25-26 июля известный бурятский художник Зорикто Доржиев в центре Улан-Удэ провел замечательную акцию по созданию объекта стрит-арта в переулке поэта Намжила Нимбуева. Художник на стене нарисовал одну из своих картин в виде иллюстрации к стихам поэта. Зорикто сразу стал героем множества публикаций и репортажей в социальных сетях и передач на телеканалах.
До этого долго не было слышно о Зорикто Бальжинимаевиче. А он тем временем активно работал на престижных мировых арт-площадках. И сейчас его работы, к примеру, представлены в Брюсселе, в Центре изящных искусств BOZAR, на выставке «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России», а также в персональной экспозиции на всемирно известной венецианской биеннале.
Это NEMOSKVA
В Брюссель Зорикто Доржиев попал благодаря экспертам платформы развития современного искусства NEMOSKVA. В 2018 году NEMOSKVA проводила передвижной международный симпозиум по Транссибу в 13 российских городах, включая Улан-Удэ. По сути же, это был отбор новых имен современного искусства. Тогда в Бурятию благодаря поддержке республиканского министерства культуры приехали европейские эксперты.
1 сентября 2018 года в рамках проекта в Национальной библиотеке Бурятии прошла дискуссия на тему «Художники без границ» и лекция «Искусство XXI века: путеводитель и советы». Ее модераторами были независимый куратор выставок современного искусства Александр Буренков и директор Национального музея РБ Татьяна Бороноева. Лекцию о современном искусстве прочитала директор Центра современного искусства г. Софии (Болгария) Яра Бубнова.
Справка: NEMOSKVA инициирован в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его разработал Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ.
Зорикто Доржиев рассказал «Новой Бурятии» о своих впечатлениях от проекта: «Поначалу мне не очень хотелось участвовать в этом проекте. Прийти меня убедила Татьяна Анатольевна (Бороноева. — Прим. ред.). Пришел, посидел с кураторами за одним столом, потом за другим — это называлось «ревю идей». Поначалу я делал упор на свою основную деятельность — живопись и графику. Но мне сразу сказали, что это не тот формат, который их интересует. Интересовали кураторов идеи и вещи, которые еще не реализованы. И хорошо, что я взял с собой айпад, где были зарисовки идеи, связанной с высоковольтными вышками в степи. Кому-то из кураторов это понравилось, а кому-то нет. После окончания бесед у меня не было уверенности, что это их заинтересовало.
Впрочем, позже эксперты проекта связались с Зорикто Доржиевым, пригласив его к участию в выставке в Брюсселе, который является одним из центров мирового современного искусства.
По словам Татьяны Бороноевой, то, что художник был приглашен для работы в проект NEMOSKVA, это большое достижение. Вообще же этот проект дал определенный толчок для развития современного искусства в Бурятии.
— К сожалению, у нас в республике современного искусства практически нет. И надо отдать должное министру культуры Бурятии Соелме Баяртуевне Дагаевой, которая приняла абсолютно верное и нужное решение о поддержке проекта NEMOSKVA. Благодаря ему наши художники начали лучше понимать механизмы развития современного искусства. Наша республика, кстати, была единственной из национальных регионов, попавших в этот значимый проект. Европейские эксперты самого высокого уровня посмотрели культурный потенциал республики, — отметила Татьяна Бороноева.
По ее словам, поначалу в ревю идей проекта мало кто из художников Бурятии, приглашенных для участия, понимал, что это такое.
— Помню, как кто-то говорил, а почему это я должен свои идеи рассказывать? Тем не менее многие пришли, показали много интересных проектов, — добавила директор Национального музея Бурятии.
Россия в Брюсселе
На основе представленной идеи Зорикто Доржиев изготовил настоящую ажурную вышку высотой 3,5 метра. Под нее в центральном зале брюссельского Центра искусств отвели самый большой зал. Получился собирательный женский образ в промышленном дизайне: «Это основа основ, прародительница, мать».
— Было бы хорошо организовать и показ национальных костюмов. Обставить ее большими экранами с трансляцией степных сюжетов. Но получилось только создать такой образ в виде высоковольтной вышки. Изготавливали ее в Москве из алюминия. Какие-то детали выращивали на 3Д-принтере, что-то — из профиля. Получилась легкая, но довольно сложная конструкция, — вспоминает о подготовке работы Зорикто Бальжинимаевич.
Брюссельская выставка открылась в Центре изящных искусств BOZAR 28 июня. Она продолжает свою работу до 8 сентября.
— 12 художников из России представили различные работы. Были вязаные Гагарины, меховой Ленин. Для европейцев, видимо, это было в новинку, тогда как для нас это возврат к 90-м. Девушка из Хабаровска расставила композицию из автоматных гильз. Был интересный концепт с картофелинами, которые висели в воздухе без всякой опоры — в магнитном поле. Видел, что молодые люди занимаются картошкой, подумал еще, что они там жарить ее собрались, — рассказал Зорикто Доржиев.
По его словам, в целом же работы художников из России получились в определенных светлых и темных тонах: «Параллельно открывалась выставка современного искусства Африки. И был контраст — яркая Африка и наши почти монохромные работы. По сравнению с Африкой, острой и горячей, Россия получилась сдержанной. Холодная заснеженная Россия. Хотя это же не Москва».
Венецианская биеннале
58-я Венецианская биеннале — это традиционное событие в мировом искусстве планетарного масштаба. В этом году она проходит с 11 мая по 24 ноября 2019 года и исследует социальную функцию искусства. May You Live in Interesting Times, или «Чтобы ты жил в интересные времена» — так обозначена тема биеннале.
Это название отсылает к словам британского политика Остина Чемберлена, который в середине 1930-х годов, упомянув выдуманное европейскими политиками китайское проклятие «Чтобы ты жил в эпоху перемен!», написал: «Нет сомнений, что это проклятие пало на нас».
Как рассказал Зорикто Доржиев, во время открытия биеннале весь город превращается в огромный музей под открытым небом. Чтобы обойти все реализованные арт-проекты, не хватит и месяца.
— Эрмитаж, к примеру, расположен в парке «Арсенал». Можно пойти, скажем, попить кофе и там вдруг обнаружить павильон Азербайджана. Или попадаешь в небольшой закоулок, а там небольшой павильон Новой Зеландии. При этом в Венеции очень строго с размещением наружной рекламы. Это исторический город, там ничего не висит такого постороннего, что бы отвлекало взгляд туриста. Кстати, в последнее время и Москва перестала быть пестрой, тоже навели порядок с рекламой. У нас же, в Улан-Удэ, как в Китае, где все буквально завешано какими-то баннерами, всякой рекламной чешуей.
К биеннале в Венеции мы готовились года два-три. Обсуждали, думали, какую идею сделать основной, как ее реализовать. Уже за год до ее открытия в отелях Венеции обычно забронированы все места. Наша экспозиция размещается в здании англиканской церкви Святого Георгия в рамках независимого проекта в рамках биеннале. Церковь расположена где-то между музеем Академии изящных искусств и музеем Гугенхайма — это хорошее место. Наша экспозиция есть во всех программах биеннале, — подчеркнул Зорикто Бальжинимаевич.
В павильоне Зорикто Доржиева экспонируется более 20 произведений искусства: станковая живопись и скульптура. Выставочный проект художника называется «Новая степь». Экспозиция, в которую вошли скульптуры и живописные работы художника, представляет собой калейдоскоп сюжетов из разных периодов истории. В основе проекта — идея миграции.
Как пишут искусствоведы, художник переосмысливает непрерывный круговорот всего: человеческих масс, движение мыслей, идей, культур. Их влияние друг на друга — смешение, разрушение. Двигатель миграции — кочевник — эмиссар мировых культурных процессов. Зорикто Доржиев объяснял: «Я пытаюсь собрать в этом образе всадника наследия западной и восточной культур».
Остается добавить, что Зорикто Доржиев после своих художественных набегов на Европу всегда возвращается домой, в Бурятию, где находится источник вдохновения, а также живет его большая семья. В столице Бурятии он легко откликнулся на идею создания большого панно в переулке Намжила Нимбуева, понимая, что в первую очередь он является улан-удэнцем и жителем «таежной, озерной и степной».
Тимур Дугаржапов