По данным агентства «Автостат», ссылающегося на Китайскую ассоциацию автопроизводителей (СААМ), продажи легковых автомобилей в Китае падают второй месяц подряд, пишет «Yтро.Ru». Так, по итогам октября они снизились на 6,4% – до 1 млн 298 тыс. 900 единиц. Пока это падение не в состоянии изменить общего тренда, согласно которому Китай остается главным потребителем продукции мирового автопрома, обгоняя США, где в прошлом месяце было реализовано 1 млн 92 тыс. 294 легковых автомобилей и внедорожников. Однако тенденция вполне очевидна.
Объективной причиной снижения спроса на автомобили в Поднебесной может оставаться общее снижение темпов экономического роста в стране и ухудшение прогнозов. Однако это не объясняет того, почему падение спроса оказалось столь резким и неожиданным.
Учитывая тот факт, что основное падение продаж пришлось именно на японские автомобили, главные причины происходящего лежат скорее не в экономической, а в геополитической сфере. Напомним, что некоторое время назад обострился конфликт между Китаем и Японией вокруг островов Дяоюйдао (японское название Сенкаку). В силу известных исторических обстоятельств отношение к Японии и японцам всегда было весьма неоднозначным. Разгоревшийся же территориальный конфликт привел к резкому росту антияпонских настроений, погромам представительств японских фирм, японских ресторанов, а также бойкоту японских товаров и в первую очередь – автомобилей. Результатом этого стало сокращение производства и продажи японских машин на территории Китая.
При этом в октябре продажи Toyota, Nissan и Honda на китайском рынке падали сильнее, чем в предыдущем месяце. В результате доля японских марок составила всего до 17,1% против прошлогодних 21,6%.
В числе наиболее пострадавших от антияпонских настроений в КНР оказалась компания Nissan, сделавшая большую ставку на продажи в Китае, по сравнению со своими японскими конкурентами. В результате в сентябре падение продаж автомобилей Nissan в Китае составило 35%, а в октябре – 41% по сравнению с показателями предыдущего года.
Что касается перспектив продаж японских авто в Поднебесной, то пока особых поводов для оптимизма у японцев нет. Территориальные конфликты, да еще и на фоне давней истории взаимной неприязни, быстро не заканчиваются и могут тлеть десятилетиями, если не столетиями. А это значит, что сокращение доли японских авто на китайском рынке, скорее всего, продолжится. Уже сейчас некоторые эксперты заявляют о том, что из-за китайского бойкота японские автопроизводители могут понести еще больший урон, чем в прошлом году после землетрясения в Японии.
Что касается самой Поднебесной, то эти события вряд ли смогут существенно повлиять на общий тренд бурной автомобилизации страны. Напротив, сокращение доли «японцев» только подхлестнет местный автопром, вполне сформировавшийся и нацеленный на дальнейшее развитие.
Также стоит ожидать увеличения активности на китайском рынке производителей из Европы, США и Южной Кореи. Как сообщает «Автостат», южнокорейская Hyundai в прошлом месяце уже увеличила продажи в Китае на 37%. Продажи General Motors и его китайских СП показали рост на 14%.
Способствовать автомобилизации страны будет также и активная поддержка этого процесса со стороны властей КНР. Последние уже объявили о намерении запустить очередную стимулирующую программу, в рамках которой в сельских районах будут выдаваться субсидии на покупку малолитражных автомобилей и грузовиков.