Медиа будущего в Бурятии: какие они

Доржи Цыбикдоржиев рассказал свое видение республиканской журналистики
Общество |
Фото Медиа будущего в Бурятии: какие они
Фото из архива Доржи Цыбикдоржиева

На стыке форматов

Положение нынешней журналистики в Бурятии можно охарактеризовать как «на стыке». Новые технологии позволяют оптимизировать работу несколько журналистских направлений, адаптировать под определенный вид СМИ те способы подачи информации, которые ранее были недоступны. О том, что происходит в республиканской журналистике мы беседуем с кандидатом исторических наук, преподавателем кафедры журналистики Бурятского государственного университета Доржи Цыбикдоржиевым.

Первопроходцы

- Если брать Бурятию в плане модных тенденций в медиа, то в этом плане всегда на острие шёл «Информ Полис». Много лет тому назад руководство «Информ Полиса» взяли за правило отправлять своих журналистов на учебу в Москву или чуть ближе, в Новосибирск. Иногда наоборот приглашали специалистов к себе. Они сами учились, многое в СМИ Бурятии привносили. Их ивент-отдел был интересной задумкой, они проводили мероприятия и акции, попутно делая их инфоповодами. «Полисята» были одними из пионеров и в SMM. 

Позже в Бурятии начало приживаться понятие «ньюсрум» (англ. newsroom – «студия новостей»). Это система эргонимики и организации труда в СМИ, когда сотрудники, производящие контент, сидят в одном помещении и имеют возможность беспрепятственно обмениваться информацией. Нюсрумы начали приходить на смену советской системе коридоров, дверей и кабинетов. Корреспонденты, редакторы, операторы, режиссеры монтажа, фотографы, дизайнеры и др. Два главных условия, при которых ньюсрум будет работать как надо – тайм-менеджмент и эргономика, высчитанные буквально до минут и метров.

Впрочем, есть и встречная тенденция - коммуникации через различные мессенджеры и приложения, системы управления проектами. Нынешняя коронавирусная беда показала, что есть «удаленка», что СМИ в этих условиях могут существовать. Но пока работает мировой тренд, чтобы всех собрать в одном помещении, в ньюс-руме, - отметил Доржи Владимирович. Совмещение живого сотрудничества и цифровых платформ управления всё-таки порой приводит к тому, что последние, помогая в одном, отъедают время в другом. 

- Отказ от системы множества дверей, в каждую из которых психологически тяжело лишний раз стучать, пока демонстрирует эффективность. По крайней мере журналисты получают прямой доступ к дизайнерам и верстальщикам. Все начинают коммуницировать с SMM-щиками, которые раньше казались мифическими существами, добывающими ману в подземельях. Телевизионщик и газетчик, занимающиеся политобзорами, сообща делают статью и пишут закадровый текст и т.д, - поделился Доржи Владимирович.

От большого к малому

Еще одним определяющим фактором в работе современного СМИ являются компетенции журналиста. Сейчас идет столкновение двух начал – универсализации и специализации. Первое несётся под флагом конвергенции в журналистике. И смыслы, вкладываемые в этот флаг, бывают взаимоисключающими. 

- С одной стороны, время такое, что многое упростилось и ускорилось благодаря технике. Это обязывает журналиста посвящать высвободившееся время освоению новых скиллов. С другой, владельцы СМИ конвергенцию стараются понимать исключительно как накачку сотрудников новыми обязанностями. В идеале каждый должен уметь писать (монтировать, озвучивать) и для ТВ, и в газету, и на сайт, и в соцсети, да плюс – радио или подкаст. Тут происходит конфликт, потому что невозможно быть одинаково крутым во всём. Особенно, когда владельцы «газет, пароходов» вслед за словом конвергенция произносят слово оптимизация. В российской глубинке это почти всегда означает вовсе не создание эргономичного ньюсрума или избавление от факторов, пожирающих время и силы сотрудников. Провинциальная оптимизация – это сокращение. Денег, людей, материальной базы, - отметил Доржи Владимирович.

Становится ясно, что без универсализации никуда. Будущее СМИ – в стыке технологий. Соответственно журналист даже не будущего, а настоящего – это человек, который может создавать мультимедийные лонгриды, выпускать специальные репортажи и прилично звучать на радио. Однако, по словам эксперта, игнорировать профессионалов в своей сфере – журналистов, специализирующихся в каком-то одном направлении СМИ, будь то телевидение, радио или газета, не стоит.

- Когда мы говорим о создании какого-то масштабного проекта, можно привлечь людей и распределить их обязанности так, чтобы они делали то, в чем они хороши. Из истории мы знаем, что капиталистическая экономика строилась именно на специализации. Почему специализация в СМИ должна пропасть? Конвергенция это не только универсализация, это и организация совместной работы узких специалистов. Мультимедийный лонгрид – самый внятный пример. Шедевры этого жанра объединяют интересную информацию, качественный текст, картинки, инфографику, видео и звук. В последние годы появились игровые формы. Это результат сложения сил журналистов, дизайнеров, видеографов, иногда – программистов, - пояснил Доржи Владимирович.

Конвергенция в СМИ стремится к синергетическому эффекту. Грубо говоря, это когда вы соединяете трех сотрудников, каждый из которых мог бы за единицу времени создать контент с трафиком в 20 тысяч. Однако втроем они за то же время создадут контент, который привлечет не трижды по 20, а 600 тысяч. Пусть не за три дня, а за год, но это будет больше, чем ворох мелких заметок, собирающих аудиторию в первые дни, а потом не дающих почти ничего. 

Без новостей

Перед журналистами встает очередная проблема – создание эксклюзивного контента и появление новых конкурентов.  

- Ситуация такова, что сейчас новости люди везде узнают из социальных сетей. Их наполняют и обычные люди, и пиарщики. Пресс-службы тоже развиваются, активно используют все каналы. Вот у нас в Бурятии лидер по инфографике (в количественном плане) не какое-то СМИ, а правительственный сайт. Я согласен с теми, кто говорит, что журналистика новостей будет отходить на второй план, а резко вперед выступят аналитика и инфотейнмент, - говорит эксперт.

По его словам, в российских реалиях с аналитикой становится всё сложнее, а в регионах – никогда не было просто. В Сибири обычно мало возможностей даже на три недели выдернуть журналиста из графика, чтобы он разрабатывал одну тему, но глубоко. Оттого почти нет журналистских расследований, вместо них – либо участие СМИ в инфовойнах, либо «слухи, скандалы» в Телеграме.

В любом случае контент должен быть разнообразным. Работать сегодня также, как 5 лет назад, не получится. Падают тиражи, падает посещаемость сайтов. Это следствие того, что контент принципиально не меняется, а время летит. 

Медиаэкспансия

Требование времени - региональная журналистика должна выйти за пределы региона. Жители Бурятии, по каким-то причинам покинувшие республику, все равно ищут новости о родном регионе, хотят узнать, что происходит. Это работает и в обратную сторону. Приезжим из других регионов, близких по географическому расположению к Бурятии, интересны события родного края или республики. Любопытна в этом плане идея создания межрегионального СМИ, филиалы которого расположились бы в регионах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Бурятия в этом плане находится в выигрышном положении, уверен эксперт.

- Географическая экспансия это то, что напрашивается. Витает в воздухе. СМИ Бурятии давно достигли уровней, после которых надо осваивать новые рынки. Мы видим, что «Ариг Ус» просто рвёт всех качеством подачи теленовостей. В своей нише, но рвёт. У соседей нет такого телеканала. И логично, что «Ариг Ус» не спеша, но продвигается. Нам географией и историей суждено быть в центре и быть близкими сразу многим. Бурятия неизбежно будет информационно связана с Якутией, Тувой, Хакасией, Приангарьем, Забайкальем. Рано или поздно, но общее инфополе появится. Весь вопрос, кто будет возглавлять процесс. СМИ, претендующие на общесибирский размах, появлялись и будут появляться. Не сказать, что были мегауспешные попытки, но что-то в итоге будет, - отметил Доржи Владимирович.

Бурятии, где численность аудитории почти достигла 1 млн, необходимо расширяться в медиаплане. Этого количества человек мало для наших СМИ в республике. Ниша «Информ Полиса» занята, ниша «Ариг Уса» занята, рынок общесибирских СМИ еще не распределен, а помечтать никто не запрещает.

По словам Доржи Владимировича, все шансы есть и у холдинга New Media Group

- Настал тот этап, когда надо выходить за пределы республики. Если есть возможности. Вот, например, на глазах складывается ваш медиа-холдинг. Мне кажется, такая махина должна сделать попытку либо в освоении новых рынков, либо в создании новаций в контенте, - отметил Доржи Владимирович. 

Надо осваивать и районы самой республики, говорит эксперт. Ситуация  такова, что, например, областное телевидение в Сибири -  это телевидение областного центра. Глубинка на экране - это в основном ЧП. Половина населения республики всё-таки проживает в районах, а с развитием связи даже жители дальних деревень становятся аудиторией. 

- Поначалу кажется, что бурятское село это ещё более фантастическая ниша, чем сибирская межрегиональная. Но хочется верить, что перспективы есть и тут, - подытожил Доржи Владимирович. 

Автор: Дарья Швецова

Кол-во просмотров: 1987

Поделиться новостью:


Поделиться: