Министерство культуры РБ затеяло еще один дикий скандал

3 мая худрук Оперного балета Азат Максутов был внезапно уволен без объяснения причин. Как сообщили в театре «Новой Бурятии», его отстранили от должности худрука, оставив пока за ним должность главного дирижёра театра. Скандальный факт увольнения показал еще раз, насколько сильны в театре внутренние противоречия и конфликты.
Общество |

3 мая худрук Бурятского государственного театра оперы и балета Азат Максутов был внезапно уволен по ст. 278 Трудового кодекса РФ (без объяснения причин). Как сообщили в театре «Новой Бурятии», его отстранили от должности худрука, оставив пока за ним должность главного дирижёра театра. Скандальный факт увольнения показал еще раз, насколько сильны в театре внутренние противоречия и конфликты. Часть оркестрантов поддерживает молодого худрука, они принесли в редакцию свое письмо в его защиту. А часть, во главе с маститыми работниками культуры, как раз и способствовала увольнению.

Вполне объективно по возникшей ситуации высказалась народная артистка СССР Галина Шойдагбаева. По ее словам, за последние два года в нашем театре появилось два молодых художественных руководителя. И «наш театр превратился в удобный «полигон» для начинающих дирижёров, где им нужно «набить руку», набрать репертуар».

– Это удобно для них, но очень неудобно для театра, ведь он и так потерял очень много времени на реконструкцию, а вместе с тем потерял репертуар, декорации, костюмы и дисциплину. И для восстановления всего этого нужен опытный худрук и дирижер, – отметила прославленная певица. – Тем более что сейчас в театре подрастает молодое поколение, им нужны рука мастера, особый подход и хорошее, человеческое отношение. Где-то нужно с них требовать, а где-то и похвалить.

Концертмейстер оркестра театра Дарья Станишевская более резка в своих оценках: «Мы неоднократно писали письма министру культуры с просьбой отстранить от должности Азата Максутова, потому что он очень слабый дирижер и «никакой» руководитель. Задача дирижёра – работать с оркестром, с певцами. Максутов не желает проводить никакой работы, отмечая, что «театр – не учебное заведение». В итоге весь материал, что появляется на сцене, очень сырой... У солистов нет спевок, не отработаны мизансцены. В общем, этот человек ведет себя антипрофессионально. И мы жаловались на него не потому, что мы держимся за свои места, а потому, что искренне болеем за свой театр, а такой человек для театра страшен!»

Концертмейстеру вторит руководитель оперно-дирижёрского управления, народная артистка РФ Дарима Линховоин: «Наш коллектив ждал от Азата Максутова хорошей работы, на него возлагались большие надежды. Я хочу, чтобы в нашем театре работали способные люди. Но прошло время, и весь коллектив увидел, что Максутов нам ничего не может дать. Он просто сводит концы с концами, а ведь дирижёр должен быть генератором. Мы же ничего профессионального от него не получаем. Никто из певцов, кто работал с ним, не может сказать ничего положительного. Я проработала в театре 37 лет, прошла большую школу, и на моём веку были хорошие дирижёры, я знаю, что это такое. Сейчас же все солисты приходили ко мне с жалобами».

Однако часть творческих работников театра не согласна с этой точкой зрения. В редакцию они принесли текст открытого письма президенту РБ Наговицыну В.В. и Председателю Народного Хурала РБ Гершевичу В.В. В тексте письма артисты ставят вопрос ребром, возлагая ответственность за скандальное увольнение на директора театра и министра культуры.

Они пишут, что «коллектив БГАТОиБ крайне обеспокоен сложившейся ситуацией в театре. Министр культуры РБ Цыбиков Т.Г., используя свое служебное положение, грубо вмешивается во внутренние дела театра, определяет репертуарную политику театра, формирует составы постановочных групп, устанавливает план и график репетиционного процесса, приглашает специалистов, не имеющих соответствующего образования и опыта работы в театральных коллективах. Данная ситуация ведет к нарушению Устава театра, полномочий и должностных обязанностей ответственных лиц, а также создает условия для коррупционного фона при заключении договоров и разбазаривания государственных средств.

Благодаря кадровой политике Цыбикова Т.Г. в театр приглашались специалисты без специального образования, такие как Лубченко, Людвиг, Ткаченко, Силаевский и другие, целью которых стала реализация личных проектов. Приглашение этих специалистов для работы в театр с их авантюрными планами и полной бесперспективностью, пустыми обещаниями о гастролях во Францию и Германию, внесло нескончаемые интриги, нездоровую творческую атмосферу, отсутствие полноценной творческой работы над репертуаром и спектаклями театра».

В письме худрук Максутов оценивается как «энергичный, порядочный, дисциплинированный и высокопрофессиональный дирижер и управленец». Он прошел стажировку с профессиональным образованием в Германии, имеет опыт работы в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Челябинском театре оперы и балета. Тем не менее в письме артисты отмечают, что его подвергают «травле, унижениям и запугиванию». Управленческие решения худрука игнорируются и директором театра, и министром, принимаются решения в обход него.

Из текста письма становится понятно, что внутренний кризис в театре, порождающий конфликты, очень глубок. И в этой связи они подвергают критике деятельность директора и министра культуры. «Нормы творческого процесса (репетиции и прокат текущего репертуара) ставятся в зависимость от количества арендных мероприятий в театре, которые планирует единолично директор театра», тогда как это ставит под удар профессиональную состоятельность творческих цехов театра. «Не выстроенная просветительская и образовательная политика по работе со школьниками, студентами ставит под сомнение значимость и роль театра».

И далее: «Прокат спектаклей, производительность труда, занятость артистов упала более чем в два раза, несмотря на увеличение бюджета на 40%. Вместе с тем политика уравниловки, отсутствие грамотного ведения учета и контроля рабочего времени, несправедливое распределение фонда оплаты труда по принципу «люблю-не люблю», отсутствие критериев объективной оценки деятельности и трудовой дисциплины каждого творческого и административного работника создают благоприятный климат для «халявы», безответственности, безнаказанности и отсутствия всяких перспектив для дальнейшего успешного функционирования театра.

Критерием высокой оплаты труда становится не занятость и объемы труда, качество работы, наличие сценической формы, работоспособность и добросовестность, а высокие звания, заработанные в былые времена, и «удобность» дирекции театра и министру культуры».

В заключение письма артисты просят прекратить непрофессиональную деятельность Цыбикова Т.Г. по разрушению профессионального искусства нашей республики путем отстранения его от должности. А также «рассмотреть слабую работу администрации театра. Восстановить на прежней должности худрука Максутова А.Б».

Дарья Станишевская же отмечает, что «Максутов позволяет пренебрежительные и оскорбительные высказывания в адрес артистов. Да, можно тут вспомнить про Антона Лубченко, он, действительно, хам и матершинник, но ведь он работал в театре, а не делал вид! С ним было другое качество, энтузиазм что-то делать. В работе с Максутовым же руки опускаются, но, поскольку у нас есть достоинство и честь, мы продолжаем работать, чтобы спектакль вышел».

А Дарима Линховоин уверена, что «решение министра очень давно созрело в коллективе».

– В театр приехал известный дирижёр Александр Полищук (8 мая будет дирижировать балетом «Лебединое озеро», а 11 мая – оперой «Мадам Баттерфляй». – Ред.). Он занимается с утра до вечера с каждым певцом. Так и должна строиться работа дирижёра, – заявила она. – Азат Максутов же совершено не обращает внимания на музыку, постоянно говорит: «Мне некогда». Конечно, мы, как можем, стараемся вложить своё прочтение, однако это прямая обязанность дирижёра. Находятся в театре те, кто поддерживает Максутова, но это люди, не ориентированные на творчество. Все же мастера, проработавшие много лет, объездившие разные города и страны, видят его непрофессионализм.

– Коллектив театра в целом сейчас готов работать днём и ночью: нам нужно вернуть былую славу, а не ждать, пока молодые руководители научатся дирижировать, – отмечает Галина Шойдагбаева. – И мне очень жалко людей, времени, которое мы тратим. Это большая ошибка, что молодых, неопытных дирижёров ставят на такую должность.

Теперь, когда дело об увольнении художественного руководителя театра вышло за пределы сферы культуры и обернулось диким скандалом, стало ясно, что профильному министерству не удается справляться с такой тонкой материей, как восстановление академического искусства. И здесь в ситуацию должны вмешаться люди, более авторитетные, которые должны помочь очертить пути вывода театра из критического состояния, обозначить вектор развития и произвести кадровые назначения. На самом деле от оперного театра все ждут подъема и новых спектаклей, а не постоянных периодических публичных скандалов.

Кол-во просмотров: 491

Поделиться новостью:


Поделиться: