Маршрутные войны

На минувшей неделе в редакцию газеты «Новая Бурятия» обратились бывшие водители печально известного маршрута №510 «Улан-Удэ - Иркутск». Вот уже год, как на этом маршруте идет борьба за клиентов между конкурирующими маршрутами №№510 и 788.
Общество |

На минувшей неделе в редакцию газеты «Новая Бурятия» обратились бывшие водители печально известного маршрута №510 «Улан-Удэ - Иркутск». Вот уже год, как на этом маршруте идет борьба за клиентов между конкурирующими маршрутами №№510 и 788. Перевозчиков лихорадит вот уже больше года. Разбитые машины, недобросовестная конкуренция, бандитские «крыши»... как в лихие 90-е. Однако сейчас ситуация изменилась. Водитель Валерий Шумилов сообщил «Новой Бурятии», что он и его жена написали заявление в прокуратуру по поводу «незаконного присвоения средств в крупном размере» ИП Галиной Вихоревой, на которую оформлен маршрут №510.

Валерий Шумилов работал на междугородном маршруте Улан-Удэ - Иркутск с 2002 года. В 2004 году водителям этого маршрута предложила свои услуги Галина Вихорева, которая оформила на себя ИП, объяснив это тем, что оформление открытого акционерного общества (ОАО) связано с большой юридической волокитой.

- Тогда мы были людьми совершенно «не подкованными» в этих вопросах. И согласились... Она оформила паспорта маршрута, схему опасных участков, вела бухгалтерию. С водителями маршрута Вихрева заключила договоры о совместной деятельности. Согласно им, мы, водители, должны были ежемесячно отчислять по 600 рублей с каждой машины на общественные нужды, – рассказал водитель.

Первое время все было хорошо, но потом начались проблемы. С 2008 года Вихорева якобы потребовала, чтобы ей отдавали не по 600, а по 11800 рублей с каждой маршрутки в месяц. На трассе как раз появился конкурирующий маршрут №788. И она объяснила такое повышение расценок необходимостью платить «крыше», в роли которой выступали некие иркутские бандиты во главе с неким Сергеем по кличке «Паровоз». Тех водителей, которые отказались вносить деньги, Вихорева пообещала уволить. И большинство согласилось.

6 декабря 2010 года состоялось очередное собрание водителей. На нем Галина Вихорева, по словам водителей, снова в очередной раз в ультимативной форме потребовала увеличения выплат до 20 тыс. рублей в месяц. И опять-таки под предлогом необходимости платить «крыше». Кроме того, Галина Вихорева якобы потребовала, чтобы все водители написали заявление в милицию и обвинили «Паровоза» в том, что он вымогал у нее деньги. Тем, кто отказывался платить, предлагалось «уходить с маршрута».

Жена водителя Елена Шумилова, индивидуальный предприниматель, на имя которой зарегистрирована его маршрутка, отказалась просто так отдавать такую сумму. По ее словам, они и так отдавали значительные суммы, но никакой реальной отдачи так и не получили. Были случаи, когда водители маршрута попадали в аварии. В таких случаях часть собираемых средств должна идти на их поддержку. Но, по словам Шумиловых, водителям приходилось поддерживать своих коллег за свой счет.

- Вы представляете, какие это деньги? Если каждый из 30 работающих на нее водителей будет сдавать по 20 тысяч ежемесячно, какая получится сумма. При этом она сама заявляет: «Ребята, никаких гарантий вам не дам». Никаких чеков, расписок и так далее нам также не предоставляет. Все отчеты только на словах. А в результате что мы получим? Пшик? – говорит Елена Шумилова.

В свою очередь, Галина Вихорева отказалась выдать график выезда на маршрут для машины, практически разорвав в одностороннем порядке ранее заключенный договор.

Также, по словам Шумиловых, опытные маршрутчики постепенно вытесняются с маршрута. Валерий Шумилов и несколько других водителей перешли работать на конкурирующий маршрут, некоторые в МУП «Городские маршруты». Их места заняли арендаторы, которыми легче манипулировать, поскольку они зависят от работодателя.

- Она очень хороший психолог, может так окрутить человека, что он будет работать в любых условиях, может заставить стукнуться лбами... Это у нее очень хорошо выходит. Идут, как овцы на водопой, несут денежки и надеются, авось пронесет. С другой стороны, водителей тоже понять можно: не дадут денег - работать не будут. А что делать? Семью кормить надо, ведь больше чем у половины людей это единственный источник доходов, – рассказывает Елена Шумилова.

При этом всей этой ситуации легко можно было бы избежать.

- На самом деле весь этот конфликт это только ее амбиции. Она говорит, что нужно бороться, нанимает каких-то «братков»... на самом же деле нужно просто договориться. Летом пассажиропоток большой, клиентов на всех хватает. Зимой меньше, но и здесь можно найти выход. Водители могут уходить в отпуск, на месяц по очереди. Такие предварительные договоренности существовали. Дело оставалось за ней. Низы-то договорились, а верхушка уперлась рогом, – говорит Валерий Шумилов.

В конкурирующей организации, где сейчас работает Валерий Шумилов, с каждой маршрутки собирают примерно такую же сумму, но ситуация там другая: «У нас всего 24 машины, а не 40 (вместе с «арендниками»), как у Вихревой. Если бы у нас было 40 машин, мы бы платили по 5 тысяч. Кроме того, сама обстановка другая. Здесь мы работаем спокойно. Есть накопительный фонд, из которого мы поддерживаем наших пострадавших коллег. Собрания проходят более продуктивно. Собираются 24 человека и голосуют по любой проблеме. Там тоже раньше так было».

Водители маршруток уже обращались с жалобой на действия Галины Вихревой в правоохранительные органы. Но никаких мер не принималось. В результате у нее все хорошо, есть другие маршруты. А вот другим все хуже и хуже.

Как бы там ни было, кто бы ни был прав или виноват, основной проблемой все-таки остается полное невмешательство властей в такие ситуации. Ведь они возникли не в один момент. Маршрутчики пишут жалобы уже три последние года, то одна бригада, то другая. Безрезультатно пишут и в Минтранс, и в транспортную прокуратуру, и в правительство, и в милицию, и в прокуратуру. Вот и приходится им разбираться с помощью мордобоя и «братков».

Кол-во просмотров: 967

Поделиться новостью:


Поделиться: