Настоятель Курумканского дацана «Гандан Ше Дувлин» Еши Намжил лама привел распространённые примеры ложного воззрения среди верующих.
Ширээтэ лама рассказал, что нередко слышит слова от верующих, что, дескать, жил безгрешно, никого не убивал и не делал ничего плохого, а беда все же пришла. Или же: ходил же на молебны, а всё равно случилось плохое.
«Жить безгрешно – почти невозможно. Большую часть жизни мы всё-таки грешим. И в прошлых жизнях тоже, в основном, грешили. Следовательно, нам больше и чаще должно выпадать страданий, болезней и прочих мук. А думать, что мы безгрешны и чисты – это самообман, ложь, значит грех. Наша настоящая жизнь, мышление, поведение, сила, достоинства и недостатки создавались деяниями и мыслями многих перерождений. И здесь значительную роль сыграло ложное воззрение. Если к нам пришла такая мысль, значит, мы сомневались в пользе добродетелей, буддизма, в логике и причинно-следственной связи. И это сомнение вновь к нам приходит, потому что сознание тянется к привычному, наработанному. Нужно осознать, понять, что к нам из прошлой жизни пришло это ложное воззрение и переубедить себя, уничтожить эту негативную наработку ума. Ведь у нас накоплено очень много грехов, и неизвестно, когда и который из них проявится», - отметил лама.
Он пояснил, что ведя праведную жизнь сейчас, стараясь уменьшать, избегать совершения грехов, особенно ложного воззрения и убийства существ, буддист закладывает весомые благие причины для будущих перерождений.
«Животные тоже живые существа, но они очень ограничены в умственных способностях. У них весьма короткая память. Путём анализа мы можем понять, что наши привязанности и есть те самые ограничения, барьеры ума. Чем больший промежуток времени мы берём в расчёт, тем мудрее становимся. Совершая благие поступки с намерением пожинать их плоды в будущих жизнях, мы снимаем со своего сознания ограничения, переобучаем себя мыслить более масштабно и дальновидно. И это наше основное преимущество перед животными», - подчеркнул религиозный учитель.- «Точно также, когда мы боимся и безропотно подчиняемся кому-то и совершаем какой-то нехороший поступок, мы вновь (уже в этой жизни) идём на поводу ложного воззрения – этернализма. Ещё более укрепляемся в этом воззрении и создаём новую негативную карму для будущей жизни. Когда мы равнодушны, безразличны к близким, соседям, землякам и соотечественникам, мы укрепляемся в нигилизме. Когда мы изо всех сил стараемся выглядеть красиво, эффектно, когда мы поступаем по закону, по правилам, по науке, по традиции и т.д., но в ущерб морали, человечности, тогда поддерживаем в своём уме второе ложное воззрение. И наконец, когда мы считаем себя особенными, исключительными и начинаем игнорировать других, попирать их достоинство и права, тогда ещё более утверждаемся в третьем ложном воззрении».
Все эти установки создают новую карму, укрепляют, усиливают прошлую, поясняет священнослужитель. Чем больше и интенсивнее мы так думаем, тем сильнее погружаемся в сансару. Ложное воззрение становится для нас всё более привлекательным и привычным. А Просветление, буддизм и нравственность будут нам всё меньше нравиться.
«Буддизм открывает нам новые возможности, раскрывает глаза, делает дальновиднее и мудрее. Учит осознавать протекающие в течение дня мысли, отделять, распознавать установки, наработки из прошлых жизней. Тот, кто научился распознавать в своём уме ложное воззрение, встал на истинный духовный Путь. Иного пути к Просветлению нет», - подытожил Еши Намжил лама.