Крылья Победы

Летчики военных лет... Это была элита нашей армии, их награждали высшими боевыми орденами, они были кумирами миллионов. Михаил Прокофьевич Ушаков и Виктор Яковлевич Кабанов были теми самыми «сталинскими соколами» – военными летчиками-истребителями. На войне они бесстрашно уничтожали врага, а после войны оба оказались на Улан-Удэнском авиационном заводе. Их уже нет в живых, но память о них живет, ведь они принесли нам победу буквально на своих крыльях.
Общество |

Летчики военных лет… Это была элита нашей армии, их награждали высшими боевыми орденами, они были кумирами миллионов. Михаил Прокофьевич Ушаков и Виктор Яковлевич Кабанов были теми самыми «сталинскими соколами» – военными летчиками-истребителями. На войне они бесстрашно уничтожали врага, а после войны оба оказались на Улан-Удэнском авиационном заводе. Их уже нет в живых, но память о них живет, ведь они принесли нам победу буквально на своих крыльях.

Вся жизнь – небо

Михаил Ушаков родился в 1923 году в Саратовской области в крестьянской семье. Будучи ребенком, в отличие от большинства сверстников и товарищей по учебе Миша не бредил авиацией и летчиком стал случайно. Его успешное окончание школы совпало с началом Великой Отечественной войны. Михаил хотел пойти добровольцем на фронт, но в военкомате распорядились иначе: «Родине нужны летчики».

В январе 1941 года Михаил надел форму курсанта 8-й Саратовской спецшколы ВВС. И начался теоретический курс, или «терка», как называли его бывалые учлеты. Так начинается биография летчика Ушакова. Совершив первый учебный полет 1 сентября 1941 года на маленьком УТ-2, курсант Ушаков уже видел себя в кабине истребителя.

Летчик-истребитель – это разведчик, охранник и охотник. На Первом Белорусском фронте в составе 165-го истребительного авиаполка Ушаков до мая 1945 года выполнял разведывательные полеты по фотографированию объектов противника в ночное время. За период с февраля по май 1945 года Михаил Прокофьевич участвовал в 15-ти боевых вылетах на сопровождение бомбардировщиков, лично сбил один самолет противника. Летная книжка по сей день хранит записи об огневых годах его юности: к 851-му вылету прибавилась не одна тысяча часов, проведенных в воздухе в мирное время.

После службы, в возрасте 28 лет, Михаил решил осуществить свою мечту: стать испытателем, чтобы, как говорят сами летчики-испытатели, «учить машины летать». И вот с апреля 1951-го по октябрь 1953-го Михаил Ушаков – летчик-испытатель военной приемки завода №1 в Куйбышеве, затем по март 1955-го – на заводе №99 в Улан-Удэ (ныне Улан-Удэнском авиационном заводе).

В этот период в жизни Михаила произошло важное событие: он повстречал свою любовь – красавицу Анну. Молодая семья отправилась «служить» в Прагу: Ушаков – летчиком-испытателем управления заказов ВВС. Но в феврале 1958 года семья уже с двумя сыновьями возвращается в Улан-Удэ: Михаил Ушаков увольняется из Вооруженных Сил и в звании капитана запаса снова становится летчиком-испытателем на нашем заводе, в цехе №17, где работает вплоть до выхода на пенсию.

Михаил Прокофьевич с первых летных дней доказал свою любовь и преданность авиации. Каждая профессия требует любви, но труд летчика-испытателя требует еще и дарования, как для писателей и музыкантов необходим талант. У всех, кто чтит его память, нет сомнений, что он был рожден летать. «Прокопыч», как уважительно называли Ушакова в цехе, за время всей летной работы освоил 24 типа самолетов и четыре типа вертолетов и их модификаций, совершив в целом 10 тысяч полетов, а за время работы на У-УАЗе – 6500.

– С Михаилом Прокофьевичем мы вместе летали 12 лет, с 1965 по 1977 год, – вспоминает борт-инженер-испытатель 1 класса, заслуженный работник транспорта РФ Владимир Саганов. – Это был настоящий Командир с большой буквы как на земле, так и в небе. За фронтовой опыт мы, молодые, особенно ценили и уважали его. Обучая летному мастерству, он говорил: «Летчику нужны крепкие нервы, твердый характер, спокойствие, разум. В небе некогда философствовать, ведь там все – секунды, а то и доли секунды. Оторвешься от полосы – и конец всем твоим земным тревогам».

Была у командира, как и у многих послевоенных летчиков-истребителей мечта, – быть в первой группе летчиков, в «гагаринской группе». Но молодая жена, мама двух малышей не поддержала мужа, опасаясь риска, новизны зарождающейся профессии космонавта.

Все же семья стала надежной опорой летчика. Со своей женой Анной Саватеевной они прожили 41 год, воспитали двух сыновей, которые сегодня хранят память о нем.

За боевые заслуги в годы ВОВ Михаил Ушаков награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». А за мужество и отвагу, проявленные при испытании летательных аппаратов, за выдающиеся достижения в освоении новых типов самолетов и вертолетов – орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени, медалью «Ветеран труда». Его не стало 16 декабря 1995 года.

Долетел до парада

Другой летчик, о котором пойдет речь, Виктор Яковлевич Кабанов, проявил не меньший героизм на фронте и в жизни, став одним из немногих участников Парада Победы в 1945 году на Красной площади.

Родился Виктор Кабанов в 1915 году в Саратовской области, в 1940 году окончил Батайскую летную школу, после чего проходил службу летчиком-инструктором военного училища в городе Канске. Там он проработал до марта 1943 года, а дальше начались фронтовые будни Кабанова.

Летная книжка, которую бережно хранит жена летчика Мария Михайловна Кабанова, рассказывает о боевых делах Виктора Яковлевича. Первая запись в ней гласит, что «31 марта 1944 года самолет ЯК-9Т, которым управлял В. Кабанов, за 40 минут перехватил разведчика». Из окончательной итоговой записи видно, что за время нахождения на фронте чуть более года, с 23 марта 1944-го по 9 мая 1945 года, он произвел 172 боевых вылета, в том числе 35 воздушных боев, сбил лично 7 самолетов противника.

Летчик Кабанов при штурмовых действиях уничтожил 22 автомашины, 6 точек зенитной артиллерии, 9 паровозов, 2 аэростата-корректировщика. Награжден Виктор Яковлевич за свои заслуги орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, имеет 5 благодарностей Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. После окончания войны Виктор Яковлевич был летчиком Новосибирского запасного авиаполка и демобилизовался в 1948 году.

В течение 12 лет, до 1960 года, Кабанов работал летчиком-испытателем на ЛИС Улан-Удэнского авиазавода, испытывал самолеты УТИ ЛА-9, участвовал в освоении нового сверхвысотного самолета ЯК-25. По состоянию здоровья Виктору Яковлевичу пришлось перейти на «наземную» работу, и он был назначен старшим инженером по обеспечению и контролю летных испытаний. Сегодня его вспоминают как человека удивительно скромного, ведь за все время его работы в цехе никто не видел его в орденах.

– Когда закончилась война, я еще жила в Канске, работала на заводе и ждала мужа, – рассказала вдова Виктора Кабанова Мария Михайловна. – Ну а его по разнарядке пригласили на Парад Победы. Он не захотел ехать один и позвал своего друга Виктора Гавришева. Месяц они готовились к параду, маршировали в Тушино. Виктор купил новые хромовые сапоги специально к параду. Участие в параде, конечно, было огромной честью, к тому же всем участникам выдали дорогие по тем временам подарки. Как сейчас помню: по килограмму сахара и маргарина, крупу, женские белые чулки и жилетку!

Сегодня это кажется смешным, но тогда молодые супруги обрадовались такой помощи. Мария Михайловна вспоминает, что Виктор Яковлевич не любил говорить о войне и даже детям ничего не рассказывал, стараясь уберечь их от своих трагических воспоминаний. Они прожили вместе всю жизнь, у Кабановых двое сыновей, четверо внуков и уже 2 правнука.

Парад 1945-го

Решение о проведении Парада Победы было принято Сталиным 24 мая 1945 года после разгрома последней группировки немецких войск. 22 июня 1945 года в центральных газетах СССР был опубликован приказ Верховного Главнокомандующего №370. Он начинался словами: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского флота и Московского гарнизона – Парад Победы».

Руководить парадом поручалось двум знаменитым маршалам Советского Союза – Георгию Жукову и Константину Рокоссовскому. Иосиф Сталин сам поначалу собирался принимать парад, но незадолго до 24 июня передумал: хотя сам умел ездить верхом, лошадь его понесла. Подготовкой занимался Генштаб: нужно было отобрать в войсках 40 тысяч наиболее отличившихся воинов, разместить их и одеть. Заказ поручили фабрике «Большевичка», подключили и городские ателье. Учли возможность дождя, посыпав брусчатку тырсой – смесью песка и опилок.

Полки маршировали стройными рядами, Герои Советского Союза несли по 36 знамен отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта. Для каждого полка оркестр из 1400 музыкантов исполнял особый марш. За полками к Мавзолею, откуда за парадом наблюдал Сталин, подошли 200 солдат и бросили к подножию на специальный деревянный помост знамена побежденных вражеских дивизий. Вечером того же дня помост и перчатки солдат были сожжены.

Маршируя по Красной площади, войска поворачивали голову к трибуне Мавзолея, а, проходя мимо представителей союзников (так долго затягивавших с открытием второго фронта), демонстративно не делали этого, держа голову прямо. Парад длился два часа и девять минут, все это время шел проливной дождь. Из-за него отменили воздушную часть парада и прохождение колонн трудящихся.

Кол-во просмотров: 3762

Поделиться новостью:


Поделиться: