Изменения в организации пригородного автобусного сообщения провоцируют волну новых «маршрутных войн». Результаты конкурсов, проведенных Минтрансом Бурятии, не устраивают перевозчиков.
Так, победа ООО «Колонна № 9» на маршруте «Улан-Удэ – Хоринск» вылилась в настоящее противостояние между водителями: с одной стороны – представители выигравшего перевозчика, с другой – местные жители, которые 15 лет занимались перевозками. Дело дошло до угроз и драки. Ситуацией недовольны ни бывшие перевозчики, ни жители района.
«Ранним сентябрьским утром я пошагал на автовокзал, чтобы поехать к родителям накопать картошки. Однако их там не было, были только новые лица водителей: «В Хоринск? Поехали за 200 рублей». До этих событий проезд из Улан-Удэ до Хоринска составлял 180 руб. Я задумался. А где наши, родные? Их-то я знаю хорошо. Более десяти лет с ними езжу, отправляю с ними документы и доверяю, как родным. Позвонил родителям. Отец меня удивил.
– А разве ты не слышал про маршрутные войны? – спросил он. Хоринские маршрутки не на автовокзале стоят, а на площади Советов. Сейчас тебе номера продиктую. Побегав по площади Советов и не найдя их, звоню по номерам. «Сегодня мы в рейсы не идем, завтра, ответили в трубке», – рассказывает выходец из Хоринского района.
Марш «9-й колонны»
Конкурс на проведение перевозок по маршруту «Улан-Удэ – Хоринск» был проведен 27 апреля. Частные предприниматели из Хоринска в его участники не попали – пакет документов был признан недействительным. Победило ООО «Колонна № 9»,
Структура, аффилированная с ОАО «Городские маршруты».
– «Городские маршруты» выиграли за счет того, что представили семь сертифицированных автобусов «ПАЗ», однако автобусы были только «на бумаге». Эти «ПАЗики» работают только по городу, никто не видел, чтобы они ходили в район. Выигравшая конкурс фирма целый месяц вообще не работала. Вышли на маршруты только с 5 июня, после града жалоб, – рассказывает перевозчик из Хоринска Иван Елисеев.
Хоринские водители обратились к президенту Наговицыну с просьбой разобраться в ситуации. Он дал задание провести проверку, и если есть нарушения, расторгнуть договор с «Колонной № 9». Была создана совместная комиссия Минтранса и администрации Хоринского района. Был выявлен целый ряд нарушений со стороны «Колонны № 9»: несоблюдение расписания, неисправное техническое состояние машины и очень много других нарушений – ездят без путевых листов, без отметки прохождения предрейсового медицинского осмотра и т.д.
А далее, по мнению хоринских водителей, начались чудеса. «В Минтрансе сказали – эти протоколы недействительны, так как нет подписи от представителя министерства. Вся проверка, которая проводилась, пошла «коту под хвост». Мы будем обращаться в Арбитражный суд по этому вопросу», – подводит итог Иван Елисеев.
Необъявленная война
Хоринцы нашли альтернативу – сентябрь они работали по принципу «перевозка пассажиров по заказу». «По домам собираем желающих, везем в город. А в газетах и по телевидению показывают нас, как будто мы во всем виноваты и обвиняют нас во всех смертных грехах: в нарушении безопасности пассажиров, в уходе от налогов. На самом деле мы платим единый налог и не нарушаем правил перевозок, – поясняет водитель из Хоринска Андрей Неверов.
35 человек в Хоринске занимались пассажирскими перевозками – это водители, руководители, диспетчеры, слесари. На данный момент хоринские маршрутки не осуществляют пассажирские перевозки в целях безопасности жизни и здоровья водителей. Им постоянно угрожают неизвестные лица бандитского вида.
В то же время новые перевозчики зачастую приносят свои новшества в пассажирские перевозки. Так, в начале сентября водитель «Колонны № 9» загрузил пассажиров, доехал до Генеральского моста и вспомнил, что не заправил микроавтобус. Поехал обратно в пос. Восточный, выгрузил пассажиров, включая грудных детей. Потом, чтобы догнать упущенное время, поехал со скоростью 140–150 км/ч. Приехал в Хоринск и говорит: «А что вы переживаете, я ведь по времени пришел!».
Высокая скорость езды этих водителей объясняется просто – они работают еще на городских маршрутах. За день успевают сделать круг на 30-м маршруте, съездить в Хоринск и вернуться обратно на городской маршрут. Таким образом, они грубо нарушают правила трудового законодательства, работая более 40 часов в неделю в погоне за длинным рублем.
Василий Батов. Хоринск – Улан-Удэ
Цивилизация или монополизация?
Юрий Кожухов, заместитель министра транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ
– С прошлого года министерство провело очень большую работу по организации внутриреспубликанских перевозок: было изменено законодательство, проанализированы имеющиеся маршруты, проверено состояние автобусов. В итоге из 120 маршрутов было оставлено 99, сегодня по всем ним проведены конкурсы на организацию перевозок, на маршрутах ходят свыше 500 машин. Договоры заключаются на пять лет.
Хоринское направление – не исключение. О конкурсе было известно еще год назад, мы предложили свои условия. Согласно конкурсной документации, на маршрут вышло 17 автобусов, которые ежедневно в соответствии с расписанием обслуживают хоринцев.
Первоначально были возражения со стороны администрации Хоринского района, но сейчас с главой состоялся диалог, и он согласился с мнением Минтранса.
Мы не можем идти на поводу у побежденных – раз конкурс состоялся и выявлен победитель, то он и должен обслуживать маршрут. Проигравшим никто не мешает привести машины, документацию в соответствие с требованиями республиканского законодательства и принять участие в конкурсе на другие маршруты.
И какая-то аффилированность или заинтересованность министерства в выигрыше той или иной компании тут не при чем. Рынок пассажирских перевозок нужно переводить в цивилизованное русло. И пусть приходит больше компаний – в выигрыше останутся жители Бурятии.
Матвей Муруев, директор ООО «Колонна №9»
– Пассажирские перевозки уже давно стали криминальным бизнесом. И средства, которые собирались на маршрутах, направлялись неизвестно куда, но только не на развитие. Ведь вся система пассажирских перевозок была разрушена – нет нормального расписания, нет автостанций. Ведь те же хоринцы не от хорошей жизни начали собирать пассажиров по домам, а именно потому, что нет автостанции нормальной.
Сегодня мы намерены организовать нормальную структуру – построить автовокзал («Северный», на месте ПАП-1. – Авт.), выстроить расписание, создать диспетчерскую и единую справочную службы. В пассажирские перевозки должна прийти цивилизация.
Должна существовать и здоровая конкуренция: сегодня те же ИП организуются вокруг одного лидера, закупают сертифицированные машины, участвуют и побеждают в конкурсах. Например, мы ездим сегодня только на десяти из 99 маршрутов, остальные обслуживают вот такие организовавшиеся «ипэшники».
Да, мы аффилированы с ОАО «Городские маршруты», но такая структура работы дает возможность большего развития. К тому же мы принимаем к себе на работу и водителей-ИП, с ними просто заключается договор. С того же хоринского маршрута к нам сейчас пришли работать двое, остальные тоже хотели бы, но бояться бригадиров.