Образовательная система Бурятии сильно отстала от современных реалий промышленности и бизнеса. При «массовизации» высшего образования на производственных предприятиях не хватает квалифицированных специалистов. В вузах города инженеров обучают по гуманитарным принципам, что приводит к накоплению книжных знаний без элементарных практических навыков. Об этом 17 февраля на расширенной коллегии Министерства образования Бурятии, которая проходила в Бурятском педагогическом колледже, неожиданно заявил директор ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Леонид Белых.
В программе заседания коллегии выступление директора одного из крупнейших предприятий России не было заявлено. Речь Леонида Яковлевича сразу же привлекла внимание присутствующих своими жесткими и критическими формулировками. Сначала он отметил: «Коллегия, тем более Министерства образования, – это высшее совещание, и оно должно проходить в нормальном зале правительства Бурятии. Там достаточно кабинетов, где люди могли бы работать, а не сидеть, скрючившись». После этого Леонид Белых вспомнил о советских коллегиях, на которых «вопросы ставились жестко». «Люди глотали валидол, запивали водой, и некоторые даже покидали свои должности. Я ждал от министра конкретного доклада о проблемах, которые нас сегодня волнуют. К сожалению, мало прозвучало, что же собирается делать наше министерство образования»,– заявил он. На совещании присутствовало 270 учителей и директоров, они заметно оживились и даже попросили Леонида Яковлевича говорить громче в микрофон, так как «на задних рядах не слышно». Директор авиазавода, воодушевившись, перешел к непосредственным проблемам, с которыми сталкиваются промышленные предприятия республики.
– На вопрос, доволен ли я уровнем кадрового обеспечения народного хозяйства Бурятии, я отвечу, что ни образование, ни наука не отвечают процессам модернизации сегодняшних предприятий. Сегодня предприятия нуждаются в кадрах. Однако нам не нужны малограмотные и некомпетентные выпускники, – рассказал он. – В настоящее время студенты обучаются по устаревшим программам, материально-техническая база безнадежно устарела. Раньше учились тому, чего еще нет. Сегодня учатся тому, чего уже нет на предприятиях. Инженеров в вузах города обучают без оборудованных лабораторий, научных школ, исследований, опытов и экспериментов. А нам сегодня нужен инженер-исследователь.
Леонид Белых отметил, что вынужден прибегать к помощи иногородних инструкторов для обучения выпускников наших вузов. При этом львиная доля выпускников отсеивается при первой, пробной аттестации, оставшиеся продолжают обучение. «Это при том, что наши вузы богаты академиками и докторами. На мой взгляд, подготовка преподавателей должна быть постоянной», – сказал Белых. Он предложил ввести в практику «разбор студентов на конкурсной основе после второго курса». В пример он привел эффективную европейскую систему, когда молодого человека одновременно принимают на работу и на учебу в колледж. Учеба, работа и жизнь – это неразделимое, которое должно идти одним потоком. «Я призываю руководителей вузов и министра образования посетить завод. Считаю, что после этого у вас все в корне изменится», – подытожил он.
Грудью на защиту работников образовательной системы республики встал зампред председателя правительства Баир Бальжиров. «Леонид Яковлевич, вы куда, посидите-посидите. Ну, тогда я все равно про вас буду говорить», – сказал он вслед удаляющемуся на «срочное совещание» директору авиазавода. По словам г-на Бальжирова, система образования и социального управления не менее сложный механизм, чем авиазавод.
– Это очень хорошо, что директор завода пришел, выслушал и внес свои замечания. Однако наши производственники очень уважают себя и считают, что у них все самое важное, а остальное проще. Подумаешь, учить кого-то, а в системе это непросто, и важно, чтобы люди это понимали, – рассказал он. – На самом деле пять лет назад, когда я работал в Москве, мы с Леонидом Яковлевичем ходили по кабинетам его вышестоящего руководства. Мы боролись за сохранение этого коллектива, и там была полная растерянность. Это хорошо, что произошла реорганизация системы авиастроения. Они ушли в вертолетный холдинг, который сегодня имеет ясную перспективу. И он уже настойчиво ставит вопросы о том, чтобы ему своевременно и в нужное время подавали специалистов. Я вижу в этом просто гигантский прогресс в понимании наших отношений.
Однако зампред все же признал, что в республике стоит вопрос о соответствии общего образования запросам времени. По его словам, для решения этой проблемы нужно заниматься неразработанными темами.
– Нужно сделать нашей фишкой преподавание в школах малых поселений. Когда в других регионах мы рассказываем о том, как в маленьких школах учителя находят методы, подходы и технологии, которые позволяют дать нормальное образование ребенку, мы не должны ущербным образованием закрывать ему путь в большую жизнь. Хотя некоторые говорят: не надо их учить, чтобы они не уезжали оттуда. Это антигуманно, неперспективно и неправильно. И все, что мы делаем в этом направлении, вызывает большой интерес. Ведь в других регионах об этом ничего не слышали и занимаются только тем, что закрывают эти школы, – рассказал Бальжиров.
Тут зампред перешел на программу сохранения малых сел в Бурятии, которую ему недавно поручил президент. Он сообщил, что через пару недель выступит с концепцией программы перед советом старейшин республики.
– Если мы думаем о развитии республики, то не должны забывать село. Владимир Путин заявил, что хватит собираться в мегаполисах. Нужно рассредоточиться. Мы – уникальный регион. Наши сельчане и фермеры показывают тот путь, который может стать одним из направлений государственной политики. Работа над этой программой началась. Мы будем приобретать весь необходимый потенциал. И образование – это важнейший элемент социальной инфраструктуры.