Буддийская традиционная сангха России провела молебен на родине Агвана Доржиева в Иркутской области.
2014 год – год празднования 250-летия создания института Пандидо Хамбо лам в России. Напомним, что в 1764 году императрица Екатерина II утвердила титул Пандито Хамбо ламы, назначив на эту должность великого бурятского ламу Дамба Доржи Заяева. Институт высших буддийских иерархов сыграл выдающуюся роль в истории не только бурятского народа, но и всего Российского государства. В течение веков они верой и правдой служили и служат российским императорам, а ныне президентам РФ.
Обширная программа торжеств стартовала 21 мая с освящения дугана в местности Угнасай в Курумканском районе, связанного с именем великого бурятского йогина IX ширээтэ ламы Баргузинского дацана Соодой ламы. 23 мая распахнул свои двери для верующих великолепный Ордон (дворец) Янжимы Бурхан (Богиня Сарасвати).
Праздничные молебны и спортивные игры «Эрын гурбан наадан» прошли и в ряде других районов республики. А 9-10 августа торжества по случаю 250-летия создания института Пандито Хамбо лам в России состоялись в Иркутской области. Руководство региона уделило большое внимание визиту иерарха. О значимости визита Пандидо Хамбо ламы в Иркутскую область для местных властей говорит и такой факт, что в Иркутске состоялся прием делегации на уровне губернатора Иркутской области, а спортивные соревнования «Эрын гурбан наадан» прошли на центральном стадионе столицы Приангарья «Труд».
В поездке в соседний регион XXIV Пандито Хамбо ламу Дамбу Аюшеева сопровождали ширээтэ ламы дацанов этнической Бурятии, а также председатель комитета Народного Хурала Цыденжап Батуев. Праздничные торжества состоялись в центре Усть-Ордынского Бурятского округа и в самой столице Приангарья – Иркутске. Однако наиболее важным стал визит Пандито Хамбо ламы в с. Кырма Баяндаевского района Иркутской области, родину выдающегося религиозного и политического деятеля Агвана Доржиева. Это село находится в таежной местности на севере. Организатором поездки стал Алексей Буинов.
– Для меня Кырма стала откровением, – поэтично рассказал Хамбо лама Аюшеев. – Я не был готов к поездке в зону вечной мерзлоты, не думал, что меня увезут в заповедные места. И когда началась дремучая глушь, я затосковал, а воспрянул только тогда, когда передо мной, как солнце, возник сияющий субурган – субурган Агвана Доржиева! В 1912 году он построил здесь дацан, где было около тридцати лам. В годы репрессий монастырь, конечно, был разрушен. Но почему Агван Доржиев выбрал именно Кырму? Не только потому, что отсюда его предки, но и потому, что у него была идея фикс. Он построил дацан на водоразделе Лены и Ангары! Кроме этого, он основал дуган в Алари на озере Алят, Унгинский дацан (в Нукутах), Муринский дацан в Алужино (под Усть-Ордой), Харацинский дацан на Ольхоне. Это была линия, охватившая с юга на север территорию проживания иркутских бурят, – от Оки до Качуга. Именно в те годы после принятия закона о свободе совести иркутские буряты стали массово переходить в буддизм. Кырминский дацан и стал самой северной точкой, откуда буддизм мог распространяться в Верхоленье.
Своими впечатлениями о Кырме поделился и депутат Хурала Цыденжап Батуев. По его словам, местные жители с большим интересом и воодушевлением отнеслись к визиту XXIV Пандидо Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и ширээтэ лам. Для них визит столь многочисленной делегации буддийских лам был первым в современной истории села. Один из старейших кырминцев 95-летний Василий Банаевич Поронов поделился своими воспоминаниями о первом дацане Верхоленья. Он рассказал, что прекрасно запомнил тот незабываемый запах благовоний, звуки литавр и рокот ламских молитв. «Конечно, сегодня многое мы утратили, но важно то, что люди хранят память о таких выдающихся земляках, как Агван Доржиев, – говорит Цыденжап Батуев. – И сейчас мы можем говорить о том, что буддизм на деле возрождается во всей этнической Бурятии – в республике, Забайкальском крае и Иркутской области».
По его наблюдениям, баяндаевцы полны оптимизма, не жалуются на трудности, нет нытья и недовольства: «По всему видно, что они привыкли надеяться только на себя. Спрашиваешь, как живете, на что они отвечают – со скотом. И Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев в очередной раз подметил, что необходимо развивать номадное животноводство, призывал людей возвращаться из города в село, к себе на родину, многие соглашаются с ним. Это, наверное, неудивительно, особенно в Баяндаевском районе, где красивейшая природа. Глядя на нее, убеждаешься, что наши предки знали и умели выбирать место для проживания. Места у нас хоть и суровые, но красивые и богатые».
И для Цыденжапа Батуева эта поездка стала поездкой на родину предков. Напомним, что значительная часть селенгинских бурят, а это большинство южных районов республики, являются выходцами из Приангарья. В дореволюционный период они поддерживали активные связи с родной землей, но в советское время постепенно утратили их. Сейчас предпринимаются попытки возобновить связи с земляками. Так, на 16 августа 2014 года в Иволгинском районе республики планировалась встреча представителей эхиритского рода «буян» из Иволги и Иркутской области.
Для Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева визит в Кырму также преподнес приятный сюрприз. У субургана Агвана Доржиева он встретил свою родственницу – невестку из Кырмы, ставшую уже бабушкой на его родине в Красночикойском районе Забайкальского края. Этот случай стал еще одним свидетельством глубоких духовных и родственных связей представителей самых дальних уголков этнической Бурятии.