"Матильда" как предчувствие...

Чувствую, что режиссер Алексей Учитель, в прошлом автор атмосферного кино для русской интеллигенции, уверенно превращается в режиссера "кино для дебилов" (Авторская колонка Сергея Басаева).
Общество |
Экономика |
Спорт |
Происшествия |
Здоровье |
Политика |
Культура |
Туризм |
Любимые песни родителей |
Бурятия сегодня |
Фото "Матильда" как предчувствие...

Причем, для дебилов транснациональных. Поскольку глупость не имеет государственных границ. "Отбить бабки" ("сделать кассу") можно только на дебилах! Таков, кажется, девиз деятелей сегодняшней "путинской волны" российского кино - "Сталинград" (режиссер Федор Бондарчук), "Солнечный удар" (Никита Михалков), "Викинг" (Андрей Кравчук) "Матильда" (Алексей Учитель).

На что дают "бабки"

В отличие от "новой русской волны", которую в короткую медведевскую "оттепель" оседлали молодые, ищущие новых ощущений от жизни кино-серферы, - Андрей Звягинцев ("Елена", 2011; "Левиафан", 2014), Михаил Сегал ("Разговоры", 2012), Роман Прыгунов ("Духless", 2011), Сергей Лозница ("Счастье мое", 2010), Петр Бардин ("Россия 88", 2009), Василий Сигарев ("Волчок", 2009), - для нынешних владельцев российских "кино-яхт" главное другое.

Попасть в приличную компанию лидеров кассового транснационального кино! В кино-"восьмерку" (не путать с фильмом "Восьмерка" А. Учителя)! Вложил большие "бабки", "отбился", выдвинулся на "Оскар" - вот схема действий путинских кино-старперов, которых само кино как метод восприятия и отражения жизни, похоже, уже не интересует.

- Опять про море..., - так в фильме "Сеньор Робинзон" главный герой говорит о надоевшем пейзаже на экране "кинотеатра".

Но зато наши кинодеятели хорошо усвоили то, на какое кино могут дать не просто "бабки", и не просто большие "бабки", а (внимание!) большие бюджетные "бабки" в российских госкорпорациях и в Фонде кино. Слово "бюджетные" - самое сладкое слово в этом словосочетании. Потому, что оно означает еще и следующее. Что мутность и глубина этого финансового источника такова, что дна у него практически нет, а откуда что берется, не видно. Из-за мути.

А главное, "отбиваться"-то на самом деле совсем не обязательно! Прокатит любая "державная" туфта (типа, "в области балета мы впереди планеты всей"), а за неуспех в кинопрокате никто с тебя не спросит. Скажи, что это проклятые "пиндосы" заполнили собой все экраны и нас на "Оскар" не пускают, и возвращать "бабки" никому не надо.

Так жадность и тщеславие лишают разума хороших русских режиссеров, которые когда-то были вроде бы вполне адекватными и порядочными людьми.

"Отобьется - не отобьется"?

Я посмотрел "Матильду" на ее втором по счету сеансе в Улан-Удэ (11.40 в кинотеатре People`s cinema). А первый сеанс был там же, в соседнем зале, и начинался в 9.30 утра. На нашем сеансе в зале было ровно десять человек. Зато перед этим с первого утреннего сеанса оттуда вышел целый класс младших школьников, посмотревших там еще одну российскую премьеру фильма "Последний богатырь". Теперь ясно, почему за первые два дня проката этот фильм опережал по сборам "Матильду". Набравшую, по словам, Алексея Учителя более $1млн., или 69 млн. рублей. С прокатной судьбой фильма все станет более или менее ясно после первого уик-энда.

Сколько же нужно собрать "Матильде", чтобы создатели ее вышли на самоокупаемость и смогли сказать, что бюджетные деньги потрачены не зря? Напомним, что бюджет кино про "любовь, которая изменила Россию" составляет не менее $25 млн., то есть, 1,5 млрд. рублей.

Первый продюсер проекта "Матильда" Владислав Москалев рассказал "Инсайдеру", что $20 млн. на фильм нашли сразу еще в 2011 году через управляющего делами президента России Владимира Кожина у "Газпромбанка" (принадлежит госкорпорации "Газпром") и кипрского оффшора "Газпромбанка" - Tradescan Consultants Limited. Также точно известно о 280 млн. рублей от государственного "Фонда кино".

Таким образом, чтобы самоокупиться "Матильда" должна собрать в прокате около $75 млн. или 4,5 млрд. рублей. Что для российского фильма в наше время невозможно. Например, голливудские "Аватар" и "Пираты Карибского моря" собирали в России соответственно 2,5 млрд. и 2,3 млрд. рублей.

Создатели "Матильды", по-видимому, уже "подложили соломку". Мол, "отбивать" надо не $25 млн. (1,5 млрд. руб.), а всего лишь $4,6 млн. (280 млн. руб.) от Фонда кино. А деньги от "Газпромбанка" - это, якобы, не государственные деньги. Тем более, что у продюсеров фильма, говорят, есть договор с кипрским оффшором "Газпромбанка" о "прощении заема".

- Полет ("отмыв"- ред.) окончен, все улыбаются..., - пел Африка в соловьевской "Ассе".

То есть, собрать в российском прокате нужно уже приблизительно 840 млн. рублей. С учетом того, что обычно около 70 % всего сбора уходит кинотеатрам и прокатчикам, и приблизительно треть - продюсерам. Это "Матильде" вполне по силам.

Где деньги, Зин (Алексей Учитель)?...

Теперь, собственно, о фильме.

Судя по фильму "Матильда", сделать успешный коммерческий или художественный проект не было главной проблемой для режиссера и продюсера Алексея Учителя. Заработать деньги на показе кино массам или раскрыть свой творческий потенциал, похоже, никто и не хотел. Главном было, ИМХО, показать тем серьезным людям, кто давал деньги на кино, следующее. Что, по крайней мере, большая часть этих денег была потрачена именно на кино, а не на что-то другое.

- Посмотрите, господа, какие костюмы и сколько их! Такое вы видите впервые в российском кино. А какие декорации и какие дорогие актеры! В главных ролях - европейцы, в роли наследника-цесаревича аж Ларс Айдингер. Да-да, тот самый, который у Питера Гринуэя (европейский гуру киношного арт-хауса - ред.) снимается. Это вам не наша рвань! - как бы говорят создатели фильма.

Теперь возражения по пунктам. На 25 миллионов долларов можно было снять (опять же, ИМХО) минимум пять таких костюмированных фильмов с приклеенными усами и бородами и "горностаевыми" шубами. Массовых сцен с костюмами там не так уж и много. Статичные сцены (как будто для фотографии) коронации, с группой гостей на именинах наследника, с группой балерин Мариинского театра, с отдельными группами людей на Ходынке. Что еще?

Или можно было снять один такой же костюмированный фильм, но только с голливудскими звездами в главных ролях. Но где здесь звезда "Пиратов Карибского моря" Кира Найтли, которую пригласили на роль Матильды Кшесинской? Ну, или какая-нибудь другая звезда такого же уровня цен (категории А)?

Кшесинскую там играет молодая актриса из Польши, студентка театральной академии Михалина Ольшанска. Возможно, это хорошая актриса. Но, во-первых, в "Матильде" этого не видно (Михалина там в основном демонстрирует свою физическую фактуру), а, во-вторых, стоила она продюсерам фильма, ну, явно, не как Кира Найтли.

Не очень известный театральный актер из Германии Ларс Айдингер, возможно, по российским меркам и звезда. Потому, что несколько лет назад сыграл второстепенную роль в фильме "Гольциус и Пеликанья компания" Питера Гринуэя.

Но, во-первых, для Голливуда Европа - это почти деревня, во-вторых, фильмы Гринуэя (далеко не все) - едва ли не единственный пример успешного в коммерческом плане арт-хауса, то есть, киношной "зауми", где обычно снимаются недорогие актеры. И, в-третьих, Айдингер больше известен, все-таки, не как актер коммерческого кино, а именно как актер альтернативного (читай: молодежного) театра "Шаубюне". И тоже вряд ли дорого обошелся Алексею Учителю и Владимиру Винокуру, продюсерам "Матильды".

Кстати, и остальные иностранные актеры в "Матильде", - Луиза Вольфрам (Алиса Гессен-Дармштадтская, невеста цесаревича Николая) и Томас Остермайер (доктор Фишель, вымышленный персонаж), - из этого же экспериментального берлинского театра. То есть, по сравнению с той же Кирой Найтли, они сыграли в "Матильде", можно сказать, бесплатно!

Зачем пытали "Ихтиандра"

Еще об актерах. Из-за глупого сценария все они - не более чем ходульные персонажи, психологически не убедительные, просто моторно передающие заданный физиогномический типаж.

Наследник Ники, образованный, воспитанный как царь и очень сдержанный в выражении эмоций показан в фильме как какой-нибудь современный мажор с разнузданными привычками и прихватами, выставляющий всем напоказ все свои внутренние мотивы и капризы. Выглядящий ровно на свои 40 лет Ларс Айдингер показывает нам постоянно плачущего 22-25-летнего будущего императора Николая II.

Кстати, когда я первый раз смотрел трейлер к фильму, после первых кадров подумал, что этот актер играет 40-летнего Александра III, папу главного героя, но почему-то без бороды. Но потом понял, что это молодой наследник и очень удивился.

В Михалину Ольшанску режиссер фильма тоже не вложил никакого особенного характера. Не видно ничего, кроме чисто физического обаяния (спасибо родителям!). Просто смотрящая исподлобья привлекательная молодая особь женского пола. Не больше. Более органично такая Ольшанска выглядела бы в черной косухе с ирокезом, в цепях и берцах, нежели в каких-то кукольных шляпках и в платьях с матросским воротником.

Впрочем, в балетном костюме, в черном репетиционном трико или вообще без одежды актриса вполне себе убедительна. Видно, что, собственно, к балету актриса не имеет никакого отношения. Во всех балетных сценах ее дублерш показывают либо со спины, либо вращающимися на общем плане.

Почти на протяжении всего фильма красавица Алиса, будущая императрица Александра Федоровна, в исполнении Луизы Вольфрам - это просто какая-то немецкая страхолюдина с чудовищным акцентом, безвкусно одевающаяся и обсуждающая на своем языке с доктором Фишелем то, как извести Кшесинскую. Например, взяв у нее с помощью шпица кровь для обряда черной магии.

Сумасшедший доктор Фишель (актер Томас Остермайер), напоминающий такого же карикатурного профессора Бланка из фильма "Азазель", придуман больным воображением сценариста Александра Александрова (псевдоним писателя Александра Терехова). Он занимается в фильме тем, что ставит опыты над совсем больным поклонником Кшесинской, поручиком Воронцовым (актер Данила Козловский), посадив того в большую стеклянную бочку с водой.

Примерно так же, как держали в тюрьме Ихтиандра в фильме "Человек-амфибия". Видимо, сценарист перенес на историческую почву конца XIX века реалии современной России. В частности, хорошо знакомую пытку с романтическим названием "Ихтиандр", которую наряду со "Слоником" и "Ласточкой" широко применяли и применяют (?) в постсоветской "ментовке".

Понравилось то, как создатели фильма "Матильда" объясняют эти действия выдуманного ими персонажа. Мол, он, доктор Фишель, то погружая связанного Воронцова в воду, то поднимая его над водой, тренировал у "задержанного" службой безопасности царя задержку дыхания. С помощью такого метода этот "доктор Сальватор" от психиатрии хотел, так сказать, "расширить сознание" у сексуально озабоченного Кшесинской подопытного и вызнать у него, каким же таким образом эта юная балерина воздействует на его мозги. Внушая ему любовь и сводя бедного Воронцова с ума.

Ей-богу, не шучу. Именно так, на полном серьезе, в сценарии прописан этот совершенно дебильный ход в развитии сюжета. Который можно объяснить только какими-то неясными аллюзиями автора с ЛСД и "холотропным дыханием", которые были модными на Западе несколько десятилетий назад.

Из иностранных артистов запомнилась еще Сара Штерн, сыгравшая другую солистку Мариинского театра Пьерину Леньяни. В "Матильде" похотливой Леньяни интересуется такой же похотливый великий князь Владимир Александрович, дядя наследника и отец воздыхателя Кшесинской и, кстати, ее будущего мужа, великого князя Андрея Владимировича. Отношения Владимира Александровича Романова с балериной Леньяни, по замыслу авторов "Матильды", должны были, по-видимому, создать контраст для "возвышенной" любви наследника Николая и Матильды Кшесинской.

Эротика "Матильды"

В фильме Пьерина Леньяни - прима-балерина театра, которая мешает Кшесинской добиться признания на сцене, всячески ей вредит. Даже устраивает "диверсию" Матильде, незаметно развязав у той бретельку на плече перед выходом на сцену. И заставив Матильду героически танцевать с упавшей бретелькой и обнаженной левой грудью.

Это, кстати, одна из ключевых сцен фильма, когда наследник Николай, увидев эту грудь, влюбляется в Кшесинскую. Другие сцены, психологически объясняющие возникшее между наследником и балериной "большое чувство", в фильме просто отсутствуют. Именно так: увидел на сцене голую грудь балерины, пораженный этим "банным эффектом" чуть не уронил бинокль (весь зал в это время громко вздохнул) и влюбился! Да так, что захотел послать к черту права на престол. Не верю!

На самом же деле Пьерина Леньяни стала солисткой Мариинки позже Кшесинской. За то, чтобы танцевать главную роль в спектакле в день то ли помолвки, то ли бракосочетания Ники и Алисы (это не единственный бессвязный и непонятный момент в сценарии) она с Матильдой не спорила. И никаких бретелек у реальной Кшесинской, естественно, не развязывала. Потому, что таких бретелек на костюмах балерин в то время не было. И вообще, на голое тело они свои концертные костюмы не надевали. Соответственно, бегать несколько минут с голой грудью на сцене Мариинки перед их величествами и их высочествами Кшесинская, конечно же, не могла. Гораздо вероятнее, что прима-балерина Кшесинская могла вредить  Леньяни, убоявшись новой конкурентки.

Размашистые, почти балетные (с переворотами и опрокидываниями) постельные сцены с участием Ларса Айдингера (Ники) и Михалины Ольшанской (Матильды) в фильме не оставляют сомнений в том, что авторы нам показывают, что сексуальная связь между наследником и балериной все-таки была. Впрочем, они настолько не откровенны, что впору думать, что возрастному ограничению (16+) в этом фильме подвергнуты, по-видимому, какие-то другие сцены. Может быть, это жестокие опыты над актером Козловским (чтобы дети не осваивали пытку "Ихтиандр") или одетая (что называется, не снимая шпаги), но довольно пошловатая интимная сцена с Леньяни и великим князем Владимиром?

Русская правда

О русских артистах. В фильме "Матильда" последнее, что осталось от того Алексея Учителя из "Дневника его жены" и "Космоса как предчувствия", это замечательный актер Евгений Миронов во второстепенной роли. Настолько второстепенной, что на фоне той кучи непонятно чего, которую вывалили на зрителя создатели фильма "Матильда", эта роль едва запоминается. Совсем забыть ее невозможно, поскольку это то немногое, что есть живого в этом фильме. Миронов, по крайнем мере, действительно играет своего смешного (тоже вымышленного) персонажа - директора императорских театров Ивана Карловича.

Другой российский актер Сергей Гармаш (император Александр III), кажется, повторяет свою же роль отца Мэла в фильме "Стиляги", пустившего жить в  своей комнате в коммунальной квартире молодую чету - стилягу-сына и его беременную юную пассию, родившую затем чернокожего ребенка. В "Матильде" герой Гармаша узнаваемо, так же по-народному широко, разрешает своему сыну, наследнику императорского престола, жить с балериной. При этом почему-то запретив ему жениться на ровне - принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской!

То, что вложили в уста героя Гармаша авторы сценария, "ни на какую голову не налезает". Сергей Гармаш (язык не поворачивается сказать, что это император Александр III) сначала учит наследника Ники: " За последние 100 лет единственный русский царь, который не жил с балериной, это я. Не повторяй моих ошибок" (!!). А потом говорит про балерину Кшесинскую, что она благородная, "не то, что твоя немка". И, наконец, совсем невероятный в реальной жизни поворот. Перед смертью он, сидя на "инвалидном троне" на колесиках (придумают же люди!), сам благословляет Матильду на дальнейшую жизнь с наследником.

- Береги его! - сказал Кшесинской в этом эпизоде Александр III и прослезился. На этих словах зрители в зале нервно засмеялись. Потому, что большей исторической неправды даже сложно себе представить.

"Очеловечили"

Вообще, главный способ "очеловечивания" царственных и прочих других благородных персонажей фильма, к которому постоянно прибегают авторы "Матильды", заключается в следующем. Это приписывание им каких-то глупых поступков, простонародных манер, излишней близости к народу. Их все время ставят в немыслимые с точки зрения соблюдения придворного этикета обстоятельства. 

Так, например, граф Воронцов, беспрепятственно (!) проникнув в палатку к наследнику, запросто бьет тому по морде. Выглядит это так, как будто бы какой-то Донька с ПВЗ в ночном клубе "накатил" Коляну с Мясокомбината за то, что тот хочет увести его телку.

Или доктор Фишель приглашает принцессу Алису прокатиться на мотоцикле. А Аликс, как молодая рокерша, надев мотоциклетные очки, запрыгивает на заднее сидение, обнимает впереди сидящего доктора, и они от парадного подъезда дворца на глазах у изумленной охраны умчались куда-то за ворота. Происходит прямо перед свадьбой Алисы на наследнике российского престола!

А эта сцена случки великого князя Владимира Александровича и Пьерины Леньяни прямо в артистической уборной за несколько минут до ее выхода на сцену! Интонация в этой сцене такая, будто какой-то бандюган где-нибудь в сауне пользует обычную проститутку... 

Кстати, отношения самого Николая и Матильды в фильме тоже напоминают отношения героя Ричарда Гира и героини Джулии Робертс в фильме "Красотка". Чтобы польстить народу, авторы "Матильды" убеждают зрителя, что будущий император может жениться на балерине. Одним словом, если ты честный миллионер, то просто обязан жениться на душевной и своей в доску проститутке.

Единственное отличие в том, что в "Красотке" Ричарду Гиру и Джулии Робертс зритель верит, хоть в реальной жизни такого и не бывает. А в "Матильде" вообще непонятно, с чего это они (Ники и Маля) вдруг полюбили друг друга, да так, что российский трон вдруг закачался? Психологически их отношения в "Матильде" никак не объяснены.

Ники и Тэмуджин

Еще один момент. Монголам и бурятам, мне кажется, должно быть хорошо понятно, что могут думать православные люди после того, как авторы "Матильды" прилюдно оттоптались  на их святых страстотерпцах.

Меня, например, задело, когда в фильме "Монгол" (реж. Сергей Бодров) Темуджина, будущего Чингис-хана, "очеловечили" (приблизили к зрителю) так, что из благородного воина и самого могущественного в истории человечества правителя он превратился в подкаблучника и вечного "терпилу". Полностью зависящего от своей жены Бортэ.

Более того, в "Монголе" версия  с маньчжурским пленом (на самом деле, вымышленным) Чингис-хана выписана так, что как будто бы все его дети от Бортэ, будущие великие ханы Монгольской империи Угэдэй и Тулуй, а также Чагатай (правитель улуса Чагадая), были рождены без его прямого участия. Во время плена, который якобы длился 10 лет.

В фильме смакуется то, что Бортэ, якобы, торговала собой, чтобы накопить денег и выкупить Тэмуджина из плена. И отцами этих детей Тэмуджина, от которых потом пошли все роды Чингизидов, были на самом деле неизвестные маньчжурские и китайские купцы и простолюдины!

Что же касается старшего сына Джучи (правителя улуса Джучи, будущей Золотой Орды), то там однозначно показано, что это был "меркитский подарок". Хотя в официальной истории Монгольской империи говорится, что Бортэ попала в плен к меркитам после свадьбы с Тэмуджином, будучи уже беременной.

Почему для того, чтобы "очеловечить" великого человека и заставить зрителя ему сопереживать, нужно обязательно его детей сделать незаконнорожденными, и его самого подкаблучником? Мне, например, непонятно.

Точно так же, для того, чтобы сделать фильм о любви великого человека, зачем нужно было его настоящую большую любовь к собственной жене, благородной и равной ему по статусу и качествам, подменять выдуманной любовью, которой не было? Разве можно назвать "любовью, которая изменила Россию" непродолжительное увлечение молодого наследника балериной, у которой после него было несколько любовников и мужей?

О любви, которая изменила Россию

Разумеется, Николая II и его супругу Александру Федоровну канонизировали не за их жизнь, а за примерный уход из жизни.

Тем не менее, скажите на милость, зачем реально жившим приличным людям приписывать те карикатурные качества, которыми они не обладали, и те дурацкие поступки, которых они не совершали?

Ну, не делала этого благородная и искренне верующая принцесса Алиса, будущая императрица Александра Федоровна! Не бегала за Кшесинской со шпицем, чтобы взять у той кровь для черной магии. Не занималась с доктором Фишелем (которого на самом деле не было) спиритическими сеансами. Не могла она так, задирая юбки, уродливо и бесстыдно изображать балерин перед цесаревичем, своим будущим мужем.

Да и вообще, если сравнить фотографии реальной Кшесинской  и реальной Александры Федоровны, то можно понять, почему Аликс, а не Матильда была единственной настоящей любовью наследника, а затем императора Николая II.

 Сам наследник Николай еще за несколько месяцев до помолвки с Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года прекратил отношения с Матильдой Кшесинской. Окончательную точку в этих отношениях Ники и Матильда поставили на короткой встрече сразу же после этой помолвки. И больше никогда не встречались. Это подтверждают их дневники и воспоминания самой Кшесинской.

В фильме же показано, как Кшесинская до самой коронации Николая II и его супруги, которая прошла в мае 1896 года, зачем-то пыталась воспрепятствовать ей. А сам Николай до последнего хотел жениться на Кшесинской, пытался доказать ее княжеское происхождение. Что, кстати, тоже не логично. Даже если бы у Матильды и был бы дворянский титул, то все равно он мог бы жениться на ней только морганатическим браком, утратив права на престол.

Отступил киношный Николай лишь когда узнал, что Матильда погибла в хитро подстроенном начальником охраны царя взрыве парома у ее дачи. А потом упал от неожиданности в обморок прямо на коронации, когда увидел на хорах свою "воскресшую" возлюбленную. Уронив при этом корону Российской империи. Видимо, этой "глубокой" аллегорией Алексей Учитель обосновал свой слоган: "Любовь, которая изменила Россию"...

При этом авторы фильма, видимо, по незнанию, смешали до не отличия два важных государственных акта, произошедших в разное историческое время - акт венчания царственной четы (ноябрь 1894 года) и акт их коронации после окончания траура по Александру III (май 1896 года).

Поэтому ни сами авторы фильма, ни тем более зрители вряд ли смогут внятно объяснить то, зачем главная героиня  (не реальная Матильда Кшесинская) препятствовала проведению коронации. Если свадьба и венчание Ники и Алисы уже состоялись два года назад. 

Где же  хотя бы минимальная внутренняя логика самого фильма, которая, вообще-то, должна была быть. Но она полностью отсутствует. Поэтому даже спорить с Учителем невозможно. А о соответствии сценария фильма исторической правде и о том, насколько он "основан на реальных событиях", вообще нет смысла говорить.

Вывод. Если кусок дерьма высушить, залакировать, за большие деньги раскрасить цветными красками и назвать  "произведением искусства", все равно его природа от этого не изменится. И он останется тем же, чем был - куском дерьма.

Кол-во просмотров: 1444

Поделиться новостью:


Поделиться: