Лама в Бурятии рассказал, как правильно пользоваться четками

Проректор буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Жаргал Дугданов: «Читая мантры власти, мы мысленно становимся сильнее»
Культура |
Фото Лама в Бурятии рассказал, как правильно пользоваться четками
Фото: Александр Гармаев

Четки  как религиозный атрибут есть во всех религиях мира. Сегодня мы поговорим о буддийских четках, или по-бурятски – эрхи. О значении и предназначении эрхи, его разновидностях, из какого материала их изготовляют, но и, что более важно, как ими правильно пользоваться и подобающе хранить, нам поможет рассказ проректора буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им Д. Д. Заяева Жаргал ламы Дугданова.

 Первые эрхи (четки на санскрите это «маала» – «ожерелье») появились во времена Будды Шакьямуни. И с тех пор у каждого буддиста есть свои эрхи. Есть также родовые эрхи, которые передаются по наследству от отца к сыну, от матери к дочери. В народе про них еще говорят «намоленные», то есть все мантры, которые читали несколько поколений, хранят память и несут в себе особенную энергетическую ценность. Ведь в практическом значении эрхи – это для подсчета количества начитанных мантр, но если разобраться глубже, то предназначение их намного шире.

Для этого мы начнем со значения эрхи, а точнее, с основной – шурэ (бусинки). Над самой крупной шурэ мы видим еще одну, которая изготовлена по-разному: бывает в форме ступы или такой же бусинки, но поменьше, чем основная, – это и есть начало эрхи, или «чеодой» и символизирует тело Будды Нермокаи. Над ней идет держатель нити, или «дузы», представляет собой Дхармакаи, а сами бусинки символизируют архат и узел, скрепляющийся на самом основании эрхи, – называют их «даажамба». Это что касается верхней части эрхи. Далее идет сама нить, на которую нанизываются бусинки. Нить бывает сплетена из 2, 3, 4, а чаще из 9  более тонких нитей. Количество 9 не случайно, они символизируют 8 архатов и Будду Очир Дари.

Как правильно переворачивать эрхиин шурэ (бусинки четок), начитывая мантры? Основное правило – это перекручивать бусинку между пальцами рук по кругу солнца. Согласно наставлениям Богдо Дзонхавы, существуют 4 стиля пользования эрхи:

  1. Умиротворение. Если мы читаем умиротворяющие мантры, то эрхи располагаем на указательном пальце и перекручиваем по солнцу бусинку большим пальцем.
  2. Распространение. Распространяющее действие совершая, к примеру Учение Будды, то эрхи – на среднем пальце, и переворачиваем.
  3. Власть. Если мы начитываем мантры властвующих божеств, то эрхи находится на безымянном пальце.
  4. Жесткость. Когда читаем мантры гневных, жестких божеств, то эрхи кладем на мизинец.

Начиная читать мантры и переворачивать эрхи, наши руки должны быть чистыми, как и помыслы. Берем эрхи, собираем их в своеобразный шарик и закрываем обеими ладонями, символично скрепляя все бусинки воедино. Почему именно важно начинать с этого действия? Ладонь нашей правой руки символизирует Ваджру, или Очир, пятиконечную Ваджру, в середине которой находится солнце и означает понятие «метод». Левая ладонь человека олицетворяет лотос, и в середине ее находится луна, означающая «мудрость». Соединяя правую ладонь, в которой солнце-метод, и левую, символизирующую луну-мудрость, мы мысленно соединяем энергию солнца и луны, скрепляем метод с мудростью. Далее натираем в соединенных ладонях и благословляем эрхи. Это может и должен делать каждый верующий. Начитываем специальную мантру или которую мы знаем семь раз и дуем на эрхи, тем самым умножая силу  мантр. 

Есть 4 обязательных действия мантр, они такие же по значению и смыслу: умиротворение, распространение, власть, жесткость. Начитывая мантры и перекручивая бусинки эрхи, мы мысленно умиротворяем болезни, усмиряем свое эго. Начитывая мантры распространения Учения, мысленно распространяем его, а также различные добродетели. Читая мантры власти в понимании обретения знаний и силы, мы мысленно становимся сильнее. А при чтении мантры гневных божеств подавляем свои негативные мысли, а также недоброжелателей.

Количество шурэ (бусинок) в эрхи (четках) бывает разным, в зависимости от начитываемых мантр. Общее количество бусинок –  108. Если читаем мантры умиротворения, усмирения, то переворачиваем 100 шурэ. Для мантр распространения число бусинок равно 108. 25 шурэ переворачиваем, начитывая мантры власти, и 60 шурэ –  когда читаем мантры жесткости. Если мы начитываем общие мантры, то переворачиваем не меньше 50  шурэ. Если мантры для ретрита, то переворачиваем 111 шурэ. Почему именно 111. А все просто – мы в ходе начитки мантр можем сбиться со счета, и потому это своеобразное количество "+-" из расчета 1 к 10, и, таким образом, набираем нужное число переворачивания шурэ. Чтобы усилить эффект мантр, мы мысленно представляем, что на  каждой  бусинке  восседает то божество,  мантру которого мы начитываем, и получается, что мы вместе с этим божеством начитываем мантру, вследствие чего силы энергии увеличиваются.

Из чего изготавливаются эрхи и как это связано с их предназначением? В основном эрхи бывают из дерева Бодхи. Мы знаем, что именно под тенью этого дерева Будда обрел просветление. Такие эрхи считаются общими и носят как бы универсальное предназначение, то есть с ними можно читать любые по значению мантры. Далее уже идет некоторая градация по материалам и конкретным значениям. К примеру, стеклянные или из бирюзы – то эти эрхи для мантр распространения. Или же приведем другой пример, как эрхи из черепков – они для жестких мантр. Материал и цвет эрхи определяют их предназначение.

Эрхи перекручиваются на пальцах правой руки, что тоже имеет свой определенный смысл. Эта традиция пришла из Индии. Левой рукой индусы совершают действия, носящие нечистый характер, то есть рабочая рука. Есть еще мнение, что, наоборот, правая рука считается рабочей и потому эрхи надо переворачивать левой рукой. Но так как буддизм пришел из Индии, мы все же начитываем мантры и переворачиваем шурэ пальцами правой руки.

Как правильно хранить и носить эрхи? Каждое эрхи обязательно надо рамнайлха, то есть освящать, благословлять у ламы. Это убережет ее владельца от негативной энергии. Обычно наши предки хранили эрхи в домашних алтарях или под подушкой (дэрэ дороо хадагалдаг). Эрхи носят на шее и не принято носить в карманах. Нельзя осквернять их, положив в грязное место. Вот, пожалуй, мы рассказали вам все о буддийских эрхи.

Автор: Эрдэни Дагбаев

 

Кол-во просмотров: 5789

Поделиться новостью:


Поделиться: