«Молоко Бурятии» – угроза потерять предприятие есть

Эксперт Newbur.ru Александр Янтранов о жизнеспособности ОАО "Молоко Бурятии" в условиях кризиса
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |

Казалось бы, внешние события

Цены на европейские сорта нефти впервые с начала года опустились ниже 50 долларов за баррель, курс рубля к доллару превысил отметку 62 рубля, а продление и расширение санкций со стороны США и союзников, по сути, не оставляет шансов на сближение России и Запада на ближайшее время, что могло бы облегчить состояние российской экономики. Центробанк России недавно опубликовал отчет, в котором официально заявил о продолжении рецессии до конца 2015 года со снижением ВВП за год до 3,5–4%. Некоторые аналитики предсказывают продолжение рецессии в последующие несколько лет.

Выигрывающие

При наступлении таких шоковых событий (девальвация, увеличение стоимости кредитования, внешнеполитические события и т.п.) экономика и население в целом проигрывают, однако есть игроки и даже целые отрасли, получающие шансы для развития.

Российские производители молочных продуктов и связанные с ними производители сыров и сливочного масла при прямом и косвенном закрытии импорта оказались выигрывающей стороной. В России за первое полугодие 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем производства молока увеличился на 2,4%, объем производства сыров – на 27,5%, сливочного масла – на 8% (по маслу данные за 1 квартал 2015 года).

В Бурятии за январь – июнь 2015 года объем производства сырого молока в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 6,2% и составил 78 тыс. тонн (данные Бурятстата). Учитывая, что основной объем молока перерабатывается на одном предприятии, с высокой долей вероятности можно предположить наличие проблем и в таком системной для сельского хозяйства Бурятии компании, как ОАО «Молоко Бурятии».

Сравнение цен

Поскольку сетевая розница уже в большей степени отражает текущий расклад на продуктовом рынке (в Улан-Удэ до 90% – розничных продаж), для проведения простого анализа начнем с обычного обхода наших крупных сетей.

Прямое ценовое сравнение с продукцией иркутских производителей кисломолочной продукции приводит к однозначным выводам относительно продукции ОАО «Молоко Бурятии» – почти по всему ассортименту цены выше на 5–20%.

По молоку длительного хранения продукция «Молока Бурятии» на полках сетевой розницы располагается с ценой 43,9 рубля за 1 литр с жирностью в 2,5%, при этом аналогичная продукция конкурентов из Центральной России и Поволжья реализуется в диапазоне 32–40 рублей за 1 литр.

Предприятие вышло на высококонкурентный рынок молока длительного хранения с премиум продукцией по инерции и в самый неподходящий момент. Ухудшение общей экономической ситуации, характеризуемое снижением доходов населения, всегда приводит к уменьшению и смещению потребительского спроса на более дешевую продукцию. В результате происходит постепенное ценовое «вымывание» продукции с полочного пространства супермаркетов.

Анализ доходов и расходов

Статус открытого акционерного общества позволяет найти отчетность молочной компании в свободном доступе. Из-за не совсем точного отражения экономической сущности операций российскими стандартами бухучета мы подходим к анализу отчетности с определенными допущениями.

Показатели отчета о прибылях и убытках ОАО «Молоко Бурятии» с 2011 по 2014 год, млн рублей

Показатель

2011

2012

2013

2014

Изменение 2014 к 2013

1

Выручка

189

217

300

573

91%

2

Себестоимость продаж

163

195

228

514

126%

3

Валовая прибыль (1)-(2)

26

22

72

58

-19%

4

Коммерческие расходы

19

32

46

49

8%

5

Проценты к уплате

10

15

21

33

59%

6

Промежуточная прибыль (3)-(4)-(5)

-4

-25

6

-24

-472%

7

Прочие доходы

39

20

8

87

в 9,86 раз

8

Прочие расходы

15

5

14

134

в 8,33 раз

9

Налог на прибыль

5

10

Чистая прибыль (6)+(7)-(8)-(9)

16

-10

0

-70

Стоит обратить внимание на большее увеличение себестоимости продаж (+126%) компании в сравнении с ростом выручки (+91%) в 2014 году в сравнении с предыдущим годом. Даже если предположить, что 100% сырья – это импорт, это не объясняет полностью существенности прироста себестоимости. Вполне вероятно отнесение части инвестиционных затрат к затратам текущего периода и наличие множества расходов, связанных с активным ростом компании в 2014 году.

В 2014 одновременно произошло снижение валовой прибыли и увеличение коммерческих и процентных расходов, которые естественным образом привели к убыткам, компенсировавшимся государством. Однако валовая прибыль не покрывала основную и финансовую деятельность, и предприятие активно получало государственные дотации еще с 2011 года.

При этом предприятие, начиная с 2011 года, увеличило расходы на выплату процентов почти на 46% в среднем за год. Так, в 2014 году процентные расходы составили 32 млн руб., увеличившись в 3,1 раза с 2011 года, при этом валовая прибыль увеличилась всего лишь в 2,2 раза. Если в 2015–2016 годы валовая прибыль компании не начнет расти быстрее расходов, то можно будет однозначно судить о неэффективности вложений.

В 2014 году из 134 млн рублей прочих расходов курсовая разница составила почти 124 млн рублей. По сути, это переоценка валютных обязательств компании, зафиксированная в виде бумажного убытка. В связи с падением рубля эти бумажные расходы становятся фактическими, увеличивая в последующем проценты к уплате и валютные лизинговые платежи.

Выводы

При текущей модели развития предприятие жизнеспособно лишь при внешней государственной поддержке, на что указывают отрицательные значения промежуточной прибыли, отражающей самостоятельную деятельность. При этом требуется реструктуризация не только валютных обязательств, но и обновление стратегии в целом. При сочетании ухудшения внешней экономической ситуации и отсутствия управленческих решений по стратегии и поддержки органов власти мы можем потерять системообразующее предприятие.

Стратегия сочетания высоких цен и качества в условиях продолжающегося кризиса может оказаться ошибочной. Есть и другие варианты – компании «Данон» и «Эрманн» к кризису выпустили эконом-линейки кисломолочной продукции, не позиционируя их с основными брендами. Некоторые молочные компании, имеющие хорошую сырьевую базу, вышли на рынки твердых сыров, есть варианты развития дистрибьютерского бизнеса продукции среднетемпературного режима, учитывая удобное расположение, соответствующие склады и возможности ежедневной доставки свежей продукции.

Мы надеемся, что команда, которая в 2005 году дала новый толчок развитию предприятия, справится со сложностями текущего времени, которое характеризуется высокой изменчивостью. Например, если сейчас бюджетные дотации еще доступны, то в 2016 году в связи с бюджетными сокращениями из-за падения цен на энергоносители объем государственной помощи сельхозпроизводителю может быть сокращен. Непонятно также, каким именно образом повлияет длительный период засухи, наблюдающийся в Байкальском регионе, на животноводстве. Список внешних факторов, способных влиять на экономику Бурятии, можно продолжать до бесконечности. Нужно понимать, что внешняя ситуация продолжит оставаться неустойчивой еще долгое время.

Кол-во просмотров: 404

Поделиться новостью:


Поделиться: