Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров побывал с рабочим визитом в Бурятии 3 августа. В рамках визита прошло совещание у главы республики Вячеслава Наговицына. В нем приняли участие министр промышленности и торговли Бурятии Александр Гребенщиков, президент СПП РБ Леонид Белых, замминистра МПР РБ Александр Лбов, и.о. министра имущественных и земельных отношений Павел Дорофеев, министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Евгений Горюнов, гендиректор ОАО «Байкальская лесная компания» Евгений Пруидзе, руководитель ЗАО «Славия-Тех» Андреян Зыбынов и другие.
– Основные вопросы – это развитие авиационной промышленности республики, сырьевой базы для металлургии, лесной промышленности и торговли. Сегодняшнее совещание – это одна из форм взаимодействия с региональными властями и бизнесом по всем основным направлениям, в том числе снятию ограничений по ряду моментов, связанных с экологией и близким расположением озера Байкал, – пояснил Денис Мантуров.
Замминистра МПР РБ Александр Лбов внес предложение изменить ФЗ об охране озера Байкал в части снятия ограничений на создание инфраструктуры, необходимой для функционирования ОЭЗ «Байкальская гавань» и для жизнеобеспечения населения, проживающего в этой зоне. Эта проблема в Бурятии давно обсуждается: Закон «Об охране озера Байкал» был принят в 1999 году, а спустя два года появилось постановление правительства РФ №643, которое запрещает строить на Байкале дороги, линии электропередачи и другие хозяйственные объекты.
По словам Вячеслава Наговицына, данные ограничения снизили инвестиционную привлекательность Бурятии, так как 25% территории республики расположено в центральной экологической зоне (ЦЭЗ) Байкальской природной территории. Трудности испытывает местное население, так как до сих пор не урегулированы вопросы по заготовке дров, утилизации ТБО, санитарном уходе и рубке леса, ловле рыбы. Как отметил глава республики Вячеслав Наговицын, строительству турзон препятствует действующее законодательство, которое запрещает строить объекты инфраструктуры.
Федеральный чиновник в этот же день посетил Улан-Удэнский авиазавод, где ознакомился с агрегатно-сборочным производством. Как отметил Денис Мантуров, «в Бурятии развит авиационный кластер, авиационный завод дает хорошие показатели, и его нужно продолжать развивать». Развитие завода его руководство, как и руководство Оборонпрома, видит в проекте модернизации вертолетов МИ-171А2. При этом к концу 2014 года предприятие планирует начать серийное производство многоцелевого вертолёта Ми-171А2, который разрабатывается на базе Ми-171А1.
Руководитель УУАЗ Леонид Белых отметил, что в развитии промышленного кластера региона может помочь создание промышленного парка на базе авиационного завода. Основной специализацией промпарка должна стать крупно-узловая сборка сельскохозяйственной и промышленной техники. Среди направлений деятельности резидентов, кроме сборки сельхозтехники, может стать техобслуживание и капремонт легких самолетов, производство труб из полиэтилена, изготовление емкостей, бассейнов, вентиляционного оборудования, а также производство малых инновационных предприятий.
Павлом Дорофеевым был поднят вопрос об установлении санитарно-защитных зон аэродрома «Восточный», которые на сегодня у него отсутствуют. Правительство республики направило обращение в Минобороны и в Минпромторг с просьбой о проведении работ по установке защитных сооружений. Минобороны выразило мнение, что вопрос по организации работ находится в компетенции минпромторга. Следовательно, ответственность в данном деле должна быть возложена на УУАЗ. Однако прокуратура заявила, что у такого заявления нет оснований, поскольку правообладателем объекта на территории аэродрома является войсковая часть. В свою очередь, Минобороны так и не взяло на себя предъявленные обязательства.
Дорофеев попросил министра рассмотреть возможность определения конкретного лица, которое возьмет на себя ответственность за установление санитарно-защитных зон аэродрома, на что Мантуров ответил согласием.