На III международном фестивале «Голос кочевников. Байкал-Бурятия» 20 июля в Улан-Удэ выступит знаменитая тувинская группа «Хуун-Хуур-Ту».
Эту группу называют образцом высокого вкуса и стиля, именно поэтому она стала звездой мирового масштаба и прочно входит в элиту World music планеты. «Новая Бурятия» предлагает интервью с Радиком Тюлюшем – солистом группы, в которой он работает шестой год. До этого Радик учился в Бурятии, был участником разных коллективов Тывы, в их числе были «Тыва» и «Ят-Ха».
– Радик, расскажите немного о себе: где родились и выросли, как начали заниматься музыкой.
– Я вырос в уникальном месте: в Овюрском кожууне на границе Тывы с Монголией рядом с Убсунурской котловиной, входящей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сколько себя помню, с самого детства, я любил петь родителям, многочисленным родственникам, которые частенько у нас гостили. А первой слушательницей моих новых песен всегда была младшая сестра, с которой я постоянно нянчился.
Многое меня связывает с Бурятией. Я окончил Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств в Улан-Удэ, учился в институте музыки. По профессии я дирижер, руководитель музыкального коллектива. Также во ВСГАКИ учился барабанщик нашей группы Алексей Сарыглар, он был солистом «Сибирского сувенира». Мы давно не были в Улан-Удэ, и сейчас с удовольствием приедем в Бурятию. Я хорошо помню моих преподавателей, концерт нашего тувинского выпуска в институте очень тепло воспринимали.
Уже тогда я, как и многие молодые люди, начал слушать музыку «Хуун-Хуур-Ту», смотрел все концерты, буквально впитывал их творчество. Они давали пример всем нам. «Хуун-Хуур-Ту», «Ят-Ха» – более молодое поколение тувинских музыкантов, их мы слушали на дисках, артистов же старшего поколения мы слушали на виниле. В то время я хотел писать и играть свою музыку, я пел в рок-группе «Уер». Мы даже успели выпустить несколько дисков. Тогда я даже и не думал о том, что попаду в «Хуун-Хуур-Ту».
– Что можете сказать о нынешней жизни группы: как работаете, где ищете вдохновение для творчества?
– Сегодня наша группа «Хуун-Хуур-Ту» входит в продюсерскую компанию GreenWave Music Александра Чепарухина. (GreenWave Music работает в разных жанровых направлениях: джаз, рок, contemporarv music, world music, электронная музыка и проч. – Авт.). Мы очень много гастролируем, но, как только освобождаемся от гастролей, едем домой в Тыву. Жить в Москве, может, и было бы удобно для работы, но мы все очень привязаны к Тыве.
Мы ищем новые темы и мотивы для песен в поездках, специальных полевых выездах. Бывает, что и сами люди приносят старые записи, просят спеть, аранжировать. Много материала берем в Институте гуманитарных исследований Тывы, вместе с учеными слушаем и выбираем песни для работы. Сохраняя мелодию, добавляем свои краски, одну и ту же песню можем обработать под себя и петь ее в разных стилях. Есть разные методы получения стиля «Хуун-Хуур-Ту». То есть мы работаем с «древним» материалом, он прошел через века, через «естественный отбор».
– Вы выступаете в разных странах мира. Почему, на ваш взгляд, тувинская музыка так популярна, понятна совершенно разным людям?
– Тувинская музыка удивительно органична, она сочетается как со всеми традиционными музыкальными культурами, так и с современной электронной музыкой, роком. Мы играли и можем играть с китайскими, индийскими и индейскими музыкантами, инструменты тоже могут быть самые разные: это и альпийский рог, и норвежский йоду. Все сочетается, во всем можно найти чарующее зернышко. Наш опыт показывает, что корни традиционной музыки, вообще корни всех народов мира одни. Современная урбанизированная музыка, этно-хаос тоже корнями уходят в древность. Музыка в глобальном понимании дает понять, что все мы одинаковые.
Именно поэтому я считаю, что тувинская музыка не знает границ в объединении людей. К тому же само явление хоомей (тувинское горловое пение. – Авт.) – очень сильное искусство. Оно настолько глубинное и чувственное, что не оставляет никого равнодушным. Тувинские мелодии хранят все истоки, красоту природы с самых незапамятных времен. На мой взгляд, зрителя привлекает чистота мелодий. После концертов люди начинают понимать, что надо поехать и посмотреть Тыву. Те же, кто побывал в Тыве, говорят, что именно такая прекрасная земля, чистое небо, степные и горные горизонты могли подарить такие песни.
– Отличается ли зритель в разных странах?
– Зритель на самом деле везде одинаковый. Конечно, легче, если приходит зритель, настроенный на горловое пение. Такой зритель бывает очень чуток, легок, он относится, я бы сказал, вдумчиво к музыке. Такой зритель бывает благодарным. Ведь для понимания музыки неважен язык: она должна затрагивать сердце. Зритель сам должен приходить на концерт с открытым сердцем, готовым признаться в любви. Человека ведь силком не затащишь на концерт, один раз, может быть, и можно, но второй раз он уже не пойдет. Когда играет музыка, и зритель, и исполнитель внутри себя переходят какие-то границы, люди становятся эмоционально богаче, сильнее.
На наших концертах в разных штатах Америки всегда полные залы, аншлаги, и это не зависит от того, стадион это или клуб. В Москве и на Урале у нас свой зритель, тоже всегда аншлаги. В огромных залах Екатеринбурга, Челябинска, Харькова мы видим, что нас слушают с большим интересом. Мне кажется, что люди в России начали объединяться и понимать настоящие ценности. Для нас все же самый сложный зритель – тувинский, ведь он понимает и знает все нюансы, понимает слова песен, и он не допустит фальши.
– Что вы ждете от приезда в Улан-Удэ на «Голос кочевников» и каков ваш дальнейший маршрут?
– До «Голоса кочевников» у нас концерты в Китае и Марокко, на фестивале «Саянское кольцо» в Красноярском крае. А после Бурятии – концерты в Швейцарии и Германии. У вас мы, конечно, ожидаем хорошего выступления, обязательно съездим всей группой в Иволгинский дацан. Хотел бы встретиться с проректором ВСГАКИ Доржо Дугаржаповым и еще (смеется) я давно не ел бурятские позы.
Справка
Тувинскую музыку миру открыл Нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман. Он мечтал побывать в Тыве, но не смог получить советскую визу. Он увлек записью тувинского горлового пения этномузыканта Теодора Левина, который в 1987 году организовал экспедицию в Туву. В Кызыле он познакомился с четырьмя музыкантами, живущими в бараках на окраине. Это и была группа «Хуун-Хуур-Ту», тогда еще «Кунгуртук». Левин пригласил музыкантов в США. Позднее открылось значение таинственного тувинского слова «Хуун-Хуур-Ту» – расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей.
Группа начала показывать миру уникальные музыкальные традиции своей страны. При этом музыканты включали в свое творчество проявления элементов других стилей. В 1992 году тувинцы Кайга-Оoл Ховалыг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали группу «Кунгуртук». В 1993 году из группы ушел вокалист Альберт Кувезин (организовал группу «Ят-Ха»), его место занял Анатолий Кулууар. Алексей Сарыглар попал в «Хуун-Хуур-Ту» в 1995 году, заменив Александра Бапа.
В 1993 году выходит в свет первая пластинка группы «60 Horses in My Herd» («60 лошадей в моем табуне»). С нее начинается нескончаемый тур по всему миру. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа, пригласивший тувинцев в свою домашнюю студию. Музыка «Хуун-Хуур-Ту» в то лето собрала вместе многих друзей Заппы, записавшихся с тувинскими музыкантами. Kronos Quartet – элита современного камерного авангарда – также записал несколько композиций совместно с «Хуун Хуур-Ту». Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла «Джеронимо – американская легенда» на киностудии Columbia Pictures. Соавтором в проекте был музыкант Рай Кудер.
За истекшие десять с лишним лет «Хуун-Хуур-Ту» записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей. Все известные музыкальные энциклопедии называют «Хуун-Хуур-Ту» самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие. В 2004 году группа была номинирована на BBC World Music Award – самую престижную в мире награду этномузыки.