Лор-врач Детской республиканской клинической больницы в Улан-Удэ Елена Дабаева рассказала о важности развитого вестибулярного аппарата у кандидатов в космонавты и поделилась советами, как тренировать его у детей.
Тренировки на центрифуге
Требования к здоровью, физическому и психическому состоянию будущих космонавтов очень высоки. Безусловно, в условиях невесомости огромное значение имеют свойства вестибулярного аппарата. Заключительный этап подготовки к полету: тренировки вестибулярного аппарата, то есть имитация перегрузки на центрифуге (специальная установка, напоминающая огромную карусель и вращающаяся со скоростью до 70 оборотов в минуту).
В настоящее время космонавты тренируются при перегрузке в 8 единиц. Однако в советский период требования были жестче: перегрузка доходила до 12 единиц. Тяжело даже представить, что человек испытывает во время таких занятий. Во время тренировок на центрифуге плохо подготовленные люди могут потерять не только содержимое желудка, но и сознание.
Существует еще несколько способов развить свой вестибулярный аппарат. Один из них – кресло Барани. Оно представляет собой вращающийся стул, на котором космонавта крутят то в одну, то в другую сторону. С американскими горками и парками аттракционов такие методы не идут ни в какое сравнение.
Развитие вестибулярного аппарата у детей
Вестибулярный аппарат – орган равновесия, который находится во внутреннем ухе, а именно – височной кости. Окончательно формируется примерно к 12 годам. Необходимо тренировать его у детей с раннего возраста, потому что именно он позволяет координировать движения. Без правильного формирования вестибулярного аппарата невозможно нормальное развитие двигательной активности.
Вестибулярная система регулирует:
- чувство равновесия;
- распределение веса при ходьбе и других движениях;
- способность ориентироваться;
- ощущения при переворотах;
- зрительные реакции.
Развить вестибулярный аппарат у детей в раннем возрасте поможет комплекс несложных, но регулярных упражнений. Отличная тренировка происходит при занятиях гимнастикой, плаванием, боксом, качании на качелях и прыжках в воду. Также одновременно происходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувствительности в больших полушариях, что приводит к образованию и укреплению условно рефлекторных связей между этими зонами. Это имеет решающее значение для точного ориентирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудовых и спортивных движений.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вызываются при значительно более сильных раздражениях вестибулярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлекторные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают.