Татьяна Филипповна Гармаева – отличник просвещения РСФСР, заслуженный работник культуры РБ, почетный гражданин Хоринского района, историк-краевед, самобытный поэт. Мы встретились с ней накануне ее юбилея, чтобы поговорить о самом важном.
– Татьяна Филипповна, расскажите немного о себе…
– Сама я выходец из села Корсаково Кабанского района, родилась и окончила там начальную школу. Потом мы жили в Хабаровске, где мой отец учился в Высшей партийной школе, затем по направлению переехали в Хоринский район. Мой отец Филипп Алексеевич Хандархаев долгое время был главным редактором газеты «Удинская новь». Так мы там и осели. Это наша вторая малая родина. Окончила я БГПИ, работала в школах района, Доме пионеров, районо. На пенсию ушла с вечерней школы. Муж мой работал в ДЮСШ, к сожалению, уже ушел из жизни. Мои сын и дочь, четверо внуков живут в городе.
– Откуда ваши предки пришли в Корсаково?
– Мои предки-эхириты пришли с Ольхона. Существует легенда, что верховный шаман советовал многим людям, чтобы они переселялись на ту сторону Байкала. И мои предки ушли и обосновались в Кударинской степи.
Священник Хоринского ведомства Спиридон Капитонович Носырев с семьей
– Трудно было вам привыкать к Хоринску после Прибайкалья и Хабаровска?
– Нет, нас хорошо приняли, была дружная улица, много ребятишек играло. Попала в хороший класс, в котором и окончила Хоринскую среднюю школу №1. Много медалистов вышло из ее стен. Потом окончила историко-филологический факультет по специальности «учитель русского языка и литературы». Помимо основной педагогической деятельности, занимаюсь большой общественной работой. Была организатором нашего радиоканала «Хорин аймаг», но главное увлечение моей жизни – это краеведение. В Доме пионеров писала и собирала материалы о первых пионерах и комсомольцах района, с этого и началось. С 1985 года сохраняла и записывала материалы, которые потом легли в основу моих книг. У меня издано три книги и еще две готовятся к 100-летию Хоринского района, не считая маленьких книжек, в том числе поэтических посвящений моим друзьям и об истории хоринских сел.
– Расскажите о книгах «Кладовая родного края» и о вашей поэтической книжке…
– Со студенческих лет писала стихи, но потом все забросила. Когда работала в районо, меня просили написать стихи к праздникам, юбилеям, торжествам, и я писала. Сочиняла целые альбомы и буклеты. И до сих пор просят сочинить что-то. Потом решила издать это отдельной книжкой. В книге «Кладовая родного края» собраны рассказы о наших достопримечательностях, таких как 33-метровый образ Будды на горе Баян-Хонгор недалеко от села Баянгол, скульптурный комплекс «Хори Хатан», скальный комплекс «Семь братьев», аршан Хабшагыр лечебного назначения между Удинском и Баянголом. Здесь лечат суставы. Бывали случаи, когда у аршана люди оставляли костыли. Про озеро Могой, про ступу цесаревичу Николаю в Анинске, где он останавливался на ночлег, поклонные кресты. И много всего. За 35 лет много материала набралось.
– Жигжит Галсанов, Тарба Жигжитов… Далее Труневы, Татауровы, Курбатовы. Их часто называют карымами. Расскажите, пожалуйста, об этом. Говорят, среди их предков есть буряты…
– Одна из самых древних родословных среди хоринцев идет от Труневых. В ХVI веке с Монголии пришел некто Орьхеной, у него был сын Баялхай. У Баялхая – сын Тагар, у Тагара – Бабхи, у Бабхи – Жимбэ, Как-то Жимбэ сильно поссорился с местным тайшой, который за непокорность стал притеснять Жимбэ, притеснял-притеснял, пока тот не отчаялся и не поехал в Верхнеудинск к знаменитому купцу Труневу, который жил на Большой улице (ныне улица Ленина). И попросил у него попечительства и защиты. Тот сказал: «Крестись, тогда помогу», и Жимбэ принял крещение. Тогда купец Трунев дал Жимбэ свою фамилию и отчество, назвал Константином.
Он женился на русской женщине Марии Екимовской. У них родилось пятеро сыновей и три дочери. И вот от этого Константина Георгиевича Трунева (Жимбэ) и его жены идет вся родословная хоринских Труневых. В 1923 году в селе Додо-Онинское (ныне Хоринск) проживало 14 семей с этой фамилией. Курбатовы, Машановы, Батурины, Корнаковы, Татауровы, Носыревы и многие другие фамилии также имеют бурятские корни. Мы называем их карымы.
Про Татауровых. Жил в Хоринской степи бурят Тужга. С братом Базарханом участвовал в национальных волнениях. Братьев арестовали. Базархан был сослан на каторгу в Туруханск. А Тужгу пожалел Иван Татауров, служивший приставом в Хоринске. Иван был бездетным, и, чтобы снять с Тужги кару за провинность, он крестил его и дал имя Семен. Семен (Тужга) женился на местной русской девушке, и его внук Семен Татауров женился на Епросинье – дочери селендумского старосты Бенедикта Сумарокова, который был сыном декабриста Николая Сумарокова. Так что у нас живут потомки декабриста Сумарокова, сосланного на пожизненное поселение. А одна из версий происхождения фамилии Корнаковы идет от бурятского «Хара нохой» («черная собака»), так их звали раньше, а потом на русский лад стали называть Корнаковы.
В фонде Хоринской Степной думы в Национальном архиве РБ имеется один документ – письмо епископа Иркутского, Нерчинского и Читинского от 13 мая 1839 года хоринскому главному тайше Ринчин-Доржи Дымбилову с предложением о принятии христианства. Ринчин-Доржи Дымбилов это предложение принял, крестился и стал Николаем Дымбиловым.
В церковных метрических книгах встречаются самые распространенные фамилии крещеных инородцев: А. К. Трунев, А. С. Татауров, Д. П. Садовский, С. К. Носырев, Н. С. Языков, Ф. А. Лосев, А. И. Дубинин, Н. Н. Курбатов, В. И. Гуляев, Е. Н. Самбилов, П. К. Махалов, А. А. Косыгин и др. Среди них и многочисленных потомков много известных всей республике людей.
Среди потомков крещеных бурят было 75 человек, которым указом императора было присуждено дворянское звание. Большинство из них погибло при советской власти. Других революция и Гражданская война рассеяла по всему миру, некоторых сослали в Красноярский край и другие места. У Цыдена Сахияева была дочь, которая окончила Сорбонский университет и жила в Бурятии. После революции они эмигрировали в Монголию. Говорят, там остался ее архив, который было бы интересно найти и изучить…
– Можно что-то коротко сказать о Хоринске…
– Село Хоринск образовалось в свое время путем слияния двух селений – Думы и Базара. Дума – центр Хоринской Степной думы, официальная резиденция тайши. В начале века поселение писалось как Николаевское сельское общество. В 1917 году оно было переименовано в Додо-Онинское. По-бурятски Додо-Она – Нижняя Она, по названию реки, близ которой расположено село. В октябре 1927 года опять переименовали, на этот раз в Хоринск.
– Расскажите о книге «О чем поведал старый тракт». И вообще об истории создании трактов в России…
– Первой транспортной «магистралью», проложенной в Забайкалье, стал так называемый Московский (Сибирский) тракт, шедший от Москвы на Дальний Восток и представлявший собою обыкновенную тележную дорогу для гужевого транспорта. Иногда его называли «государева дорога», а буряты – «Улаанай харгы». Данный тракт проходил через города Иркутск, Верхнеудинск, Читу.
По этой дороге ехали первые переселенцы на Амур, шли каторжане на Горный Зэрентуй и Акатуй, шли и ехали политические ссыльные в Сибирь. До 1863 года по Московскому тракту прошло полтора миллиона каторжан, побывали в этих местах и многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, известные путешественники, исследователи, писатели.
фото Андрея Мухраева
В начале XVIII века Московский тракт пересекал уже Западную Сибирь и в Восточной Сибири доходил только до Тайшета. В 1726 году началось строительство этого тракта от Тайшета до Читы.
Хоринцы привлекались ежегодно на ремонт труднейшего Прибайкальского участка Московского тракта, проходившего через заснеженные хребты Хамар-Дабана.
Строительство Нерчинского тракта велось под руководством известного мореплавателя, командора Витуса Беринга. Направляясь в 1733 году во главе II Камчатской экспедиции, он имел дополнительное поручение по налаживанию почтового тракта.
Позднее участок Московского тракта от города Верхнеудинска до Читы был переименован в Читинский тракт. Вместе с дорогой строились притрактовые станции, так называемые станки (по-бурятски «урто»). От Верхнеудинска до Читы были такие станки, как Онохой, Курбинский (ныне Петропавловка), Тарбагатайский (ныне Удинск) и т. д. В 1830 году по этому тракту совершен 48-дневный переход декабристов из Читы в Петровский Завод.
В Онинском станке с 1896 года существовала Николаевская церковь. В селе находилось миссионерское училище, пансион. В миссионерском училище останавливался на ночлег цесаревич Николай во время своей инспекционной поездки. Здание школы и улица были иллюминованы тысячей разноцветных фонариков и двумя тысячами плошек. Царь изволил принять крещеных инородцев, поднесших хлеб-соль, пожелал сфотографироваться с хоринцами.
– У вас много рассказов об историях сел района, даже исчезнувших. Расскажите о селе Карбаиновка? И мне интересно узнать о польских корнях его жителей…
– Ничем не примечательной была деревушка Карбаиновка. Она находилась в семи километрах от села Верхние Тальцы. Свое название село получила от фамилии его основателя Карбаинова. Карбаинов произошло от бурятских слов: «Хара баян», что означает «черный богач».
В 1890 году на жительство в деревню Карбаиновка переселился поляк Станислав Оцимик. Сам он рассказывал потомкам, что его отец был участником Лодзинского восстания рабочих в 1864 году в Польше, за что и был сослан в Забайкалье. У Станислава было трое сыновей – Кузьма, Антон и Владимир. Гордостью села стал старший сын Владимира Станиславовича – Константин Владимирович Оцимик, который в годы Великой Отечественной войны получил звание Героя Советского Союза.
– Какие ваши творческие планы?
– Готовится книга «Под сенью хоринских знамен», которая охватит период прихода хоринских племен в Бурятию и их жизнь до наших дней. Всю историю. Каждая глава будет начинаться четверостишиями наших местных поэтов Дамбы Жалсараева, Цырен-Дулмы Дондоковой, Эрдэни Дугарова и других местных поэтов. Вторая книга «Здесь наши корни» – материалы о жизни и судьбе коренных жителей нашего края с фотографиями и родословными. О семьях, которые проживали здесь в начале века. Также я провожу лекторий «Познай свой край», где рассказываю о нашей истории. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить администрацию Хоринского района и лично Юрия Цыремпиловича Ширабдоржиева, ведь без их поддержки не вышла бы в свет ни одна моя книга.
Анинский дацан (современный вид) - фото Андрея Мухраева
– Спасибо вам большое за эту познавательную беседу.
Есть еще много тем, о которых можно было бы поговорить с этой удивительной и талантливой женщиной. Это и знаменитый поход хори-бурят к Петру I, и история Степной думы, и тайны Анинского дацана, и история английских миссионеров, и, конечно, о людях, которые жили и живут на этой прекрасной земле. Редакция «НБ» поздравляет Татьяну Филипповну с юбилеем и желает ей новых творческих успехов и открытий.
Андрей Мухраев