Общественность Улан-Удэ вновь задается вопросом: когда же установят памятник казакам-«землепроходцам» на историческом месте основания Удинского острога? Городские власти в очередной раз перенесли срок начала его строительства. Напомним, что открыть мемориал мэрия Улан-Удэ планировала в День города в начале сентября этого года в ознаменование 345-летия Верхнеудинска. На прошлой неделе мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев объявил, что это знаковое для города событие откладывается еще минимум на год.
Памятники – друзья по несчастью
В истории Улан-Удэ есть несколько памятников с «плохой кармой». Как правило, разговоры о том, что такой памятник необходимо установить, идут уже не один десяток лет. Общественность взывает к властям и меценатам дать денег на памятник, власти в очередной раз принимают решение о начале его строительства, но проект так и остается нереализованным. К разряду таких проектов в Улан-Удэ относятся минимум три памятника, о необходимости строительства которых говорят еще с советских времен.
Во-первых, это многострадальный проект «Мемориала дружбы народов». Еще с 70–80-х годов прошлого века общественность несколько раз торжественно устанавливала «памятный камень на месте будущего мемориала». Первый раз камень был установлен в сквере возле бывшего кинотеатра «Дружба», на месте которого уже построено здание Русдрама. Затем камень перенесли в сквер около Восточно-Сибирского государственного института культуры (ныне ВСГАКИ). Но после того как там был построен памятник «Ровесникам, ушедшим в бой» («Черный тюльпан») в честь военных из Бурятии, погибших в Афганистане, следы «памятного камня» затерялись. В управлении градостроительства и архитектуры Улан-Удэ ничего не знают о его судьбе.
Сам же проект «Мемориала дружбы народов Бурятии» еще несколько раз всплывал в качестве ближайшей архитектурной перспективы республиканских властей. Последний раз – в связи с празднованием 350-летия «добровольного вхождения» Бурятии в состав России. Мемориал хотели построить за Бурятским театром оперы и балета, на том месте, где недавно стоял монумент «Гостеприимная Бурятия». Позже строительство Мемориала дружбы народов в «новом квартале в юго-западном направлении» даже вошло в план мероприятий по подготовке к празднованию 350-летнего юбилея. Первоначально даже планировалось выделение на это 60 млн рублей по Федеральной целевой программе «Культура России». Однако после урезания бюджета юбилея в связи с финансовым кризисом финансирование строительства этого мемориала сократили в первую очередь. Шансы вновь заставить говорить о себе у этого проекта могут появиться, наверное, только через несколько десятков лет, при подготовке уже к 400-летнему юбилею.
Вторым памятником с «неважной кармой» можно считать так и несостоявшийся проект монумента, посвященного «трудовому подвигу строителей Бурятского участка БАМа». Построить его ветеранам-бамовцам обещал еще бывший президент Бурятии Леонид Потапов не менее 5 лет назад. Тогда планировалось выделить из бюджета республики 1,5 млн рублей на проектно-сметную документацию «бамовского монумента». Стоимость строительства самого памятника оценивалась самими инициаторами в 20 млн рублей. Мэрия Улан-Удэ даже выделила участок земли в 35 соток под этот проект в районе бывшего бамовского предприятия «Улан-Удэстальмост». Однако 35-летие начала строительства БАМа в 2009 году в столице Бурятии отмечали без памятника. Есть ли реальная возможность построить памятник «трудовому подвигу бурятских бамовцев» за государственный счет к 40-летию магистрали, пока не ясно.
Что написано в «сказке»
И, наконец, еще одним мемориальным «проектом века» в столице Бурятии уже давно считается памятник казакам – основателям Верхнеудинска (Улан-Удэ). Напомним, что годом основания города официально считается 1666 год. В 60-е годы прошлого века обоснованием этой даты по заказу лидера Бурятии, первого секретаря Бурятского обкома КПСС Андрея Модогоева, целенаправленно занимались советские ученые-историки. Для тех лет это было достаточно необычно, поскольку по сложившейся в Сибири практике история коренных народов до прихода сюда русских тогда просто замалчивалась, а история русских сибирских городов была отдана на откуп непрофессионалам-«краеведам».
Так вот, на основе архивного документа – «сказки» (донесения казаков) в воеводский приказ, – было установлено, что казачьи старшины десятник Осип Васильев и пятидесятник Гаврила Ловцов, скорее всего, в 1666 году построили на горе в устье Уды при впадении в Селенгу зимовье с целью сбора ясака (дани) с местного населения. В дальнейшем зимовье стало крепостью, затем острогом, и, наконец, в 1690 году Удинск получил статус города, а в 30-е годы XVIII века – новое название «Верхнеудинск».
В 1966 году, после утверждения официальной даты основания города (хотя существовали и другие варианты этой даты), Улан-Удэ шумно отметил свое 300-летие с вводом в строй новых объектов и вручением множества наград и званий горожанам. Но ни тогда, ни позже власти Бурятии не поднимали вопрос об установке в столице республики памятника казакам, построившим ясачное зимовье на Уде.
Памятник «Мы вас завоевали»?
История, всегда понимаемая в России как политика, обращенная в прошлое, тогда не позволяла строить памятники «царским колонизаторам» в национальных республиках СССР. Ни в союзных, ни в автономных. Единственным таким исключением в то время был памятник Ермаку в казахстанском городе Аксу, который до 1993 года носил название Ермак. Установленный же еще в XIX веке в Грозном (Чечено-Ингушетия) памятник «умиротворителю» Кавказа генералу Алексею Ермолову был уничтожен в ходе революции 1917 года. Кстати, памятник Ермаку в Казахстане тоже был демонтирован, а впоследствии «возвращен» России и перенесен в город Змеиногорск в Алтайском крае.
При существовании чисто советской исторической моды на теории «добровольного присоединения к России» всех народов СССР центральные власти все же понимали, что незачем беспокоить национальные окраины установлением там памятников колонизаторам, как их ни назови. Москва в советское время не принуждала национальные республики устанавливать у себя памятники «землепроходцам», «миссионерам-просветителям» и «освободителям». В Сибири памятник «покорителю Сибири» Ермаку Тимофеевичу был поставлен в Тобольске на Иртыше еще в 1836 году. Памятник Ерофею Хабарову в Хабаровске был установлен в 1958 году в честь 100-летия основания этого русского города на Амуре.
Остальные памятники «умиротворителям» (генералу Ермолову в Ставрополе, Минеральных Водах, Пятигорске, Ермаку – в Томске, Новосибирске, Тюмени, Петру Бекетову – в Чите) были установлены в последние несколько лет, то есть в 2000-е годы. Кстати, автором мемориальной композиции в честь Петра Бекетова в Чите является наш земляк, «бурятский Церетели», известный скульптор Александр Миронов.
Бурятия, скорее всего, станет первой национальной республикой в постсоветской России, где будет установлен монумент «землепроходцам». По мысли инициаторов из РОО «Русский культурный центр», эта историко-политическая акция будет способствовать «гармонизации межнациональных отношений в Бурятии». Об этом они 3 года назад написали президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну, мэру Улан-Удэ Геннадию Айдаеву, спикеру Народного Хурала Матвею Гершевичу и председателю Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александру Голкову.
Борьба за памятник
Напомним, что о необходимости установки памятника казакам – основателям Удинской крепости в Улан-Удэ говорят уже больше 20 лет – с середины 1980-х годов, когда партийным лидером Бурятии стал Анатолий Беляков, сменивший обвиненного в «панмонголизме» Андрея Модогоева. Последний покинул главный пост Бурятии в 1983 году, после прошедших тем летом празднеств, посвященных 60-летию республики. Тогда Модогоев с помпой принимал приехавшего в Улан-Удэ монгольского лидера Юмжагийна Цеденбала. Обстоятельства праздничного общения лидеров двух родственных народов тут же были поданы начальству в Москве в невыгодном для Модогоева свете. Что и закончилось его вынужденной отставкой.
Наиболее остро же требование установки памятника прозвучало в июне 1991 года. Тогда по инициативе Юрия Касьянова, атамана Верхнеудинского отдела Забайкальского казачьего войска и депутата Горсовета, на историческом месте Удинской крепости- острога был установлен деревянный Поклонный крест в память о казаках – основателях острога. Произошло это после проведенного в тот же день крестного хода с участием православных священников и верующих.
Управление архитектуры Улан-Удэ во главе с Павлом Зильберманом пыталось оштрафовать Касьянова за самовольную установку креста, однако в дальнейшем конфликт был улажен. В июле 1991 года на том же месте на Батарейной горе уже вполне официально с участием городских властей был установлен памятный камень с надписью о том, что «на этом месте будет сооружен мемориал в честь основания города». Через 2 года, в 1993 году, Забайкальский союз русского народа, возглавляемый Юрием Балковым, сыном известного бурятского писателя Кима Балкова, поставил на горе мраморный крест взамен стоявшего там деревянного.
С тех пор представители казачества и русских национальных организаций уже ровно 20 лет настойчиво требуют от городских властей (начиная с тогдашнего мэра Виктора Кукшинова и заканчивая Геннадием Айдаевым) выполнить данное им обещание – построить мемориал.
Последнее время общественное течение за установку памятника казакам возглавляет появившийся 3–4 года назад «Русский культурный центр». Однако власти все это время явно не решались однозначно принять решение об установке памятника «землепроходцам», изучали общественной мнение и реакцию горожан. В итоге, видя, что представители бурятских организаций активно против этого проекта не выступают, мэрия в апреле этого года объявила городской конкурс на лучший эскиз мемориала на месте основания города. Поставить памятник власти обещали ко Дню города, который будет отмечаться в начале сентября. В эти же дни пройдут торжества по поводу 345-летия основания Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ).
Отложили еще на год
И вот на прошлой неделе мэр Геннадий Айдаев вдруг объявил о том, что в этом году строительство мемориала так и не начнется, а «конкурс эскизов» будет продлен до декабря. По словам мэра, среди 11 представленных на конкурс работ комиссия не смогла отобрать подходящий эскиз.
- Мы продлили конкурс до 1 декабря. Я считаю, что теперь нам надо поступить по-другому: вынести на суд жителей все эскизные варианты. Пусть они смотрят, вносят предложения. Потому, что комиссия хоть и компетентная, но, думаю, будет полезно, чтобы подключились жители. Надо всё это свести в единое целое, чтобы это было мнением большинства, – сообщил журналистам мэр Айдаев.
По словам и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Ольги Сухих, все жители столицы Бурятии могут высказаться за тот или иной вариант на сайте администрации города, где представлены все конкурсные работы. Не исключено и появление новых работ. Среди них есть эскизы и крупных мемориальных комплексов в форме крепости-острога, и небольшие композиции, в центре которых находятся скульптурные фигуры русских казаков. Автор одной из работ (возможно, фаворита конкурса) – все тот же Александр Миронов, чья скульптура «Гэсэр» уже возвышается на соседнем склоне горы.
Ольга Сухих сообщила о том, что во время строительства мемориала деревянные дома горожан, стоящие на пересечении проспекта Победы и Малостолярной улицы, будут снесены, а жители будут переселяться. Тем не менее мемориальный комплекс будет стоять не собственно на месте острога на вершине горы, а рядом.
- Мемориал будет приближен к склону горы, – говорит г-жа Сухих. – Это самая видовая точка нашего города. Она должна быть с подсветкой, подходами, благоустройством территории. Есть ещё одна тонкость. Там идут археологические раскопки, и мы не можем заходить на территорию раскопок.
Напомним, что представители русской общины Улан-Удэ потребовали, что личность автора архитектурной композиции мемориала была согласована властями с руководством РОО «Русский культурный центр», то есть сама композиция должна удовлетворять их вкус и не вызывать недовольства. С этим ли связано продление конкурса, на котором, возможно, не нашлось идеального варианта мемориала, или это в принципе результат нежелания мэрии решить окончательно вопрос со строительством памятникам, пока неизвестно.
- Эта тема начинает приобретать какой-то нехороший оттенок, – говорит Геннадий Айдаев. – Нас не слышат те люди, которые постоянно эту тему будируют. По просьбе казаков мы включили в состав комиссии представителей казаков, которые пожелали принять участие.
Гунны или казаки
Тем временем в столице Бурятии набирает силу кампания по признанию Улан-Удэ самым древним городом России. Дело в том, что сегодня часть исторического поселения людей, известного в мире и неплохо изученного археологами Иволгинского гуннского городища (II-I века до н.э.), находится на территории Советского района Улан-Удэ. Сегодня чиновники мэрии Улан-Удэ увидели хорошую для себя возможность «раскрутить» туристический бренд «города гуннов». В настоящее время идет передача земель под ним из собственности Иволгинского района Бурятии в муниципальную собственность Улан-Удэ. Таким образом, историческое поселение гуннов, которое прекратило свое существование в I веке н. э., по-видимому, в результате пожара, полностью войдет в городскую черту. Что дает возможность официально признать древний возраст столицы Бурятии. Поскольку поселения людей здесь существовали задолго до появления в этих местах храбрых казаков.
Буквально недавно археологи Бурятского научного центра нашли остатки древней керамики уже в самом центре Улан-Удэ. Находки, предварительно датированные XII и XIX веками, были случайно обнаружены местными жителями на месте строительства в районе улицы Гражданской, что рядом с новой дорожной развязкой улиц Бабушкина и Трубачеева. По мнению председателя Международного гуннского фонда Олега Булутова, эти находки подтверждают непрерывность существования поселений людей на территории современного Улан-Удэ.
Представители общественной организации «Хунну XXI века», Международного гуннского фонда и ученые Бурятии уже обратились в ЮНЕСКО с тем, чтобы утвердить за Улан-Удэ статус древнего города. Для проведения международной научной экспертизы и процедуры присвоения этого статуса, возможно, тоже потребуется не один год.
За это время бурятские ученые-историки должны разделить историю Улан-Удэ на древнюю и современную. Последняя как раз и будет начинаться с 1666 года, когда Осип Васильев и Гаврила Ловцов поставили свое ясачное зимовье рядом с перевозом через Уду, устроенным местными бурятами в этом месте.
350-летие современного города Улан-Удэ, развившегося из посада около Удинской крепости, горожане будут отмечать в 2016 году. К этому времени, возможно, будет построен и мемориал в честь русских основателей города.