баннер новая бурятия

Культура Бурятии. Целевое обучение: успех или неудача?

Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Культура Бурятии. Целевое обучение: успех или неудача?
Фото: пресс-служба Колледжа искусств им. П.И. Чайковского

Что значит одно десятилетие для культуры республики? В срезе целой эпохи это ничтожно малый период времени, который едва может привлечь внимание историка, отмеряющего вехи знаменательных событий. Но для нас, очевидцев сегодняшнего дня, это череда непрекращающихся перемен. И надеюсь, перемен в лучшую сторону…

Ровно 10 лет назад наша республика стала активно направлять выпускников колледжа искусств на целевое обучение в ведущие учебные заведения России и Монголии. Сегодня многие из них вернулись в Бурятию и начали свою трудовую деятельность в творческих коллективах и учебных заведениях. Их возвращение трудно не заметить. Приток молодых деятелей искусства мгновенно обогатил событийную жизнь города Улан-Удэ.

Достаточно вспомнить ряд сольных концертов молодых преподавателей колледжа искусств в рамках ежегодного фестиваля «Созвездие молодых»: Софьи Алексеевой (флейта, выпускница Казанской консерватории), Баира Борбоева (фортепиано, выпускник Института искусств им. Хворостовского), Алексея Петрякова (баян, Новосибирская консерватория). Завидная концертная активность отличает Смешанный хор колледжа искусств, руководителем которого является Майдар Дамбаев (Московская консерватория). На сцене театра блистает в качестве солиста оперной труппы Дмитрий Барташкин (Новосибирская консерватория). В разное время состав музыкантов театра оперы и балета составили Елизавета Николаева (Новосибирская консерватория), Сабина Булгатова (скрипка, институт им. Хворостовского), Саран Бадмаева (музыкальный менеджмент, казанская консерватория), Иван Ларионов (звукорежиссура, Институт искусств им. Хворостовского), в национальном оркестр театра Байкал трудятся Норбо-Самба Ринчиндоржиев – (эвэр бурэ, Монгольский университет культуры и искусств), Екатерина Ербанова (морин хур) И это лишь малая часть выпускников целевого направления.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» целевое обучение — это «получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией». 

Особое внимание институту целевого обучения оказывает Министерство культуры Республики Бурятия, предлагающее разные меры финансовой поддержки. Одно из предложений поддержал глава Республики Бурятия Цыденов Алексей Самбуевич в виде именных стипендий студентам-целевикам, которые ежемесячно из республиканского бюджета выплачиваются в размере 2000 (две тысячи) рублей. Кроме того, подведомственные Министерству культуры учреждения дополнительно могут выплачивать свою стипендию за счет внебюджетных источников финансирования (размеры варьируются от 2000 до 5000 рублей). Возможны также возмещения дорожных расходов студентов от места жительства до города, где они обучаются (не менее 2 раз в год).

На сегодняшний день 154 выпускника колледжа искусств им. П.И. Чайковского получают высшее образование в творческих ВУЗах России, из которых 17 человек оформили целевой договор. По этой же программе обучаются будущие актеры Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр», осваивая профессию в Российском государственном институте сценических искусств. К слову, один из студентов обучается в Москве по специальности «художник-технолог».

В авангарде по реализации программы в нашей республике стоит колледж искусств им. П. И. Чайковского. Обновление педагогических кадров стало одной из приоритетных задач руководителя колледжа Турбянова Баира Борисовича. Его деятельность — пример эффективной кадровой политики, в результате которой талантливая молодежь возвращается на родину и активно разворачивает свою творческую деятельность.

Кроме финансовой поддержки колледж искусств непрестанно ищет иные способы содействия творческому росту своих выпускников. Один из достойных проектов колледжа — музыкальный фестиваль «Созвездие молодых», которых ежегодно собирает на концертных площадках города талантливую молодежь. Участники фестиваля — студенты творческих ВУЗов России, демонстрирующие свои достижения в форме сольных программ или в совместных концертах. Главное событий — гала-концерт на сцене театра оперы и балета, где ребята выступают в сопровождении симфонического оркестра театра. Такая возможность — редкий, исключительный опыт, который позволяет поработать с профессиональными музыкантами на большой сцене.

Конечно, институт целевого обучения еще далек от идеала. Для некоторых абитуриентов подобная программа может служить удобной лазейкой, благодаря которой поступающий получает шанс оказаться на бюджетном месте.

В этом плане колледж искусств проявляет большую внимательность и ответственность к выбору кандидатов. Будучи одним из «целевиков» Бурятии, помню в каком виде преподносилась такая возможность. «Престижно» — поскольку предложение поступало не каждому студенту. «Солидно» — поскольку поступать необходимо было в одно из серьезных учебных заведений. Для юного создания, отправляющегося покорять Москву, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск из далекой сибирской глубинки подобный шанс считался счастливым билетом в жизнь. Стоит упомянуть, что наши абитуриенты проявляют себя на вступительных экзаменах самым достойным образом, занимая в рейтингах лидирующие положения.

Возможно, главная проблема целевого обучения — уклонение выпускников от работы на оговоренном месте. И причины, скорее, кроются в самой системе…

Во-первых, срок отрабатывания. Согласно постановлению Правительства РФ 2024 года срок отработки ограничен от 3-х до 5 лет. Раннее формулировка заключала лишь минимальный период, то есть «от 3-х лет», потому заказчик мог указать более значительную цифру.

Во-вторых, низкая зарплата. Как известно, работа преподавателя (большинство выпускников трудоустраивается учителями в детские школы искусств/колледж искусств/ институт культуры) хоть и считается благородной, оплачивается весьма неблагородно. Основу зарплаты составляет ставка, которая зависит от количества часов учебной нагрузки (согласно трудовому кодексу это 36ч, из них 18ч в неделю составляют занятия, остальные 18ч — подготовка). Чтобы получить достойную заработную плату, преподаватели вынуждены брать полторы или две ставки (50-60 ч), совмещать работу в нескольких учреждениях, при этом успевая «благополучно» выполнять учебно-методическую, воспитательную, организационную, концертную, научно-исследовательскую деятельности. Не стоит забывать, что существует ощутимая разница в заработной плате провинциальных регионов в сравнении со столицей, не говоря уже о более высоком уровне жизни и карьерными возможностями крупных городов.

В-третьих, отсутствие жилья. Многие выпускники по возвращении на место работы в г. Улан-Удэ вовсе не имеют крыши над головой, поскольку являются выходцами из районов Бурятии или соседних регионов. Современные цены на жилье, ипотечные условия и заработная плата музыкантов — два разнонаправленных вектора, которым, видимо, не суждено пересечься (по крайней мере в ближайшем будущем). Наблюдая за динамикой роста стоимости жилья и суровыми условиями ипотеки (от 24%) и не обладая при этом подходящими характеристиками (например, быть в возрасте до 35 лет, иметь статус женатого человека, родить двух детей, жить в селе и т.д.), теряешь какие-либо надежды обрести «свой угол».

Выходит, что уклонение от места работы происходит по самым прозаическим причинам. И хотя мы прекрасно помним миф о том, что творцы созидают шедевры в голоде и холоде, подобной участи нашей молодежи мы не желаем. Какие пути можно предложить для решения проблемы?

Наблюдая за вносимыми изменениями в Закон об образовании, можно заметить, что процесс поступления по целевым направлениям осуществляется на более благоприятных условиях для абитуриентов. Однако этого не достаточно. Необходимы более значительные меры поддержки и выгодные условия труда, которые смогут мотивировать молодых специалистов — это достойная оплата, предоставление жилья или выгодных условий ипотеки, подъемные выплаты, введение систем льгот и т.д. Человеческий ресурс — наиболее ценный актив, о котором республика должна позаботиться. Да, это обременительно, крайне затратно, но именно человек — профессионал, грамотный специалист обеспечит эффективную деятельность, грядущий прорыв или ноу хау. То есть будущий успех — это вложения сегодня — в знания, мотивацию и комфортные условия работы творческой молодежи.

  

Музыковед, преподаватель колледжа искусств, Бубеева Светлана

Кол-во просмотров: 403

Поделиться новостью:


Поделиться: