Магический металл

В Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова 23 июня откроется экспозиция бурятских ювелирных украшений «Серебряные небеса» из коллекции драгоценных металлов.
Общество |

В Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова 23 июня откроется экспозиция бурятских ювелирных украшений «Серебряные небеса» из коллекции драгоценных металлов.

Серебряные украшения в Бурятии издревле являлись предметом культа, поэтому можно предположить, что эта выставка обречена на успех. В экспозиции будут представлены изделия, инкрустированные красными и белыми кораллами, лазуритами, малахитом и янтарем XIX-XX веков. Будут и работы современных мастеров, таких как Чинбат, Жамбалов, Жамсаранов, Русских и других. Для оформления выставки из Москвы прибыла серия картин художника Зорикто Доржиева «Наложницы». Также для удобства посетителей будет установлен информационный сенсорный киоск с презентацией старинных фотографий из фондов музея – буряты в национальной одежде XIX-XX веков.

В фондах Музея истории Бурятии хранятся самые крупные коллекции драгоценных металлов в республике. Аналогичная выставка проводилась в 2006 году. В XIX-XX веках в Бурятии было много мастеров из Китая, поэтому во многих украшениях чувствуется китайская традиция. Это прослеживается в рисунках, форме серебряных изделий.

Украшения – модель мира

Композиция выставки выстроена согласно концепции трех частей мира – верхнего, среднего и нижнего. Соответственно каждое украшение относится к определенному миру. Ювелирные изделия в традиционном костюме образуют единый комплект, в котором каждая деталь имеет свое место. Изначально все атрибуты костюма, в том числе и украшения, носили особый, сакральный смысл. Однако с течением времени значение их символики было утрачено.

Помимо сакральных символов, серебряные украшения выступали как бы средствами индивидуальной защиты. По преданиям, жизненная энергия может уйти из тела человека через выступающие конечности – пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, рот. Чтобы «закрыть» эти выходы, буряты носили серьги, кольца, браслеты, цепочки. Чтобы не надевать кольца на каждый палец, можно было «закрыть» запястье одним браслетом. А все отверстия головы замкнуть одним ожерельем.

Помимо оберегающих функций, украшения указывали на возраст человека, его социальное положение, а также переход из одного статуса в другой.

– Раньше каждый род можно было отличить по костюму и украшениям. У всех были свои отличительные черты, – сообщила «Новой Бурятии» куратор выставки, заведующая секцией продвижения музейных услуг Ольга Шагланова.

Украшения делились на повседневные и нарядные. В праздничных и свадебных нарядах был представлен полный комплект женских украшений. В среднем весь женский комплект весил около пяти килограммов.

Верхний мир

По бурятской традиции, к верхнему миру принадлежали накосные, головные и височные украшения. Издревле головной убор был наделен особым смыслом. Шапка повторяет форму небесного свода. Наверху головной убор завершается дэнзэ – серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце.

– Дэнзэ выполнял функцию ранжира по чину. Чем крупнее был камень, тем богаче был человек, – отметила Ольга Шагланова.
Подвески, пришитые к головным уборам в области виска и свисающие на грудь, символизировали космическое пространство. На уровне мочек ушей были закреплены круглые орнаментированные бляхи, от которых тянулись снизки коралловых бус, концы снизок завершались мелкими монетами.

– В височных украшениях кольца располагаются возле лица и олицетворяют собой светила. У других народов много подобных украшений, в которых используются солярные знаки: луна, солнце, птицы, звезды и т.д., – рассказала Ольга Шагланова.

Средний мир

Нагрудные и наплечные украшения относились к среднему миру. К ним относится своеобразное украшение гуу.

В каждом районе они имели свои отличия. В Мухоршибирском районе были распространены круглые, гладкие гуу, в Закаменском – полуовальные или квадратные, в Селенгинском – прямоугольные. В Тункинском районе буряты украшения подобного типа комбинировали с двойным или тройным рядом кораллового ожерелья.

– Украшение гуу – буддийский атрибут. Они бывают разных форм. Туда закладывались мантры, – сообщила Ольга Шагланова.
Также популярностью у женщин пользовалось своеобразное украшение – hиихэ-хонхо. Оно встречается в Кяхтинском, Селенгинском, Закаменском, Джидинском районах. Это своеобразное ожерелье с колокольчиками – хонхо.

– Это очень тяжелое нагрудное украшение. Скорее всего, именно из-за этого появилась старая поговорка: «Женщину сначала слышно, а потом видно». Считалось, что hиихэ-хонхо своим звучанием очищает ауру и пространство, – сообщила Ольга Шагланова.

Нижний мир

Ну а поясные украшения, браслеты и кольца буряты относили к нижнему, земному миру. И мужчины, и женщины носили на руках кольца. Кольца передавали из поколения в поколение, сохраняя энергетику рода. Мужские перстни были в виде печатки с инициалами владельца. Или же на печатках были изображены земные знаки – фигура лягушки, силуэт какого-либо пресмыкающегося. Ну а на поясе буряты носили утилитарные предметы: ножи, кисеты для табака (хаптарга, хабтаhан), уховертки, игольницы, ароматницы.

Костюмы

В экспозиции представлены полные костюмные комплекты бурятских родов – хори, сартуул, цонгоол, хонгоодор, эхирит, булагат. На выставке можно увидеть, что костюмы являлись неким капиталовложением. В трудные времена можно было продать одну из монеток или украшение. Также можно было «обогатить» костюм.

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье. К примеру, замужние женщины некоторых родов надевали особый головной убор – туйба.

– По форме туйба напоминает рога. Согласно древнему преданию, все люди произошли от матери-маралухи. Надевая подобные головные уборы, женщины отдавали ей дань уважения. Аналогичные головные уборы существуют и у русских – кичка, и у китайцев, – сообщила Ольга Шагланова.

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Костюм различался по сезону: зимний и летний; по назначению – производственный, будничный нарядный. Обязательными частями мужского костюма считались рубаха (самса) и штаны. В традиционном костюме рубаха и штаны всегда были прикрыты верхней длиннополой одеждой. В большинстве случаев мужской халат шили из тканей синего цвета. Иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр) – наиболее яркий элемент.

Четыре тонны серебра в год С давних времен серебро считается священным металлом. Согласно древним преданиям, оно обладает разнообразными магическими свойствами. Особенно ценится способность серебра к стерилизации пищи и напитков. В Бурятии до сих пор принято оставлять серебряные (белые) монеты на дне родниковых источников, на обоо, на горных перевалах у бариса. В дацанах утварь, в которых хранили святую воду, изготовлена из серебра.
Раньше в Бурятии серебро добывали во многих местах. Это прослеживается по топонимам – река Мунгут в Хоринском районе, в Оке, Тунке, Закамне. В Закаменском районе существует местность Мyнгэн добо («Серебряный холм»). Здесь раньше местные дарханы-чеканщики добывали серебро. В связи с открытием Санагинского дацана в 1832 году добычу серебра в этом месте запретили.
Серебро наряду с золотом у многих народов было монетарным металлом. Наиболее почитаемо серебро на родине буддизма в Индии. Во времена правления Чингисхана в Монголии серебряные изделия являлись предметом культа и ценились дороже золота. Со времени превращения золота в монетарный, а затем в валютный металл серебро значительно обесценилось. Серебро стало незаменимым техническим материалом из-за своих ценных физических свойств.
В настоящее время в Бурятии серебро добывают только как попутный металл на золоторудных месторождениях Зун-Холба и Ирокинда ОАО «Бурятзолото». Объем промышленного серебра в республике в 2009 году составил 4 т. Добытым серебром компания распоряжается согласно условиям подписанного соглашения с правительством Бурятии, где им выдают лицензию. По словам заместителя начальника по недропользованию по РБ Владимира Чурина, с 2002 года цена на серебро стабильно растет.
– Сейчас серебро стоит $18, 43 за унцию. Его цена растет попутно с ценой на золото, которое стоит $1220. Рост цен зависит от многих факторов. Например, цена на серебро растет из-за падения курса доллара и т.д. В последнее время интерес к этому металлу растет, – сообщил он.
Более 45% российской добычи серебра обеспечивают рудники на золото-серебряных месторождениях Дукатское, Лунное, Джульетта в Магаданской области. Они находятся в распоряжении главного производителя серебра в России – ОАО «МНПО «Полиметалл».
Кол-во просмотров: 3007

Поделиться новостью:


Поделиться: