Мертвый сезон

Почему-то именно летом, в мертвый сезон, когда все храмы искусств свертывают свои театральные сезоны, мы вспоминаем, что Улан-Удэ – это город культурный. Но летом, оказывается, и сходить-то некуда.
Общество |

Почему-то именно летом, в мертвый сезон, когда все храмы искусств свертывают свои театральные сезоны, мы вспоминаем, что Улан-Удэ – это город культурный. Но летом, оказывается, и сходить-то некуда.

Можно подумать, что весь театральный сезон люди косяками посещают спектакли и концерты народных инструментов в филармонии. На фоне пустых афишных тумб город кажется дико некультурным, а слоняющиеся по городу туристы и жители города не знают, куда себя деть.

И традиция проведения массовых концертов за десять лет становления «шоу-бизнеса» так и не сложилась. Да, местные звезды «баловались» проведением «сольников» в больших залах, но оставили эту убыточную затею, полностью переключившись на клубные выступления. В Улан-Удэ не появилось ни одного стоящего промоутерского объединения, которое занялось бы организацией концертов раскрученных звезд. Ранее главным аргументом непроведения подобных мероприятий в городе было отсутствие в Улан-Удэ большого зрительного зала. К этому лету появились и зал, и площадки под открытым небом, когда надо успевать «ловить» звездных гастролеров и заманивать в город, а людей – на концерты. Но народу показали лишь бесплатный концерт группы «Би-2», и то в рамках грандиозного юбилея республики. И, видимо, юбилеем были исчерпаны все ресурсы государственных культурных учреждений.

Если бы опыта проведения массовых концертов в Улан-Удэ не было никогда, то накануне нового кризисного этапа можно было бы и не начинать ничего эдакого. Однако успешные эксперименты были, достаточно вспомнить деятельность Константина Ханхалаева, Якова Капилевича, Аллы Нарушевич… Даже если исходить из того, что эти люди провели всего лишь по паре-тройке успешных концертов, заманив на них по несколько тысяч человек, то для Улан-Удэ это уже достижение.

Геннадий Петрунин: «Крупный концерт – это вам не свадьба…»

Все, кто рискнул попробовать себя в организации зрелищ, уехали или зареклись заниматься этим в Улан-Удэ. О сути этого «диковинного» для Улан-Удэ ремесла «Новой Бурятии» рассказал Геннадий Петрунин, один из немногочисленных бывших промоутеров Улан-Удэ, а ныне – директором компании MG Event. В десятилетие нулевых он принимал участие в организации успешных концертов групп «Чайф», «Сплин», Валерии. Затем он уехал в Москву. И после большого столичного опыта и общения с гуру промоутерского ремесла он пока не горит желанием взяться за то, чтобы вытащить город из уныния.

- Геннадий, так в чем состоит работа промоутерского объединения, занимающегося концертами?

- Бизнес промоутера – продажа билетов. У каждого артиста существует контракт с агентом, с которым промоутер заключает договор на проведение того или иного концерта. Большинство сделок – это гонорарные контракты. То есть артист получает фиксированный гонорар независимо от результатов мероприятия. Поэтому промоутеры несут на себе все риски по недопродаже билетов.

- Риски несут только промоутеры, а у артистов гарантированный доход?

- Весь прогрессивный промоутерский мир Европы и Америки живет в системе процентных отношений, когда вознаграждение всех сторон напрямую зависит от результатов продаж. До нашей страны, а тем более до Бурятии, такая система еще не дошла. В первую очередь, из-за непрозрачности нашей экономики, непрозрачности системы реализации билетов.

- Ты можешь назвать наиболее успешные концерты в Улан-Удэ?

- Концерт группы «Чайф» в 2000 году был достаточно прибыльным. Тогда я принимал участие в организации мероприятия вместе с продюсером Константином Ханхалаевым. Еще неплохо провели в том же году концерт Валерии (на нее билеты продали за месяц до начала концерта), а через год – выступление группы «Сплин. Концерт Земфиры, выступление группы «Корни»…

- Возможно, надо быть такой весомой персоной в российском шоу-бизнесе, какой был тогда Константин Ханхалаев, чтобы в Улан-Удэ концерт состоялся на все сто, в город приехали актуальные звезды?

- Угадать бывает нелегко. Бизнес это непрогнозируемый, неровный и очень тяжелый. В Улан-Удэ народ имеет особые предпочтения. Хотя гипотетически наш зритель вообще не очень избалован «звездами» и должен идти на все, что привозят.

- А сколько стоит в Улан-Удэ реклама концерта?

- Рекламы много не бывает, и, чем больше бюджет, выделенный на нее, тем лучше. Очень дорогое эфирное время на телевидении, радио, тогда как баннеры и афиши дешевле. Реклама в Интернете тоже стоит денег. Если 10 лет назад на рекламу я закладывал порядка 30 тыс. рублей, то сейчас для полноценной раскрутки концерта, по нынешним расценкам, необходимо не менее $100 тыс. В концертном бизнесе сверхдоходы получают только артисты. Для бизнесменов концертная деятельность очень хлопотная и расходная. Иногда до последнего дня неизвестно, сколько зрителей придет на концерт.

- Помнится, ты мечтал привезти в Улан-Удэ «Машину времени», говорил, что это хоть и дорогой, но самый беспроигрышный вариант. А сейчас кто наиболее успешен?

- Никакой аналитики по этому поводу нет. Статистикой тоже никто не делится. Можно ориентироваться на все: на отзывы в прессе и в сети — но, в конечном счете, следует полагаться на чутье. Никакие радиоротации, никакое MTV уже давно не работают. Есть Интернет, где все сами выбирают, что слушать – и бесплатно. Но штука в том, что та аудитория, которая ходит на концерты и вообще интересуется современной музыкой, слишком маленькая. И воспитание аудитории — это наше общее дело, конечно. А пока у нас главный культурный феномен — Стас Михайлов.

- Да уж, шансон у нас в почете. Три года приезжала группа «Бутырка». Говорят, с большим успехом…

- А я слышал, что группа «ДДТ» неплохо выступила в городе в позапрошлом году. Причина даже не в статусе артиста, а в цене на билет. Чтобы российский артист был успешен, цена на билет должна быть доступной. В случае с Юрием Шевчуком доступность цены – это его личная инициатива. Деньги для него не важны, для него важно, чтобы люди смогли попасть на концерт. Большинство других артистов эти вопросы интересуют меньше.

- Слушай, а правда, что по приезде куда-нибудь в «глушь» типа нашей звёзды пускаются во все тяжкие?

- Не могу сказать, что все артисты по приезде бросаются во все тяжкие. Но главные атрибуты гастролера – сауны, девицы, алкоголь и клубы — никто не отменял. Помнится, 10 лет назад музыканты группы «Сплин» озадачили меня тем, что хотят покурить нашей знаменитой конопли…

- Приехав в родные пенаты, ты все же пока не собираешься занимать эту никем не занятую нишу?

- В Москве я работаю в рамках своей компании – агентство MG Event. С начала лета открыл филиал в Улан-Удэ, набрал штат. Буду развивать рынок корпоративных мероприятий в Улан-Удэ. Как такового устойчиво сформировавшегося его еще нет, но предпосылки к его созданию есть. Все-таки для многих бурятских компаний «корпоратив» – это пока все еще несколько ящиков водки, колбаса и тамада.

- Другими словами, будешь веселить, и везти звезд к узкой аудитории определенного трудового коллектива. А как же все остальные?

- С появлением новых площадок и хорошо отремонтированных старых в шоу-бизнесе Улан-Удэ появится положительная динамика. Хотя пригодных для крупных концертов всесезонных больших концертных площадок до сих пор нет. Поэтому проблема остается прежней, что и пять, и десять лет назад. В том же отремонтированном оперном театре, который был самым востребованным залом города в акустическом отношении, зрительных мест стало меньше, да и акустика, говорят, уже не та. О зале русского драмтеатра и речи нет. Для проведения стоящего мероприятия нужно помещение на 1500–2000 человек, не меньше.

- И все же, как я поняла, главная проблема в кадрах. В Улан-Удэ, несмотря на огромное количество разного рода пиарщиков и культурных людей, специалистов нет, и не предвидится?

- Тем, у кого есть деньги, не интересен шоу-бизнес именно как бизнес. Те, кто хочет заниматься шоу бизнесом, – молодые амбициозные люди, не имеют денег. Вот построили стадион, но задачи его администрации – это, в первую очередь, проведение разных спортивных мероприятий, развитие спорта в целом и разных секций – в частности. О концертах тут речи нет.

Организовать крупный концерт – это не свадьбу провести. Здесь тремя-четырьмя конкурсами не обойдешься. Нужны специалисты, умеющие рисковать, планировать, анализировать, организовывать, контролировать, управлять и принимать решения.

Кол-во просмотров: 4724

Поделиться новостью:


Поделиться: