С 16 по 23 июля прошел первый международный автопробег «Китай – Монголия – Россия. Чайный путь». Акция была инициирована китайской стороной, правительством Внутренней Монголии, городами Хух-Хото и Эрлянь и состоялась при поддержке Федерации автоспорта Бурятии и Монгольской автомотоспортивной федерации в рамках межправительственного соглашения России и Китая, объявленного в Китае Года российского туризма. О том, как прошло мероприятие, о перспективах на будущее и о собственных впечатлениях от прошедшей акции, «Новой Бурятии» рассказал один из организаторов проекта, ответственный секретарь Федерации автомобильного спорта РБ Павел Матвеев.
Прошедший автопробег сами организаторы назвали «автопробегом с элементами ралли-рейда». Гонки, по словам Павла Матвеева, стали подготовительным этапом к серии «Дакар» (Китай – Монголия – Россия), который три федерации планируют провести в 2014 году. «Ралли-рейд – это этап мирового первенства. Это то же самое, что «Формула-1», «Шелковый путь», который проводит «КамАЗ-мастер», сам «Дакар» – гонка фараонов в Египте. В Азии подобного мероприятия нет. Если все получится, то в 2014 году в Бурятию приедут участники всех знаменитых ралли», – сообщил "Новой Бурятии" Павел Матвеев.
Всего в заезде участвовала 21 машина: УАЗы и джипы от Монголии и джипы от Китая. Россия участия в ралли не принимала. Соревнования прошли в несколько этапов: один – в Китае, три – в Монголии и два – в России. Но к финальному этапу – российской границе – добрались лишь 16 машин: одна машина перевернулась в Эрляне и вышла из соревнований, еще 4 сошли с дистанции в Монголии. В Бурятии ралли прошли в два этапа. Первый скоростной спецучасток проходил от Щучьего озера до Оронгоя, второй – от Шергина до Турунтаева. Финишировали спортсмены в Турке, там же происходило награждение победителей. По УАЗам все призовые места взяли монголы, поскольку в заезде только они представляли автомобили этого класса, по джипам третье место взяли китайцы, первые два – монголы. Все победители получили денежные призы. Известно, что за первое место награда составляла $7 тыс.
Соревнования, по словам Павла Матвеева, стали хорошим заделом для бурятского автоспорта. Во-первых, была образована дееспособная судейская коллегия, во-вторых, на будущее будут сформированы единые правила и регламент для участников ралли, которые в этом году вызвали массу споров у гонщиков. «Ни один старт не начался вовремя из-за споров между китайцами и монголами, – рассказывает Павел Матвеев. – В Кяхте соревнования начались на полтора часа позже, в Сотниково – на три часа. Разночтения были и в регламенте. Китайцы и монголы не умеют пользоваться дорогами общего пользования, потому получали штрафы за превышение скорости или за то, что не пропустили пешеходов. В европейском ралли-рейде это регламентируется, а в китайском и монгольском нет: они выходят в степь и «топят», насколько хватает газа. Мы впервые, кстати, увидели, как УАЗ двигался по грунтовке со скоростью 180 км/ч».
Вторая часть проекта – туристическая – проводилась с целью мониторинга маршрута, который позволил выявить, насколько маршрут Китай – Монголия – Россия, повторяющий легендарный «Чайный путь», привлекателен для туристов. По маршруту отправились спортсмены-автогонщики, чиновники, бизнесмены, журналисты и просто автотуристы. «Среди участников были очень состоятельные люди: партийные руководители, представители комитетов по спорту и туризму гг. Эрлянь и Хух-Хото, начальник одного из крупнейших турагентств Пекина, руководитель крупнейшей ассоциации автомобилистов Китая со своими замами, руководители крупных корпораций, сети аптек, угольной промышленности», – отмечает Павел Матвеев.
Российская делегация была представлена двумя экипажами, в которых передвигались Павел Адутов и член читинского спортивного клуба Евгения Харитонова. На втором автомобиле, подготовленном благодаря средствам, которые выделил Улан-Удэнский авиационный завод, передвигались ребята из отдела главного конструктора завода Анатолий Эрдынеев, Дмитрий Кулешов и присоединившийся к ним профессиональный турист Павел Родионов.
В Китай делегация из Бурятии отправилась 13 июля. Знаковым событием для российских туристов стало открытие для них границы в г. Эрлянь. «Мы впервые прошли через границу со своими номерами, паспортами, водительскими удостоверениями, хотя по китайским законам все эти документы необходимо менять на китайские. Для самих китайцев тоже стало диковинкой увидеть русских на своей территории, ведь иностранцам запрещено находиться в более чем 100-километровой приграничной зоне. Они снимали на фото нас, наши машины и госномера», – сообщил Павел Матвеев. Он отметил также, что в самом Эрляне активно готовятся к наплыву туристов: там строятся высотные гостиницы, рестораны, русским туристам есть на что посмотреть.
- Город сам по себе интересный. Его называют еще столицей динозавров. В Эрляне есть музей, где представлены экспозиция динозавров, восстановленных в натуральную величину по костям, найденным в ходе раскопок, которые проводились американцами в 20-х годах ХХ века. Глядя на них, понимаешь, что это действительно реальное существо, – добавляет Матвеев.
16 июля колонна туристов и спортсменов-автогонщиков выехала из Китая. 55 автомобилей растянулись в монгольской степи на 7 км. Однако начавшаяся песчаная буря сбила с пути половину участников. «В тот день мы собирали ребят до двух часов ночи. Пожалуй, больше всего мне запомнился случай, когда в степи мы заметили четыре одиноко стоящих машины, одну возле трассы, три поодаль. Это были состоятельные китайцы из Хух-Хото. У одной машины спустило колесо, и китайцы читали инструкцию, как отстегнуть запаску. Мы помогли им заменить колесо. Китайцы смотрели нас, как на Копперфильдов. Если для нас это обыкновенная шоферская работа, то для них это чудо», – с улыбкой вспоминает Павел.
Он также обратил внимание на то, что китайцы к автопробегу подготовились основательно. Специально для этого вместо спортивных автомобилей, на которых нужно было передвигаться, согласно условиям организаторов, они закупили машины последних моделей – Land Cruiser 200, Land Rover Discover 4, а по окончании пробега условились отдать их кому-нибудь из родственников.
В Бурятию участники пробега прибыли 21 июля. Для маленькой республики это был нонсенс. Автоколонна из более полусотни автомобилей пересекла границу республики впервые. Хорошо сработали пограничники, которые продлили свою работу с 8 вечера до 12 ночи. Первым пунктом для иностранных туристов стала Кяхта, для которой приезд такой большой делегации также стал прецедентом. Однако тут гостей, привыкших к помпезности, ждало разочарование, ведь город совсем не приспособлен к туристическому наплыву. В Кяхте всего две гостиницы, поэтому было принято решение, что часть гостей примет Бурятский государственный техникум строительных и промышленных технологий, часть – гостиницы. «Туристов это не устроило. Они стали скандалить. Один китаец даже надел рюкзак и хотел идти поздней ночью искать гостиницу, – говорит Павел. – Этот случай стал первым звоночком того, что в скором времени, когда грянет туристический бум, тем более что мы сейчас развиваем турзону «Байкальская гавань», мы можем не усмотреть провал в виде Кяхты. Мы ведь даже не задумываемся, какой огромный поток машин может пойти через Кяхту. Тем более что в Монголии в настоящее время строится крупнейшая магистраль, которая повторит «Чайный путь» от Пекина в Россию. Естественно, Кяхта станет основным пунктом следования автомобилей в Россию, ведь это самый короткий путь в нашу страну. В ближайшие годы там будут осуществляться транспортные перевозки, будет идти туристический поток. Можно спрогнозировать, что в Кяхте может произойти транспортный коллапс. С нами солидарны и китайцы», – заметил Матвеев.
Но все неудобства пребывания иностранцев в Бурятии компенсировал Байкал, куда они прибыли 23 июля. На этот раз гостей принимала Турка в зоне, где сейчас ведется строительство «Байкальской гавани». Здесь был разбит палаточный лагерь. Общими усилиями были организованы водовозка, биотуалеты, шатры, выездное кафе, хотя до приезда к берегам озера китайцы интересовались, есть ли на Байкале казино, ночные клубы и прочие развлечения. Во время неофициальных бесед многие состоятельные китайцы изъявили желание инвестировать в строительство «Байкальской гавани». Возможно, у Бурятии появится шанс получить поток инвестиций совсем с неожиданной стороны.
Павел Матвеев также отметил и слаженную работу ГИБДД Бурятии, которая смогла организовать спокойное движение туристов на территории республики. «В Улан-Баторе к месту старта через городские пробки мы ехали 3,5 часа, в Эрляне и вовсе заблудились. Наша Госавтоинспекция показала высокий уровень работы, несопоставимый с их монгольскими и китайскими коллегами», – отметил Павел Матвеев.
Весь автопробег шел в режиме онлайн. Вместе с туристами передвигались съемочные группы центральных телеканалов Китая, Гонконга, Монголии, которые проводили прямые эфиры на телеаудиторию этих стран, выкладывали новости в сеть Интернет.
В 2104 году организаторы автопробега «Китай – Монголия – Россия» планируют провести ралли-рейд «Середина Земли. Пустыня Гоби – оз. Байкал», который обещает стать не менее интересным мероприятием.