Монастырь Гандан – один из крупнейших буддийских монастырей в Улан-Баторе и Монголии в целом. О его истории и значении для монголов – в нашем материале.
ПЕРВЫЙ МОНАСТЫРЬ
История монастыря Гандан берет свое начало в 1809 году, когда от монастыря Богдо-гэгэнов, где исторически заседали главы Буддийской сангхи Монголии, отделилась специальная школа для изучения высшей буддийской догматики цанида – упорядоченного толкования основного содержания Ганджура, свода учений Будды Шакьямуни.
Школу назвали Гандан в честь монастыря Ганден, одного из самых крупных буддийских монастырей и знаменитого университета школы гелуг тибетского буддизма, а также места паломничества. Полное название монастыря Гандан – Гандантэгченлин, с монгольского переводится как «Большая колесница всеобъемлющей радости».
Первое здание монастыря из дерева с золотой крышей было построено в Урге (монг. – «Их хүрээ», название Улан-Батора до 1911 года. – Прим. авт.) в 1835 году по указанию Богдо-гэгэна V, в 1840–1841 годах возвели каменное здание. Постепенно территория монастыря Гандан расширялась и к концу XIX века здесь проживало около 14 тысяч монахов-лам.
В конце 30-х годов прошлого века, когда по стране пошла волна репрессий, инициированных тогдашним лидером Монголии Х. Чойбалсаном, монастырь был закрыт. Свои двери для верующих и учеников он открыл только в 1944 году. Под руководством настоятеля габджу Эрдэнипэла Гандан стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём. Храм сохранял этот статус вплоть до 1990 года, когда открыли еще два храма – Цогчин (Соборный) и Дзу.
Сейчас в храмовый комплекс Гандан входит несколько храмов, субурганов, молитвенных пагод, библиотека и Буддийский университет. Все это очень колоритно выглядит на фоне современного Улан-Батора с его небоскребами и бешеным темпом жизни.
СИМВОЛ НЕЗАВИСИМОСТИ
Центральный дуган комплекса Гандан – храм бодхисаттвы Авалокитешвара, или Мэгжид Жанрайсэг. Это здание высотой в 42 метра построили в 1912 году, архитекторы и историки солидарны во мнении, что дуган является великолепным архитектурным украшением Улан-Батора, где отражена история народного зодчества. Примечательно, что здесь строители смогли соединить несколько разных архитектурных решений. Крыша выполнена в китайском стиле и представляет собой пагоду, стены возводились из камня и кирпича, это отсылка к тибетскому стилю. В строительстве не было использовано ни одного гвоздя, что является особенностью монгольской архитектуры.
Мэгжид Жанрайсэг – один из символов суверенности современной Монголии. Напомним, с XVII до начала XX века страна находилась под управлением империи Цин. Во власти маньчжуров были центральные территории Монголии севернее пустыни Гоби, в то время называемые Внешней Монголией. Все изменилось с началом Национальной революции в 1911 году, одной из ярких фигур которой стал глава буддистов Монголии Богдо-гэгэн VIII. Тогда при поддержке монгольских лам и князей и Российской империи ему удалось изгнать с монгольских земель китайцев вместе с наместником императора Сандо.
Через год после этих событий и появился храм Мэгжид Жанрайсэг. В это же время началось возведение 25-метровой статуи божества сострадания и покоя Авалокитешвара внутри храма. Верующие были уверены, что такое благое деяние поможет их новому духовному лидеру и главе государства излечиться от слепоты – у Богдо-гэгэн VIII развивалась катаракта. А все потому, что Авалокитешвара является центральным элементом практик по восстановлению зрения.
Когда началась Вторая мировая война, статую демонтировали, но куда ее увезли, так никто доподлинно не знает. Историки говорят, что ее вывезли в Советский Союз и переплавили для военной техники, но доказательств этому нет. Восстановить статую удалось только в 90-е годы на народные средства. Люди приносили последние деньги, чтобы Авалокитешвара вновь мог охранять покой монголов.
ЗОЛОТОЕ БОЖЕСТВО
Высота нынешней статуи составляет 26 метров, выполнена она из меди и бронзы и покрыта сусальным золотом, которое добывали в Монголии. Сооружение ценно не только в духовном плане – статуя инкрустирована 2286 драгоценными камнями, из них 186 камней были найдены в самой Монголии.
Божество «держит» 11-метровый ствол лиственницы, подходящее дерево, послужившее опорой, нашли на заповедной горе Богд-Хан-Уул. Той самой, где, по поверьям монголов, Чингисхан набирался сил перед походом на тангутов. В лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, куда поместили доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганджура и Данджура, присланное Далай ламой XIV, а также сочинения Цонкапы.
У статуи Авалокитешвара четыре руки, в правой руке божество держит вазу, где находится святая вода – аршан, в левой – зеркало, которое помогает ему видеть все охраняемые земли. Еще две руки сложены на животе в знак «Ом», что обозначает тот самый третий глаз, который по буддийским канонам должен находиться на лбу божества. Здесь же у Авалокитешвары вместо третьего глаза расположены портреты Далай ламы XIV и самого Богдо-гэгэн VIII.
Как рассказал настоятель, место для строительства дугана было выбрано не случайно. По традиции, чтобы построить дацан, монголы делают геологические исследования. Так как Монголия находится в сейсмоактивной зоне, необходимо было найти место, где будет максимально спокойно во время стихийных бедствий. Лучше всего подошел участок на одном из холмов, где позднее и раскинулся храмовый комплекс Гандан. В храме всегда прохладно, а все потому, что он построен на вечной мерзлоте.
АЛЬМА-МАТЕР ХАМБО ЛАМЫ
Как говорилось ранее, в состав комплекса входит Буддийский университет им. Г. Дзанабадзара. Учреждение работает с 1970 года и считается самым большим религиозным образовательным заведением в Монголии. Его выпускником, добавим, является глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо лама Дамба Аюшеев.
Здесь ламам удается умело сочетать современные методы обучения с традиционными буддийскими учениями. В библиотеке при университете насчитывается более 50 тысяч различных монгольских, индийских и тибетских книг и рукописей. В 2012 году было построено новое четырехэтажное здание университета, где проводят и хуралы, и занятия и принимают верующих. Служба начинается с самого утра и длится несколько часов. В это время все желающие, решившие помолиться, могут поучаствовать в хуралах.
На первом этаже принимают посетителей, там можно заказать молитву и посетить астролога. Русскоговорящих лам нет, поэтому лучше приходить со знающим монгольский и русский языки. На втором этаже проводятся сами хуралы. Это большой зал с высокими потолками, где с удобством могут разместиться более сотни лам и сами верующие.
На третьем и четвертом этажах хранятся буддийские реликвии и утварь, которые используют для хуралов и других важных мероприятий. Там же находится библиотека и учебные классы.
Сам монастырь открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 16:00. Службы в храмах заканчиваются к полудню. Вход на территорию самого монастыря бесплатный, плата взимается только за посещение храма Мэгджид-Джанрайсэг.