Оформить заказ в интернет-магазине

Лотос или Ая-Ганга: в Бурятии ищут образ для Нацмузея

Анна Ильина: "Важен сам цветок как символ цветущей культуры нашей родины"
Культура |
Фото  Лотос или Ая-Ганга: в Бурятии ищут образ для Нацмузея
Фото: ООО "АМ "Проект Байкал"

В центре исторического Улан- Удэ, на пустующем ныне острове, будет построен Национальный музей Республики Бурятия. Грандиозное, и по инвестициям (2 млрд рублей), и по масштабу, сооружение напоминает голубой цветок, плывущий по воде.

Фото: ООО "АМ "Проект Байкал"

Как родился образ, которому уже сегодня прочат судьбу визитной карточки Бурятии, мы попросили рассказать автора идеи, архитектора ООО «Архитектурная мастерская «Проект Байкал» Анну Ильину.

– Анна, вам невероятно повезло. Масса архитекторов творят, не надеясь, что их работы когда-нибудь увидят свет, а первая же ваша композиция оказалась обречена на успех. Как это произошло?

– В 2011 году я оканчивала учебу на архитектурном факультете Иркутского национального исследовательского технического университета (ИрНИТУ). Нужно было выбрать тему дипломной работы, вдохновляющую и красивую. Узнала, что планируется конкурс на проект Национального музея РБ. Очень загорелась этой темой, начала разрабатывать проект. Защитилась и, получив красный диплом, вернулась в Улан-Удэ.

Буквально через месяц объявили конкурс. Уже как архитектор архитектурной мастерской «Проект Байкал» в соавторстве с главным архитектором проекта Валентиной Ивановной Сергеевой мы начали работу над музеем на основе концепции моей дипломной работы. В итоге мы создали новый проект и уже с ним в 2012 году приняли участие в конкурсе. Была проделана большая работа. И, к огромной нашей радости, мы победили!

– Как появился цветок на воде?

– Хотелось найти красивый образ, который будет олицетворять Бурятию с ее историей и богатой культурой. В ходе размышлений и поиска пришел образ цветка ая-ганга.

Помните, у Дондока Улзытуева:

Вы слыхали когда-нибудь

О траве голубой – ая-ганга?

Ее имя, как отзвук

Старинного медного гонга.

У нее суховатые,

Колкие стебли,

От нее синеватые

Наши бурятские степи...

Когда я слышу эти строки, вспоминаю деревню в Тункинской долине, куда приезжала на каникулы к дедушке и бабушке. Слышу запах трав и шорохи ветра.

Другими словами, архитектурно-художественная концепция здания основана на интерпретации четырехлистного цветка степи ая-ганга.

Три лепестка символизируют здесь три музея, фонды которых объединятся в новом здании (Художественный музей имени Сампилова, Музей истории имени Хангалова, Музей природы).  В четвертом лепестке размещается общественно-административная часть с вестибюлями, конференц-залом, детским центром, библиотекой, кафе, административными помещениями.

Пластичное здание в виде цветка – это воплощение гармонии с природой Бурятии. Сооружение как будто вырастает из земли. Лепестки «закручиваются» вокруг центрального многосветного пространства, некоего виртуального сэргэ, также имеющего очень важное значение.

Изначально планировалось, что главный музей Бурятии будет располагаться на Верхней Березовке. Сейчас площадка поменялась, и мы проектируем здание на острове – в историческом центре Улан-Удэ, где сплелись две прекрасные реки Уда и Селенга. В связи с этим образ ая-ганги уже не совсем подходит. Кто-то видит в этих лепестках образ лотоса – цветка, плывущего по воде. Это не главное, важен сам цветок как символ цветущей Бурятии, цветущей культуры нашей родины.

– Все таки после стольких споров какая площадка вам кажется более подходящей для музея?

– За эти годы проект Национального музея РБ несколько раз «замораживали» в связи с отменой финансирования, затем долго не могли определиться с площадкой. В одно время даже возникли опасения, что нового здания вообще не будет. Город выделил площадку на Верхней Березовке, мы проектировали на ней, но главный минус данной площадки – отдаленность от центра города.

Национальный музей – значимый для республики объект, его визитная карточка. И, конечно, лучше его располагать в центральной части, чтобы он стал центром притяжения общественной жизни. И, когда утвердили площадку на острове, когда исчезла эта неопределенность, мы почувствовали огромную радость и даже облегчение.

Мы рады, что музей будет на острове, ведь рядом разместится еще одно, уникальное по своей архитектуре здание театра «Байкал». Вместе они дадут толчок в развитии центральной части города, станут главными пунктами туристических маршрутов. Не будем забывать и о близости сразу нескольких школ. Я хочу сказать, что наш музей ни в коем случае не будет пустовать, там всегда будут проводиться мероприятия и кипеть жизнь.

Фото: ООО "АМ "Проект Байкал"

– Какие изменения ждут нынешний проект Национального музея?

– В связи со сменой площадки мы сейчас занимаемся корректировкой проекта, привязкой его на новый участок. К примеру, добавили снизу еще один этаж, благодаря чему фондохранилища поднялись над уровнем земли более чем на 3 метра. То есть более чем на 3 метра выше уровня 1%-ного паводка, который происходит один раз в 100 лет.

На этом этаже на уровне земли в главном блоке разместили вестибюль с гардеробом, также там находится пищеблок – кафе. Другие блоки частично заняты техническими помещениями. Но основное пространство у нас планируется открытым. То есть мы хотим запустить улицу внутрь, под здание. Разместить там уличную экспозицию, возможно, парк миниатюр.

Изменения коснулись и входной группы. Главный вход переместился на уровень земли, соответственно, произошла корректировка в планировочном решении этого блока. Благодаря этим изменениям расширился детский центр, для него выделили целый этаж главного блока. Визит-центр с конференц-залом остались на втором этаже. Там же будет располагаться кафе.

Верхние этажи с выставочными залами остаются без изменений, как и центральное пространство. Еще мы планируем пешеходный мост, который  свяжет остров с «материком». Будет интересное благоустройство территории, уличный амфитеатр, площадки для экспозиции под открытым небом, места отдыха, детская площадка, организовываем спуски к воде.

Фото: ООО "АМ "Проект Байкал"

– Скажите, победа в конкурсе повлияла на вашу карьеру и желание быть архитектором?

– Дело в том, что желание стать архитектором у меня возникло не случайно. Я выросла в семье проектировщиков. Мои родители – инженеры-конструкторы, и с самого раннего детства мы с сестрой видели, как они чертят, проектируют, работают сначала на кульманах, позже за компьютерами. Мы понимали, что это очень ответственная, но в то же время интересная работа. Вообще родители для меня – пример настоящего профессионализма, трудолюбия и любви к своему делу. Я очень ими горжусь! Так что мое желание стать архитектором появилось вполне естественно.

Конечно, победа в конкурсе повлияла на меня,  мою карьеру. Тогда, в 2012 году, я только окончила университет и не было опыта реального проектирования, а меня сразу захлестнула работа, причем такая грандиозная. Приходилось учиться на лету, очень быстро все схватывать. Проектирование такого значимого объекта – это колоссальная ответственность. Большая работа, сопровождающаяся бессонными ночами, творческими муками, ведь то, как именно будет выглядеть здание, не приходит легко, это бесконечные поиски. Был большой стресс из-за коротких сроков проектирования, страха подвести коллектив.

Но это бесценный опыт. За достаточно короткий период я поняла, что по-настоящему значит быть архитектором. Очень благодарна «Проекту Байкал», особенно Брониславу Борисовичу Михайлову и Валентине Ивановне Сергеевой за то, что тогда поверили в меня, дали возможность спроектировать такой значимый объект. Валентину Ивановну, а также всех архитекторов «Проекта Байкал» считаю своими наставниками и очень горжусь, что являюсь частью коллектива архмастерской, где каждый специалист – настоящий профессионал своего дела.

Проект Национального музея РБ дал мне яркий, незабываемый старт в карьере. Благодаря проекту я многое узнала о себе, можно сказать, нашла себя. Убедилась, что архитектура – мое истинное предназначение. Я хочу расти, развиваться в этой профессии. И, несмотря на все трудности, четко понимаю, что это мое. Это то, что приносит мне удовольствие, радость и удовлетворение.

– Ну что ж, ждем воплощения поэзии в камне.

Кол-во просмотров: 1132

Поделиться новостью:


Поделиться: