Куклы - это серьезное искусство

Появились новые спектакли на серьезные темы: о сочувствии, сострадании. И даже про социальные сети  мы ведем разговор со сцены. Странно говорить с ребенком, не понимая, что сегодня он иначе воспринимает информацию,  он в чем-то нас умнее.
Общество |
Фото Куклы - это серьезное искусство

21 марта 2003 года на свет появился профессиональный праздник артистов-кукольников. Это молодой праздник, хотя история кукольного театра исчисляется тысячелетиями. В древности кукольный театр имел, в первую очередь, ритуальное значение, позже он стал развлечением со значительной художественной нагрузкой

В нашей стране театр кукол воспринимается как развлечение для маленьких детей. Однако кукольные постановки могут быть очень разнообразными, в том числе и для взрослых. Вообще куклы – это серьезное искусство. О загадочной и нелегкой работе кукловода «Новой Бурятии» рассказала народная артистка Республики Бурятия,  руководитель, создатель и ведущая актриса Передвижного театра кукол «Аянша»  Эржена Будаева-Будажанаева.

 - Эржена Дамбаевна, расскажите, пожалуйста, что же привело вас в театр кукол?

- Получилось все абсолютно случайно. В год, когда я окончила школу, Ярославский театральный институт объявил о  новом наборе студентов актерского отделения. Приемная комиссия работала по всей стране. Представители института приехали и в Бурятию. Помню, как я рассказала басню «Обезьяна и зеркало», стихотворение «Моя Бурятия», спела песню на бурятском языке и станцевала. После таких вступительных испытаний я была зачислена на первый курс. Спустя несколько месяцев обучения, я окончательно решила для себя, что буду не драматической актрисой, а артистом театра кукол.

- Значит, у вас были какие-то творческие предпосылки для выбора этой профессии?

- Сколько себя помню, я всегда пела и танцевала. В деревенский клуб села Ульдурга, где я родилась и выросла, тогда привозили кино. С замиранием сердца я смотрела индийские фильмы, повторяла незнакомые слова из песен и пыталась копировать зажигательные танцы… А летом в село приезжал театр бурятской драмы. Люди по несколько часов ждали артистов на крыльце клуба, ожидая представления.

Тогда я думала, что вот стану артисткой, и никогда не буду заставлять зрителей ждать. Сейчас понимаю, что опоздания те были по житейским причинам – автобус ломался или в предыдущей деревне спектакль начинался позже из-за непунктуальности жителей.

- В 1992 году с дипломом артиста театра кукол вы вернулись в Улан-Удэ…

- Да, тогда начались мои театральные будни. Я дневала и ночевала в родном театре кукол. Однако никогда, даже в самые тяжелые времена, у меня не возникало мысли оставить любимое дело. Театр – это святое. Театру не изменяют

- Помните свою первую роль?

-  Первая роль, которую я сыграла в пьесе «Гуси-лебеди», была эпизодической. А главная роль японской девушки, которая превращается в журавля, в спектакле  «Журавлиные перья»  в 1993 году стала моей звездной ролью. Это было мое первое зрительское признание, первый большой успех! Все эти годы зрители с особой теплотой вспоминают этот спектакль…

- Четверть века вы служили в родном театре кукол «Ульгер». Расскажите про вашу любимую роль?

- Мой любимый спектакль – «Под вечным светом Кумалана», созданный по легендам и мифам эвенкийского народа. В нем я играла главную женскую роль. Этот спектакль принес огромный успех не только театру «Ульгер», но и всей театральной Бурятии, а также России. С этим спектаклем мы представляли нашу страну на многих международных фестивалях. Нам рукоплескали в восьми городах Хорватии, на международных фестивалях в Сербии, Омске, Южно-Сахалинске, Иркутске, Хабаровске, Москве. И каждый раз мы приезжали с победой и дипломом лауреата. Четвертую «Золотую Маску» нашему театру принес именно этот спектакль.

- Недавно вы вернулись из заграничной гастрольной поездки из Монголии со своим театром «Аянша», расскажите, пожалуйста, о вашем театре и первых заграничных гастролях?

- Исполнилась моя давняя мечта, с которой я жила несколько лет. Я хотела создать свой театр, и это у меня получилось! Кукольник по природе своей путешественник, поэтому  мое любимое детище – это передвижной театр кукол, который я назвала «Аянша», что в переводе с бурятского означает «Странствующий».

Теперь мы – труппа нового кукольного театра Бурятии – в полной мере оправдываем свое название, потому что наш маленький театр все время находится на колесах. «Аянша» уже покорил постоянных зрителей не только в Улан-Удэ и его пригородах, но и в районах республики – в Селенгинском, Еравнинском, Джидинском, Прибайкальском, Заиграевском, Кижингинском, Кяхтинском, Хоринском, Кабанском, Баргузинском, Иволгинском, Мухоршибирском. Знают наш театр и в Иркутской области, и в Забайкальском крае. 

В репертуаре «Аянши» уже пять спектаклей, которые созданы исключительно на собственные  средства, поскольку наш театр негосударственный и все свои творческие задачи мы решаем без помощи бюджетного финансирования.

И в недавней поездке в Монголии наш театр имел поистине оглушительный успех! Немалая роль в организации этих гастролей принадлежит администратору театра «Аянша», заслуженному работнику культуры РБ Бутидме Юмжитовой.

- Эржена Дамбаевна, приоткройте немного театральный занавес и расскажите о ближайших планах театра?

- Сейчас наш молодой коллектив начал работу над спектаклем «Дух кочевника». Драматургия этой постановки основана на бурятских легендах, а обобщать и интерпретировать историю и традиции народа артисты театра будут не только посредством кукол, но и языком драматического и пластического театров. В этом спектакле заняты народная артистка Бурятии Эржена Будаева, заслуженный артист Бурятии Дымбрыл Улзутуев, артисты Надежда Разуваева, Оюна Жаргалова, Алдар Хишектуев, Саяна Раднаева. Режиссер-постановщик – Эрдени Жалцанов, лауреат национальной премии «Золотая Маска», заслуженный Деятель искусств Республики Бурятия. Продюсер – народная артистка Бурятии, заслуженный работник культуры России Эльвира Доржиева.

 - Для театра «Аянша» спектакль «Дух кочевника» планируется, как новый, более высокий уровень творческого и технического развития?

- Да, и для его воплощения театру потребуется мультимедийное оборудование, технологически сложные куклы, привлечение к работе режиссера по пластике, художника по свету, саунд-дизайнера, и других специалистов театрального искусства. Для того, чтобы спектакль о бурятском народе, о красоте и величии родного края получился достойным художественным произведением требуется финансовая и производственная помощь бизнес-сообщества.

- Театр кукол удивителен, там можно получить незабываемые впечатления. А что нужно знать о современном кукольном мире?

- Появились новые спектакли на серьезные темы: о сочувствии, сострадании. И даже про социальные сети  мы ведем разговор со сцены. Странно говорить с ребенком, не понимая, что сегодня он иначе воспринимает информацию,  он в чем-то нас умнее. Все знают, что дети сейчас не расстаются с гаджетами. Являются ли злом социальные сети, в которых мы все погрязли. Важно, чтобы дети поняли – это публичное пространство со своими плюсами и минусами. В своем спектакле «Лучшие друзья» мы затрагиваем эту тему.

- Нашу статью будут читать взрослые люди, мамы и папы, бабушки и дедушки. Чтобы вы хотели им сказать?

 - Театр – это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам. Дети слышат живую речь, разные оттенки голоса. Поэтому посещение театра обогащает речь ребенка, дополняя ее эмоциональными переживаниями. Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Приглашаем вас на наши спектакли!

Мария Гордеева

 

Кол-во просмотров: 1406

Поделиться новостью:


Поделиться: