В Бурятии рассказали о легенде театра Раисе Бенской

Раиса Бенская, народная артистка России, актриса Государственного русского драматического театра в рубрике «Забытые и знаменитые»
Культура |
Фото: архив Русского драматического театра им. Н.Бестужева

В год 100-летия Бурятии мы продолжаем рассказ о людях, заложивших в республике основы здравоохранения, образования, оперного и изобразительного искусства, горнорудного и строительного дела. Мы назвали нашу рубрику «Забытые и знаменитые».

«Забытые и знаменитые», потому что их захоронения находятся на Заудинском кладбище (пос. Горького), и это место, расположенное недалеко от центра города, хотелось бы видеть в должном состоянии. Если вам известно захоронение человека, достойного продолжить этот список, просьба связаться по телефону 8-9021- 688-553.

При Октябрьской администрации г. Улан-Удэ создана инициативная группа, которая задалась целью создать карту захоронения известных людей на Заудинском кладбище. На эту карту уже нанесены имена медиков, педагогов, писателей, поэтов, актеров. К примеру, известно, что пантеон Русского драматического театра насчитывает более десятка актеров. Наш сегодняшний рассказ о народной артистке России Раисе Бенской.

Она родилась в 1901 году в Харькове. Еще учась в студии антрепризы, была отмечена за неординарные способности и получала премию Комиссаржевской. Немало поколесила по России, поработав во многих театрах нашей необъятной страны, тогда еще СССР.

В Улан-Удэ приехала в 1952 году. В Государственный русский драматический театр пришла будучи уже зрелой актрисой и сразу мощно вошла в репертуар. На этой сцене она сыграла более 100 ролей, больших и маленьких, и сумела прочно завоевать симпатии зрителя. Были персонажи, характеры которых сразу становились понятными и близкими, а порой приходилось долго работать, прежде чем находился ключ к тайне образа. «Для меня закон сцены – закон правды», – говорила она, и это было ее кредо. Так она и жила и на сцене, и в жизни. По правде.

В репертуаре актрисы в 1950-е­ годы – Агафонова в спектакле «В сиреневом саду» Ц. Солодаря, госпожа Пернель в «Тартюфе» Ж-Б. Мольера, Юле-Юле в «Порт-Артуре» И. Попова и А. Степанова, Линда в «Краже» Дж. Лондона, Малютина в спектакле «Персональное дело» А. Штейна. Среди любимых и дорогих ролей за 30 лет работы в театре – мать в пьесе «Мать своих детей» А. Афиногенова, Пэлжит в «Клятве» Ц. Шагжина, мать в спектакле «Слава» В. Гусева, острохарактерная, комедийная роль Лущилихи в пьесе «Цыган» Н. Проворотова, Люси Купер в пьесе «Уступи место завтрашнему дню» В. Дельмара…

Она всегда обращала внимание на слово, дикцию. Подавала текст, четко расставляя ударение, чтобы мысль автора точно доходила до зрителя. Роль Екатерины Ивановны Лагутиной в спектакле «Мать своих детей» позволила раскрыть душевное богатство актрисы, ее умение мыслить на сцене, владеть искусством речи.  За эту роль актриса была удостоена звания «Заслуженная артистка Бурятской АССР».

В спектакле «Профессор Полежаев» Л. Рахманова, в котором Бенская сыграла Марию Львовну Полежаеву, зритель познакомился с другими сторонами дарования актрисы.  Большая культура и такт, глубокая сосредоточенность и способность скромно и самоотверженно выполнять свой долг – такой создает актриса Марию Львовну.

За участие в спектаклях «Сквозь грозы» И. Кычакова и «Василиса Мелентьева» А. Островского, показанных на II Декаде литературы и искусства Бурятии в Москве,  Р. С. Бенская была награждена Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

Актриса – большой мастер эпизодических ролей.  Среди лучших можно вспомнить старуху-кликушу из «Угрюм-реки», Марину в «Сонете Петрарки».                               

В 1978 году Р. С. Бенская была удостоена звания «Народная артистка Бурятской АССР». В то время стать народным артистом было величайшим счастьем, недосягаемой мечтой любого разъездного артиста. Это звание получали только те, кто действительно любил искусство, служил Мельпомене на совесть. Ее любили в театре. Старая гвардия. «Баба Беня» – так ласково называли ее и в глаза, и за глаза. От нее шла мощная хорошая энергетика. При этом была очень строгой и прямолинейной. Как вспоминали коллеги, если уж она кого невзлюбила, то и разговаривать не будет. А если уж полюбит, то всей душой.

Вся жизнь ее была в театре, вне его она не существовала. Заслуженный артист России Дмитрий Панков вспоминает: «Крепко дружила с нашей семьей, с кем была знакома еще по службе в театре Владивостока. По ее рекомендации мы сюда и переехали. Мне она была как вторая бабушка. Всегда чем-нибудь угощала и во всем потакала. С мамой, Ириной Михайловной, были, что называется «не разлей вода». Обе с характером, и если начинали спорить, то «искры летели». Разбегутся в разные стороны, а на следующий день  снова вместе».

Республика выделила ей квартиру на улице Ербанова (она до сих пор является собственностью театра). 1 мая и 7 ноября после демонстрации все дружно шли к бабе Бене. И как они все умещались в маленькой квартирке? Да и в любое другое время ее двери всегда были открыты для друзей. Эти теплые творческие посиделки были этакими квартирниками-капустниками с актерскими байками, сплетнями, анекдотами. Она очень хорошо готовила. Особенно ей удавались котлеты по-киевски и украинский борщ. Очень любила печь пироги.

Это была наша Фаина Раневская. Она была такого же склада, с таким же юмором. Ее острого языка побаивались многие и не только в театре. Сама по себе была очень смешливой и  доверчивой. Ее часто разыгрывали. Особенно в этом преуспели два хохмача Петр Ромуальдович Гофман и Василий Семенович Гусев. Актриса всегда с теплотой отзывалась о своих замечательных партнерах. На сцене была легка на импровизацию, особенно когда был достойный партнер. С Сергеем Панковым (народный артист России) в спектакле «Цыган» придумали смешную мизансцену, после которой ухохатывался весь зрительный зал.

По ролям она была подобна Татьяне Пельтцер. Острохарактерные роли мамы, бабушки, за которые ее полюбил зритель. Была очень известной в городе. «На Бенскую» ходил зритель. Несмотря на большую занятость в репертуаре, во все годы работы в театре входила в художественный совет и всегда находила время на наставничество молодых актеров.

Была очень современной женщиной, как бы теперь сказали, трендовой.  Любила технику: первые телевизор, магнитофон, транзистор появились у нее. Делала записи мелодий с радио и ТВ (тогда иных возможностей не было). Обожала современную эстраду, особенно Магомаева и Хиля. Постоянно напевала новомодные шлягеры типа «Вода, вода, кругом вода». Любила оперу.

Была очень отзывчивой. На время гастролей коллег могла приютить их хвостатых, лохматых питомцев.

Как все актрисы, она умела курить (правда потом бросила). Курила не сигареты, а папиросы, вставляя в мундштук ватку и свято веря, что это делает курение менее вредным.

Была очень скромной в быту. Всегда скромно и опрятно одета. Ничего вычурного. Из украшений только янтарное кольцо и японский браслет (тогда модно было). Правда «на выход» у нее была соболья шуба – роскошь невиданная по тем временам.

Не пользовалась косметикой, только грим на сцене. Но до конца дней очень ухаживала за собой: на будуарном столике всегда было множество флакончиков и китайских розеток.

Незадолго до своего ухода раздала всю технику друзьям. Жаль, что не сохранилось ни одной записи этой талантливой актрисы. Крайне мало осталось и фотографий. Но Раиса Семеновна навсегда останется легендой Государственного русского драматического театра им. Н. А. Бестужева.

Ее не стало 21 октября 1984 года. Похоронена на Горьковском кладбище недалеко от мужа, режиссера Давида Марковича Левинского. Поскольку родных у них в Бурятии не было, за могилами ухаживает театр.

Марина Алисова

Кол-во просмотров: 3353

Поделиться новостью:


Поделиться: