Межрегиональный молодежный фестиваль «Будущее за нами!» вот уже в шестой раз состоялся на бурятской земле, объединив около трехсот активных молодых людей из разных районов Бурятии и городов России.
За четыре дня, проведенных в селе Ацагат Заиграевского района, молодые люди посещали различные тренинги, общались, проявляли свои способности в конкурсах. Но отличительной чертой этого фестиваля стала разработка и защита собственных социальных и бизнес-проектов, лучшие из которых планируется воплотить в жизнь.
С 2003 года в Бурятии начали активно формироваться молодежные объединения. По прошествии нескольких лет их стало достаточно для того, чтобы они смогли сформироваться в своеобразную сеть – Ассоциацию молодежных объединений (АМО). Объединяя выходцев из Бурятии по всей России, Ассоциация стала также своеобразной «площадкой» для обмена информацией, опытом и личностного роста многих молодых людей. АМО регулярно проводит мероприятия в разных городах страны, и фестиваль «Будущее за нами» по праву может считаться их «апогеем».
В этом году фестиваль вновь получился масштабным и прошел на «ура». Бюджет фестиваля составил 500 тыс. рублей, все это – деньги спонсоров, поверивших в инициативы молодых людей. Как рассказал директор фестиваля Алексей Гыргенов, «настоящий срок фестиваля не четыре дня. Организация такого масштабного мероприятия занимает несколько месяцев бессонных ночей, бесчисленных встреч и презентаций».
Организация фестиваля действительно не подвела: около 300 участников из разных городов страны и районов Бурятии разместились в полностью оборудованном палаточном городке. Участники смогли с комфортом заняться плотной работой: посещать бизнес-тренинги, участвовать в конкурсах, разрабатывать и презентовать собственные проекты.
– В этом году мы впервые пригласили профессиональных бизнес-тренеров из других городов, – сообщил Алексей. – Это важное событие, поскольку в первую очередь фестиваль несет в себе образовательную цель. Но то, что фестиваль получился слишком насыщенным, в какой-то степени его минус: для достижения конкретных результатов мы в будущем постараемся сконцентрироваться на чем-то одном.
Конкурс социальных, экологических и бизнес-проектов участников также новшество прошедшего фестиваля. Они начали готовить их задолго до него, но дорабатывали и презентовали в заключительный, четвертый день фестиваля. Из более чем двадцати проектов в финал вышли лишь восемь. Первое место и финансирование в размере 128 тыс. рублей от республиканского комитета по молодежной политике получил проект команды московского представительства АМО «Перепись выходцев из Бурятии в городе Москве».
Руководитель команды и председатель московского представительства АМО Григорий Ердомаев рассказал о целях проекта.
– Большинство людей, уезжающих из Бурятии учиться или работать, оказываются в Москве. Такова тенденция последних лет, и у нее есть причина – столица дает множество возможностей для самореализации. Но с недавнего времени в Бурятии действует программа возвратной иммиграции, ее также реализует и наша Ассоциация, – сообщил Григорий. – Мы предлагаем провести перепись выходцев из республики в Москве (а затем и в других городах), составить единую базу данных и представить ее малой родине: в республиканские органы управления, крупные компании, чтобы уже они смогли привлечь «назад» тех, кто выучился, получил профессиональный опыт в крупных городах страны. Мы уже начали проводить перепись и, думаю, успешно реализуем проект в скором времени.
По мнению Григория, разработать и, главное, правильно обосновать социальный проект достаточно сложно.
– Существует такой термин, как фандрайзинг (англ. fundraising – «привлечение средств»). Это целый процесс изыскания и привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией для реализации социального проекта, – сообщил Григорий. – Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций – откуда угодно, ведь главное – уметь заинтересовать спонсоров, правильно обосновав цели проекта. В Бурятии это делать пока, к сожалению, не умеют. Поэтому подобные фестивали должны стать ступенью для молодых людей, желающих воплотить в жизнь собственный проект, научить их делать это.
Изысканием средств сейчас займутся ребята из Томска, бизнес-проект которых – «Многофункциональная мобильная сигнализация» – отметило жюри фестиваля.
– Мы не придумывали новое устройство, мы написали бизнес-план и презентовали способы продвижения этого товара на рынке Бурятии, – сообщил автор проекта Джангар Ринчинов. – Сейчас мы уже зарегистрировали свое ИП и нашли первых спонсоров. К сожалению, дополнительного финансирования на реализацию идеи нам не выделяется.
Мобильная сигнализация, которую представили ребята в своем проекте, – это самый простой мобильный телефон и сигнализация в одном корпусе. Ее можно применять для охраны сразу нескольких объектов: недвижимости, транспортных средств, людей и даже контролировать передвижение объектов с возможностью определения их координат.
В финал вышли проект Happy family по созданию единого сайта для всех детских домов Бурятии и несколько экологических проектов на Байкале.
Однако, помимо разработки проектов, фестиваль, как и вся сеть АМО, ставит перед собой в какой-то мере наиболее перспективные задачи: объединить людей, мотивировать их на ведение здорового образа жизни, расти личностно и занимать активную позицию в обществе. Отличительной чертой подобных фестивалей также становится активная, почти сектантская пропаганда здорового образа жизни: курить, употреблять алкоголь на территории лагеря категорически запрещено. Конкурсы эстрадной песни и «Мистер и Мисс фестиваля» дают возможность любому желающему проявить свои творческие способности. А посещение тренингов и семинаров, где профессионалы делятся опытом и историями своего успеха, мотивирует покорять свои собственные вершины.
Фестиваль «Будущее за нами!» принимает все большие масштабы, становясь бурятским «Селигером». Возможно, подобное объединение людей и есть образец современного гражданского общества, ведь его суть в разумности, ответственности и активности каждого из его членов. А будущее, несомненно, за такими людьми.