ярчайшая, золотая эпоха в истории Индии. И основы этой эпохи заложили великие монгольские правители. Для справки слово «могол» произошло от персидского «мугул», т.е. монгол.
Опять же известно, что Великие Моголы долгое время играли роль своеобразного бруствера на пути агрессивного проникновения Европы в Азию. Они заставляли считаться с собой ведущие колониальные державы того времени – португальцев, голландцев, французов, англичан. Сейчас мы можем только гадать, каким был бы мир, приди к власти на закате империи, в 1658 году, прогрессивный Дара Шикох, стремившийся к единению всех народов и культур Индии. Но к власти, как мы знаем, пришел агрессивный исламист Аурангзеб, который втянул страну в пучину междоусобиц. И в итоге сделал ее легкой добычей для англичан.
В целом нам очень интересно, какой же след оставили монголы в современных культурных пластах азиатских стран, в частности, Индии. Кстати, в одной из своих научных работ исследователь старинных бурятских песен Тамара Сергеевна Танганова приходит к мысли, что в булагатских песнях есть индо-иранские корни. Поэтому очень важно восстановить эту взаимосвязь, насколько это возможно.
– Получается, грядущее представление – это своего рода отражение пути монголов на пути в Индию?
– Это и отражение, и осмысление наших общих корней. А заодно пусть творческое, но доказательство аксиомы «Все люди братья».
Государство Великих Моголов на пике могущества представляло собой величайшую культуру. Символом этого величия стал дворец Тадж-Махал.
Я думаю, мир в то время упустил возможность уникального взаимопроникновения культур Востока и Запада. Но на то мы и театр. Мы можем воссоздать тот мир, и показать его. А танец для этой цели – наиболее удобная и логичная форма воплощения.
– Почему?
- Что в первую очередь перенимали кочевые племена, оседая на чужих землях? Они перенимали полезные навыки, а к таковым, в том числе, во все времена относились песни и танцы. Так, по общим элементам танцев народов всей Азии мы и сможем воссоздать уникальную картину.
– Проект вынашивался не один год?
– Да, но он еще будет совершенствоваться. Этот проект в любом случае будет продолжаться.
– Расскажите о программе грядущего вечера?
– В спектакле задействованы наши лучшие артисты, а так же гости из Северной Индии, певцы и танцоры. Действо включает в себя и конкретную историю, и песни, и танцы, совместные номера бурятских артистов и артистов из Индии, к примеру, песенное соревнование в национальном индийском стиле Qawwa Li и Мунгулдай предбайкальских бурят. Так мы даем зрителю возможность самому найти ответ, в чем сходство и различие в манере исполнения.
Яркие краски костюмов и украшений, красивая музыка, сценическое оформление номеров, пластика, орнаментальная мелодика и энергетика оставят неизгладимое впечатление. Мы постараемся отразить некоторую часть монгольского ареала, начиная от северных монголов, ойратов, монголов Калмыкии, Северной Индии и даже Афганистана, так называемых хазар-монголов. Они не могли не оставить свой след в нашей общей культуре.
– Как вы считаете, что для вашего театра особенно ценно в сотрудничестве с артистами из Индии?
– Об этом я могу говорить очень долго! Но на данный момент есть одна важная вещь, которую мы – деятели бурятской культуры – должны постараться перенять, чтобы оставить потомкам нашу уникальную культуру. Это методика обучения пению. У индийцев школа обучения классическому пению разработана веками, очень сложна и филигранна. Мы же сейчас используем европейскую методику. Я не умаляю ее достоинств, но для исполнения старинных бурятских песен, традиция которых сейчас уже исчезает и которую нужно искусственно реанимировать, больше подходит методика индийская. В этом я убедился еще раз во время встречи с индийскими певцами в Лакнау. И я думаю, что нужно приглашать педагогов из Индии для обучения наших певцов с детского возраста, как и принято там. И лет через 5-10 мы можем наслаждаться профессиональным виртуозным исполнением старинных бурятских песен и развивать этот стиль дальше.
– А теперь каверзный вопрос: как вы оцениваете состояние современной бурятской культуры?
– Оценок давать не хочу! Да и некогда! Но, думаю, любой театр должен придерживаться «своего пути», а если нужно, вовремя находить новые варианты, чтобы, не останавливаясь, двигаться вперед.
В целом же полагаю, что все наше искусство должно стать эмоционально более одухотворенным. Нам сейчас очень не хватает духовной подпитки именно на эмоциональном уровне.
И еще, мне кажется, творческие люди появляются на свет для того, чтобы обогащать нашу культуру, а затем делиться своим опытом с другими народами на уровне культуры и искусства.
P.S. В данное время творческая группа под руководством Дандара Бадлуева продолжает работу над созданием документального фильма о культуре государства Великих Моголов. Проект также посвящен взаимовлиянию монгольской и индийской культур в танце, вокальном искусстве и т.д. Фильм «Монгольский след в культуре Индии» будет презентован в Бурятии в июне 2013 года.