Масштабные ремонтные работы дорог развернулись на многих улицах столицы республики. Второй год подряд в Улан-Удэ обновляется около 30 километров дорог, многие из которых не ремонтировались десятилетиями.
«Безопасные и качественные дороги»
Вся дорожно-уличная сеть города кардинально меняется благодаря участию Бурятии в национальном проекте «Безопасные качественные автомобильные дороги». В рамках проекта на ремонт дорог Улан-Удэ ежегодно выделяется 700 млн рублей.
В этом году сделают ремонт на 29 участках в 33 километра, включая те, которые отремонтируют благодаря экономии на торгах.
В 2021 году больше всего дорог подвергнут ремонту в Железнодорожном районе, где обновлению подлежат 12 участков дорог. Семь участков – в Октябрьском районе и шесть – в Советском. Многие из них находятся в густонаселенных жилых секторах и ведут к школам, детсадам, больницам, заводам, базам отдыха и т.д., по многим из них проходит интенсивный поток общественного транспорта.
При ремонте в Улан-Удэ применяются новые подходы. План подготовки ремонта включает в себя детальный анализ ремонта дорог с участием подрядных организаций. Подготовлены решения по объездам, изменению фаз светофоров при перекрытии дорог. Проведена синхронизация работ с учетом ремонта в этом сезоне линейных объектов ресурсоснабжающих организаций: сетей тепло-, водоснабжения, электричества, канализации.
При реализации нацпроекта работы идут в комплексе: проводится озеленение, устанавливаются тротуары и переносятся остановки.
Работа с подрядчиками и экономия
В этом году аукционы по ремонту дорог были проведены заранее, чтобы подрядчики успели закупить материалы, подготовиться и своевременно приступить к работам.
С 2020 года законом предусматривается, что подрядчик на протяжении всего гарантийного срока предоставляет банковскую гарантию. Если подрядная организация не исполняет свои гарантийные обязательства, то заказчик имеет право обратиться в банк и возместить ущерб. МУ «Улан-Удэстройзаказчик» направит исковое заявление о принуждении в судебном порядке или самостоятельно устранит указанные недостатки и замечания с дальнейшим возмещением затрат по банковской гарантии подрядчика.
А подрядчики, с которыми в одностороннем порядке был расторгнут контракт, внесены в реестр недобросовестных поставщиков – ремонтировать дороги в этом году они не смогут.
Экономия по результатам торгов в этом году составила 100 млн рублей. На эти деньги будет отремонтировано четыре участка общей протяженностью 3 километра: Выборгская, Дорожная, улица Бабушкина (Удинский мост в обоих направлениях), два места концентрации ДТП по улице Борсоева и на перекрестке улиц Каландаришвили – Шмидта.
– Экономия по торгам не подразумевает, что подрядчик будет некачественно выполнять работы, оно будет значительно выше, – заверил начальник Управления дорожного строительства комитета по строительству администрации города Улан-Удэ Павел Малых.
Рабочая группа по контролю
За текущим ремонтом будет вестись достаточно плотный контроль. «Общественный контроль» в лице депутатов горсовета, представителей комитета по строительству, администрации города и общественников проводит проверку строящихся дорог.
С конца марта по май рабочая группа по контролю качества дорожного строительства, созданная по распоряжению мэра Игоря Шутенкова, провела претензионную работу с подрядными организациями, выполнявшими ремонт дорог по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 2017 – 2020 годах. Состав группы возглавил председатель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Чимит Бальжинимаев. На наличие дефектов проверили 67 городских дорог. Все недочеты подрядчики должны устранить до конца июня.
Новые технологии ямочного ремонта
В этом году на ямочный ремонт вышла новая техника Комбината по благоустройству. В первую очередь, это передовая комплексная установка «Бецема», битумозаливщик, 3,5-тонный вибрационный каток, газель для перевозки оборудования и сотрудников и т. д.
Дороги ремонтируют с помощью «Бецемы». Установка выдувает из ямы мусор и под давлением заполняет ее смесью из битумной эмульсии и щебнем. При этом дорогу не перекрывают, поскольку техника позволяет быстро устранять ямы. Такая технология применяется в Улан-Удэ впервые.
– В прошлом году мы сделали всего 18 тыс. квадратных метров. За счет того, что в этом году не проводим торги, мы сократили время и себестоимость. На те же самые деньги сделаем на 25% ямочного ремонта больше, то есть 24 тыс. квадратных метров, – сказал Игорь Шутенков.
Эксперимент с новым методом
Впервые в Улан-Удэ при ремонте дорог стали использовать новую технологию – фрезерование. Процесс по снятию старого асфальта подразумевает под собой обработку асфальта с помощью дорожной фрезы, в результате которого образуется вторичный дорожно-строительный материал – асфальтогранулят. Его можно использовать в качестве дорожного покрытия.
Фрезерат это не отходы, более того, его использование является рациональным, экологически безопасным и позволяет дополнительно улучшить качество проездов, не имеющих асфальтового покрытия.
После капитального ремонта городских дорог, как подсчитали специалисты, останется около 10,5 тыс. кубометров фрезерата, или вторичного асфальтового сырья. В качестве эксперимента его планируется использовать для покрытия дорог с низкой нагрузкой и небольшой интенсивностью движения. По предварительным расчетам, фрезерата должно хватить на ремонт 21 километра дорог шириной 7 метров с учетом укладки в 10 сантиметров.
– Такая технология используется давно, во всем мире дорожные фрезы применяются при ремонте более 80% всех дорог. У нас в городе подрядные организации также часть фрезерата вкладывали в новый асфальт при ремонте. Но теперь весь фрезерат передается на баланс комитета городского хозяйства, – сказал мэр города Улан-Удэ Игорь Шутенков.
По словам мэра, фрезерат будет использоваться для улучшения дорог, которые не попадают в федеральные или республиканские программы.
– Это межквартальные, дворовые, проселочные направления и др. То есть там, где нет дорог в городе, сделаем твердое покрытие из фрезерата, чтобы люди могли комфортно ездить, – добавил Игорь Шутенков.
Опыт других регионов показывает, что подобные покрытия держатся хорошо 2-3 года, если только эти дороги не сильно загружены и по ним не ездит большегрузный транспорт.
– В Улан-Удэ это покрытие будет использоваться только на вторичных дорогах, которые будут не сильно загружены и как минимум год-два могут эксплуатироваться, – рассказал директор МБУ «Комбинат по благоустройству» Владимир Соснин.
В плане фрезерованным асфальтом покрыть 25 улиц, в настоящий момент работы почти завершены на пяти участках: улицах Трактовая, Пирогова, Денисова по маршруту №100, в микрорайоне Таежный по движению маршрута №97 и проезд от 102 микрорайона к микрорайону Горький.
На Удинском мосту
В начале июня здесь начался ремонт, который затронет участки дороги от улицы Трубачеева до улицы Балтахинова и Шефского подъема в обоих направлениях.
На объекте были произведены подготовительные работы, а с 10 июня началось фрезерование старого асфальтобетонного покрытия. Дорожники частично заменят старые бортовые камни, затем положат новый асфальт.
– Это участок дороги с самым интенсивным транспортным движением, по ней проезжает несколько тысяч машин в сутки. Ремонта на дороге не было несколько десятков лет, – отметил начальник управления дорожного строительства комитета по строительству Павел Малых.
При работах удается избежать полного перекрытия движения. Дорожные рабочие перекрывают только одну полосу движения из трех, и работы ведутся преимущественно в ночное время. Окончательный срок завершения работ – до 1 сентября. Выполняет работы подрядная организация «Байкалагропром».
Отметим, ремонт дороги выполняется на сэкономленные в результате торгов деньги, выделенные по национальному проекту «Безопасные качественные дороги».
Благодаря всем этим мерам в Улан-Удэ будет создана сеть комфортных и безопасных дорог.