20 июля Улан-Удэнскую ТЭЦ-1 остановят на две недели для ремонта оборудования. За 14 дней сотрудники филиала «Генерация Бурятии» проведут полную ревизию и ремонт основного и вспомогательного оборудования. С 28 июля по 9 августа будет произведена остановка основного оборудования на котельной п. Загорск. За 13 дней теплоэнергетики произведут ремонт вспомогательного оборудования котельной. О том, что должны сделать энергетики и как идет ремонтная кампания, мы говорим с депутатом городского Совета, председателем комитета городского хозяйства, транспорта и связи Сергеем Бурдиковым.
– Сергей Владимирович, что запланировано сделать и как эти работы повлияют на жизнь горожан? Кроме того, как ведется контроль?
– Сейчас идет кампания по подготовке к отопительному сезону. И в этом году по инициативе председателя комитета городского хозяйства Сергея Гашева все контрольные мероприятия разбиты на два уровня: условно говоря, работы на квартальных сетях и работы на котельных и магистралях. У нас на каждую приемку трубопровода приглашаются депутаты по этому району. Уже были выезды специалистов комитета городского хозяйства с депутатами. Буквально в первый же выезд специалисты КГХ нашли трубопровод, который был недостаточно изолирован – использовалась неновая и не очень качественная изоляция. Выписали предписание на устранение нарушения и сейчас делают по-нормальному. Проверяются и скрытые работы – уже было такое, что поменяли участок теплотрассы и до приезда комиссии его закопали. Пришлось выкапывать и предъявлять комиссии. Надеюсь, теперь по два раза работы не будут делаться.
Были выезды на котельную Юго-Западная и котельную Аэропорта. Выезд на ЮЗ прошел нормально, там большой объем работ – меняли котел №5 и меняют сейчас в 100-х кварталах трубопровод – где-то это новые участки, где-то замена. Теперь эти районы располагают запасом по тепловой мощности, и уже не будет такого, что в ходе отопительного сезона всё оборудование работало на пределе.
Подрядчик там работает серьёзный – трубы уже завезли, мы их посмотрели, убедились, что они новые. Плюс посмотрели, какая изоляция: пенополиуретановый кожух и сверху нержавейка полностью закрывает всю трубу. Соответственно, не будет привычной картины – голая труба, а вокруг нее ошметки стекловолокна. Для сокращения потерь тепла очень важно качество изоляции, сейчас ведь до 18% теряется, не доходя до домов.
Выезд в аэропорт, по информации КГХ, прошел хуже – там оказались не организованы должным образом работы. А это котельная муниципальная, она находится в аренде и эксплуатироваться должна нормально. Выписан большой объём предписаний, все они направлены ТГК-14.
На эти два уровня все разбито. Раньше была одна комиссия, которая просто не успевала принимать все. Страдало качество, и часто на одном и том же участке работы приходилось повторно переделывать.
– Они и по четыре раза могут. У меня самой под окнами яма, ее ежегодно в начале сезона вскрывают, что-то там делают, закрывают… и в ноябре она опять начинает парить. В этом году даже асфальт не стали класть, закрыли все брусчаткой.
– Кстати, большая претензия была, что после ремонта закрывается полотно, как попало, клали заплатку асфальта, и она очень быстро начинала проседать. Сейчас каждая ремонтная кампания должна логично заканчиваться укладкой асфальта. И недавно мы приняли городской норматив, что если они выкопали полдороги, то восстановить должны полностью участок – от бордюра до бордюра.
– Ситуация по ул. Октябрьской тогда в другом свете предстает – там же снесли тополя из-за ремонта. То есть будет проведена восстановительная посадка?
– До начала отопительного сезона они должны там закончить все работы. Но если делать восстановительную посадку, то тополя имеют очень большую корневую систему, а внизу будут лежать трубы, как, собственно, и было. Поэтому именно в этих местах высадят кустарник с небольшой корневой системой, а компенсирующие посадки будут где-то рядом проводить. И если честно, в Улан-Удэ у нас везде коммуникации лежат: или под деревьями, или под дорогой. Вообще у нас первый раз при планировании нижней части центра города, на улице Свободы, трубопровод и все остальные коммуникации намечено укладывать одним «пучком», а сверху делать пешеходную аллею, чтобы при проведении ремонтных работ не страдали ни дороги, ни посадки.
– Какие еще работы запланированы?
– Сейчас у нас будет идти этап проектирования новой теплотрассы в сторону Стеклозавода – там у есть четыре котельные: Стеклозавода, которая стоит фактически на берегу Селенги и топится мазутом, 12 участок, РПНД и тубдиспансер. Вместо них дома будут отапливаться от ТЭЦ-1. Соответственно, экологическая ситуация получше будет. Конечно, дыма от ТЭЦ-1 не меньше, но контроль за режимами там все-таки серьёзнее.
– Кстати, о маленьких котельных. Я так понимаю, в этом году нас ждет эксперимент с бездымным углем…
– Уголь уже приехал, отгрузили его, причем нам бесплатно. Конечно, сам по себе он дорогой в таких поставках. Но наша задача какая: первое – провести эксперимент, как он вообще работает, проводить его будут в двух точках: одна – в Октябрьском, вторая – в Железнодорожном районе. До начала сезона, пока чистый воздух, проверим его на водоснабжении и, если показатели в норме, приступаем ко второй части. На котельной Юго-Западная есть одна площадка под котел, установим на ней специальный котел, который не только включен в производство тепла, но и производит бездымный уголь. Там небольшой объем – 20 тыс. тонн, но зато он намного дешевле, поскольку тепло от производства не пропадает. Для дальнейшего развития нужно намного больше топлива, но, к счастью, на Юго-Западной есть площади, на которых можно поставить целый ряд таких котлов.
– А теперь об УФАс и его решении в отношении ТГК-14? Это впервые, когда в отношении монополиста принято такое решение – 650 тыс. рублей штрафа.
– Это было очень сложное и долгое дело, и очень важно, что и муниципальная жилищная инспекция, и прокуратура довели его до разбирательства. Важно ведь не только добиваться возврата средств людям, но и сделать так, чтобы необоснованные начисления прекратились совсем. Это решение УФАС – очень важный сигнал для ТГК-14.
Это ведь ещё и дело прецедентное, ведь если ТГК-14 повторно допустит нарушение антимонопольного законодательства – необоснованные начисления или какие-то действия, которые к ним приводят, то следующий штраф может носить оборотный характер – до 40 млн рублей.
– Чтобы нашим читателям понятно было, что именно произошло? И за чем следить, дабы не допустить подобного ущемления своих прав?
– ТГК не должна злоупотреблять своим монопольным положением. Сейчас жители массово жалуются на то, что им дополнительно выставили суммы до нескольких тысяч рублей. По тем делам, где есть основание считать, что этого можно избежать, если бы ТГК и управляющая компания своевременно принимали меры. А если нарушение носит массовый и системный характер, рассматривать вопрос будет антимонопольная служба. Сейчас задача жителей, несогласных с начислениями, обратиться в ТГК-14 и после получения ответа (в течение трех дней его должны дать) обратиться с заявлением о проведении проверки в районную прокуратуру или муниципальную жилищную инспекцию. Можно, кстати, проконсультироваться по телефону МЖИ 23-53-00.
– Управляющие компании в этом случае на чьей стороне выступают?
– Естественно, «управляшки» должны быть на стороне жителей. Но иногда бывает и так, что сами компании виноваты в этой ситуации. Где-то недосмотрели, а где-то под давлением подписывали акт о выходе из строя измерительного оборудования. В результате жители несут ущерб, а это недопустимо. Но большинство управляющих компаний очень принципиально следят за этим, и активны сейчас на стороне жителей: собирают данные, требуют разъяснений и готовят документы к суду.
– Еще одна большая летняя тема – ремонт дорог. Что в этом году уже сделано? Как идут работы и есть ли нарекания по качеству?
– Сейчас начинается самый важный этап для жителей – это ремонт придомовых территорий. За магистральными дорогами их, конечно, много – 28 объектов, но там мы всё отследим. Практически уже проехали большую часть, нарушений достаточно. А вот по придомовым у нас в этом году 56 дворов ремонтируют, отследить очень сложно, потому что работ много и они все ведутся параллельно, так что без общественного контроля не обойтись. Без жителей этого не сделаешь – буквально в пятницу на ямочном ремонте начали класть асфальт в дождь, жители заметили, обратились в СМИ. Теперь все работы будут делать заново в присутствии жителей. У нас это уже второй случай – первый был на магистральной дороге на Жердева, остановили, заставили полностью снять весь этот слой. Сегодня мы похожий случай зарегистрировали на Акмолинской – после дождя не дали просохнуть выравнивающему слою асфальта и начали класть сверху, естественно, он начал слоями сниматься. Во дворах такая ситуация может быть чаще – поэтому задача жителей, как только увидели нарушение, если даже вам кажется, что это нарушение, зафиксировать и выложить в «Активный горожанин», все это автоматически дойдет до контроля. По каждому двору должны быть схема, утвержденная советом дома. Мы объезжали специально несколько дворов с подрядчиками и обсуждали схему – где подвинуть на полметра, где поставить бордюр, где сделать так, чтобы было максимально удобно. Проехали, обсудили, попросили вывесить схемы на подъездах домов, чтобы жители могли все видеть – чтобы не было такого: «елки-палки, а мы же здесь хотели стоянку».
– По прошлогодним дорожным ремонтам – будут ли подрядчики устранять недостатки?
– Уже устраняют – некачественный асфальт на площади Советов уложили заново. Но сейчас пока идет активная фаза текущего ремонта и они еще не везде успевают. Недавно мы очень подробно прошли улицу Солнечная – там порядка 100 замечаний по прошлогодним работам: нужно выровнять и заменить бордюры, доделать остановки, спасать деревья, которые просто закатали в асфальт, исправлять тротуары. Мы делаем все фактически, кроме повторных вырубок и лабораторных исследований асфальта, но и они тоже будут делаться.
– Что случилось на улице Революции 1905 года, когда вы прямо на месте остановили все работы?
– Там нет вины подрядчика. Улица собирает все ливневые стоки для всех вышерасположенных улиц, и там была ливневая канализация, которая несколько лет назад частично обрушилась. Спроектировали новую, и она довольно сложная – там колодцы, стойки с выходом в дальнюю часть улицы и дальше на очистные. Но дело в том, что при проектировании была ошибка серьезная. Проектировщик не учел, что там проходит теплотрасса, и, чтобы её обойти, подрядчик отошел от проекта. На тот момент мы не знали, сработает «ливневка» или нет, поэтому нельзя было начинать асфальтирование. Провели проверку – через пожарный гидрант воду залили, посмотрели, как стекает, убедились, что сток работает, и после этого продолжили работы. Это вообще одна из главных проблем – качество проектирования, многие торги по проектам у нас выиграла компания из Якутска, а на место они не выезжали. Теперь у нас будут не торги, а конкурс – 60%-ный опыт работы, отсутствие нареканий и наличие специалистов здесь, на месте, и 40% – это финансовая составляющая. Чтобы у нас выигрывали те компании, которые здесь имеют квалифицированного проектировщика и могут на месте вносить изменения.
– С Мелькомбинатом когда будем разбираться?
– Не могу ответить, в той части города некуда девать ливневые воды, и это большая проблема. У нас на каждом асфальтировании возникают проблемы такие, что пока асфальта не было, вода впитывалась. Как только закрываешь – получаешь накопление воды. Та же улица Медицинская – там такая яма, внизу будут стоять два колодца на 18 «кубов», а там на 180 надо. Сейчас там доделывается дорога и только недавно заложили деньги на проектирование, чтобы оттуда аккуратно отводились стоки на ул. Овражную до другого участка. Потому что без этого будет топить школу и новый стадион. И такие проблемы везде возникают. Отдельные локальные решения – этого недостаточно, нужно развивать систему естественного водопоглощения – оставлять зелёные зоны, вместо сплошной брусчатки делать водопроницаемую, обустраивать «ливневые горшки», «дождевые сады», другие незаметные или подземные резервуары. В общем, стараться заменить и разгрузить ливневую канализацию, развивая естественную очистку. Но это огромная работа, которая не является пока системной.