В середине мая в Дуйнхор-дацане (храм находится в буддийском комплексе «Хамбын Сумэ» в районе Верхней Берёзовки) пройдет ритуал разрушения мандалы.
По словам Баир-ламы, мандала символизирует храм идама Калачакры (посредник между божествами и сахюусанами). Также этот геометрический символ сложной структуры интерпретируют как модель вселенной, «карту космоса».
Для построения мандалы используют измельченные камни с Байкала, которые ламы дацана сами красят гуашью. Основные цвета: зеленый, синий, белый, красный, черный и желтый. Узоры мандалы формируют при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Для того чтобы построить мандалу, ламы проходят специализированные курсы. Для данного ритуала ламы должны уметь красиво рисовать. За день до начала возведения мандалы священнослужители рисуют чертеж. Строят «карту космоса», равномерно начиная от центра. Процесс возведения обычно длится семь дней.
На мандале в Дуйнхор-дацане изображены 722 божества. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого – подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего. Прежде чем разрушить мандалу, монахи просят божества, которые пребывали в песочном дворце во время его возведения, вернуться в свои небесные обители. Традиционно мандалу вскрывают с восточного входа. В день ее разрушения в дацане проводят хурал, после которой песчинки мандалы опустят в Селенгу в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру. Также всем желающим раздают по щепотке этого песка. «Благословленный многодневными ритуалами песок обладает очистительной силой. Песчинки нужно держать дома. Они будут оберегать ваш мир», – сообщил Итигил-лама.
Елена Дамбинова