Коммунальная экономия

В этом материале мы рассмотрим, какие шаги надо предпринять, чтобы установить приборы и во сколько это обойдется собственникам многоквартирного дома.
Экономика |

Урок 2: Выгоды и стоимость прибора учета тепла

В прошлой статье «Коммунальная экономия. Урок 1» выяснила необходимость установки общедомовых приборов учета. В этом материале мы рассмотрим, какие шаги надо предпринять, чтобы установить приборы и во сколько это обойдется собственникам многоквартирного дома.

Итак, шаг первый. Для начала необходимо решением общего собрания жильцов дома принять решение:

1. Об установке приборов учета на дом по теплу, электроэнергии, горячей и холодной воде;

2. Обязать управляющую организацию в договор на обслуживание многоквартирного дома включить пункт по обслуживанию общедомовых приборов учета тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды, снятие показаний по приборам учета и предоставление их в ресурсоснабжающую организацию (ТГК-14, водоканал, энергосбыт).

3. Обязать их следить за правильностью работы приборов и выступать от имени собственников при обнаружении несоответствия полученной коммунальной услуги, а также в спорах с поставщиками коммунальных ресурсов.

4. В протоколе общего собрания отразить принятое решение и проследить, чтобы данное решение было отражено в договоре на обслуживание вашего многоквартирного дома.

Этот первый шаг очень важен, так как он является основой для того, чтобы обязать управляющие компаний или обслуживающие организации исполнять, во-первых, требования законодательства, а во-вторых, чтобы у них появилась ответственность за обслуживание дома.

Иначе получается так: в квартире холодно, а коммунальщики отправляют жильцов к тепловикам, говоря при этом: «Мы за тепло деньги не получаем. У вас договор с ними – вот с них и спрашивайте». Обращаетесь в ТГК-14, а вам в ответ: «Все вопросы к коммунальщикам: они отвечают за содержание внутридомовых сетей». И так по кругу, и ничего не добьетесь, только нервы себе потратите да время убьете. Хотя за этими проблемами должны следить Жилищная инспекция и орган местного самоуправления. Это их полномочия и их обязанности.

Шаг номер два. Управляющая организация (или обслуживающая в соответствии с решением собственников) обязана направить письмо в ТГК-14, водоканал, энергосбыт о выдаче технических условий на установку. Их надо заставить это сделать, так как это им не выгодно – они так считают. Однако каждый труд должен оплачиваться справедливо, и если кто-то из поставщиков услуг не додает, то и оплату должен получать соответственно.

Шаг номер три. Когда управляющая организация получит технические условия, она должна посчитать и сообщить жильцам, сколько будет стоить установка теплосчетчика. Это не так дорого, и все затраты окупятся достаточно быстро. Стоит обратить внимание на следующее: водоканал и энергетики технические условия, скорей всего, выдадут достаточно быстро, а вот тепловики могут всячески «вставлять палки в колеса» и оттягивать время, лишь бы прибор по теплу не был поставлен правильно. И от управляющей компании потребуется терпение и настойчивость. Случается, что и управляющая компания не совсем заинтересована в установке приборов, поэтому жильцам самим придется проявить настойчивость и даже жесткость в данном вопросе.

Коммунальщикам надо просто дать понять, что от своего жильцы не отступятся, ведь федеральное законодательство обязывает всех установить теплосчетчики.

Шаг номер четыре. После получения технических условий следует найти подрядчиков для установки приборов учета. Надо, чтобы их установил правильно, потому что потом их надо будет сдать поставщикам коммунальных ресурсов. Надо будет подписать акт постановки на коммерческий учет. С момента постановки приборов на коммерческий учет оплата за тепло, воду, электроэнергию должна проводиться по показаниям этих приборов. Необходимо следить за тем, что и как будут начислять жильцам. Правильность начислений можно проверить в администрации города, министерстве строительства и ЖКХ РБ, в жилищной инспекции или у независимых специалистов.

И еще раз по мотивации установки теплосчетчиков. Кому-то их установка выгодна, прежде всего, жителям, а кому-то не очень. Жителям выгодно, потому что, даже если платежи и не снизятся в целом (хотя практика показывает, что они снижаются), жители будут знать, за что платить, и, соответственно, чего требовать от поставщиков услуг и обслуживающих организаций, когда будут возникать непонятные ситуации. А они возникают постоянно, например, в одной квартире холодно, а у соседа тепло. Или же во всем доме холодно, а в соседнем доме жара.

Когда у вас сгорел холодильник или телевизор, в ремонтной мастерской говорят: «Это результат скачка напряжения». Или у вас из-за гидравлического удара лопнул шланг гибкой подводки к крану, и вы залили соседей внизу. Так вот приборы учета все это фиксируют: и недогрев по дому, и скачки напряжения, и гидравлические удары, приводящие к потопам и т.д. Приборы, соответственно своим показаниям, дают жильцам доказательную базу для перерасчетов по теплу, для возмещения за сгоревшую технику, за потопы и, наконец, самое главное: все жильцы будут знать, с кого и сколько требовать. В дальнейшем все наладится, конечно, не сразу, однако у коммунальщиков и у поставщиков услуг будет чувство ответственности за свои услуги и работу, так как они будут знать, что находятся под постоянным контролем.

Теперь о том, кому не совсем выгодно устанавливать теплосчетчики. Прежде всего, тепловикам, ведь по нормативу за 1 кв. м площади получается, что надо платить больше, нежели чем по прибору. А при недогреве дома они должны производить перерасчет в сторону уменьшения платежей. Ведь им придется работать нормально.

Прошедшей зимой практика недогрева была систематической. И мэр города, и прокуратура указывали, что надо произвести перерасчет по платежам. И ТГК-14 это сделала, но так как будто издевается над всеми. Ведь никто не может доказать, на какую сумму надо было сделать перерасчет. И ТГК-14 делает мизерные перерасчеты, потому что ни один суд не докажет, что они неправы. А если бы были приборы учета тепла, то и споров бы не было.

Впрочем, есть выгода и для тепловиков. Ведь они будут знать, где они теряют тепло и почему тепло не доходит до домов и конкретных квартир. И они будут знать, с каких собственников спросить: с тех, которые отвечают за тепловые сети, или с тех, кто отвечает за внутридомовые сети.

Приборы учета усложнят жизнь тепловикам, отвечающих за эксплуатацию сетей, так как их заработок зависит от величины тепла, доставленной до потребителей. Чем больше, тем для них лучше, чем меньше, тем хуже. Надо будет бороться с потерями, а это уже шаг к нормальной работе.

Не выгодны приборы учета и для коммунальщиков – управляющих и обслуживающих организаций. Ведь если сейчас они отвечают только за уборку территорий, благоустройство и содержание дома, то при установке прибора они будут вынуждены отвечать и за качественные параметры коммунальных услуг поступающих в дом (тепло, вода, электроэнергия) и за количественные показатели. И это будет прямо сказываться на платежах жильцов. Есть и другие причины, но о них мы напишем в следующих статьях.

Средние цены на приборы учета с установкой на типовые дома

Счетчик на тепло и горячую воду на 80-тиквартирный пятиэтажный крупнопанельный дом с централизованным горячим водоснабжением стоит 280 тыс. рублей

Счетчик на холодную воду на 80-тиквартирный пятиэтажный крупнопанельный дом с централизованным холодным водоснабжением – 30 тыс. рублей

Счетчик по электроэнергии на 80-тиквартирный пятиэтажный крупнопанельный дом – 20 тыс. рублей

Итого: 330 тыс. рублей

Приборы выявят тех, кто не любит и не хочет платить за полученные коммунальные услуги – злостных неплательщиков. При установке приборов учета у поставщиков тепла, электроэнергии, воды появится мощный рычаг борьбы с неплательщиками – ограничение по электроэнергии. Не заплатил за тепло – введут ограничение по электроэнергии, не заплатил за воду – ограничат по воде, и так по всем видам услуг. Эта норма прописана в правилах по оказанию коммунальных услуг. Поставщикам уже не надо будет заходить в квартиру, снять показания можно будет на лестничной площадке.

У приборов учета много плюсов, ведь учет и контроль – основа всех процессов, в том числе и в сфере ЖКХ. В практике введения приборов хватает и подводных камней, в разных нестандартных ситуациях надо тщательно разбираться. Есть много нюансов с монтажом и обслуживанием приборов, но об этом тоже в следующих материалах.

В целом же приборы учета нужны жителям, так как дают им рычаг воздействия на сложившуюся ситуацию. Мы не хотим обидеть коммунальщиков, тепловиков, энергетиков, водников – всех тех, кто причастен к оказанию коммунальных услуг. Однако существующая совершенно бесхозяйственная ситуация не может продолжаться. В сфере ЖКХ должен быть баланс интересов. Ведь невозможно постоянно повышать цены и при этом оказывать некачественные услуги. Поэтому надо наводить порядок: потребители коммунальных услуг будут добросовестно платить, а поставщики услуг – предоставлять качественные услуги в необходимом объеме.

Кол-во просмотров: 2774

Поделиться новостью:


Поделиться: