Лама из Бурятии рассказал, зачем подносят хадак и что означают его цвета

Общество |
Фото Лама из Бурятии рассказал, зачем подносят хадак и что означают его цвета
Фото: страница Курумканского дацана в "ВК"

Мы продолжаем следить за публикациями настоятеля Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» - Еши Намжил ламы. На странице дацана в соцсетях он рассказал, зачем подносят хадак и что означают его цвета. 

«Хадак – это жертвенное подношение или приветствие со знаком глубокого уважения. Это шёлковый материал в виде длинного шарфа. Хадак складывается пополам по длине так, чтобы нижний край немного выступал из-под верхнего. Подносится хадак двумя руками на ладонях, обращённых кверху, сгибом к себе, а краями к тому, кому подносите.
Согласно буддийской легенде божества, великие йогины после горячих молитв, просьб прибывали с неба, с вершин гор в сиянии пяти цветов. Эти цвета означали единство сансары и нирваны, а именно, что всё произошло из энергии Пяти Великих Первоэлементов: энергий Земли, Воды, Огня, Ветра и Пространства. Сияние 5 цветов при приближении материализовывались в легкие, как шелк ткани. Приветствуя, поднося хадаки всех пяти цветов, люди выражали самое глубокое уважение. Как бы говоря, что Вы для меня как бог, Учитель», - пояснил Ширээтэ лама.


Он также напомнил, что в Бурятию и Монголию традиция пришла из Тибета. Подносится хадак в поклоне или полупоклоне - в зависимости от объекта приветствия. При этом в Тибете наиболее распространен белый цвет, символизирующий чистоту помыслов и благие пожелания. В Монголии и Бурятии чаще используют синий цвет, означающий небесную чистоту помыслов. А ламам и людям пожилого возраста обычно преподносят жёлтый хадак.

«На алтаре изображения, статуи святых, божеств обязательно покрывают или заворачивают в хадак. Также иногда их используют в качестве оберега, благословив и особым образом завязав. Существует обычай хранить хадаки 5 цветов на домашнем алтаре», - отметил Еши Намжил лама.

СИНИЙ ХАДАК цвета синего неба – знак чистоты и спокойствия.

ЗЕЛЁНЫЙ ХАДАК – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие.

КРАСНЫЙ ХАДАК символизирует огонь - знак душевной теплоты, любви, сохранности.

ЖЁЛТЫЙ ХАДАК – это символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость, а также является знаком возвышения и распространения буддизма.

БЕЛЫЙ ХАДАК – это символ воды, олицетворяет благие деяния, щедрость, непрерывность.

«Также эти 5 цветов соотносят с 5 дхъяни (семействами) будд или же с 5 мудростями. В тантрической традиции они могут символизировать 5 совершенно очищенных состояний сознания - энергии. Все зависит от мотивации подносящего», - подчеркнул настоятель Курумканского дацана.

При подношении хадаков всех 5 цветов нужно раскладывать их следующим образом: снизу желтый хадак, на него ложится белый, затем красный, синий и, наконец, зеленый, что означает земля, вода, огонь, ветер и дерево. 

«В данном случае пространство и ветер объединены, а дерево считается самой большой драгоценностью на нашей земле. Есть ещё вариант в расположении цветов. Синий с зелёным меняются местами, т.е. после Огня (красный хадак) следует Дерево (зелёный хадак). Завершать будет Ветер (синий хадак). Какой придерживаться традиции – это личное дело каждого. В Белый месяц (Новый лунный год) хадаки пяти цветов подносятся на домашний алтарь. Затем, после окончания Белого месяца, хадаки убираются и хранятся до следующего Нового года.
В канун следующего Белого месяца хадаки подносятся ламам в дацанах, уважаемым людям, родителям или привязываются на святых местах. Таким образом, проявляется парамита щедрости – делюсь всеми духовными и материальными богатствами, которыми владею», - пояснил Еши Намжил лама.

Большим дополнением является хадак, если он находится на руках у верующего во время ритуала призывания Удачи и Счастья - Далга, особенно в 1 день Нового лунного года – Сагаалган.

В завершение Ширээтэ лама пояснил, что испорченные, старые хадаки не нужно держать дома. Их либо сжигают, либо подносят на самый низ закладки ступ или статуй.

 

Кол-во просмотров: 5545

Поделиться новостью:


Поделиться: