Хамбо лама Дамба Аюшеев поздравил с праздником Сагаалха

Накануне Белого месяца глава Традиционной буддийской Сангхи Хамбо лама Дамба Аюшеев провел традиционную встречу с журналистами. Поздравив всех буддистов Бурятии с праздником, он дал развернутые комментарии по истории и значению этого праздника.
Общество |

Накануне Белого месяца, 17 февраля, в своей резиденции в Иволге глава Традиционной буддийской Сангхи Хамбо лама Дамба Аюшеев провел традиционную встречу с журналистами. В первую очередь он поздравил всех буддистов Бурятии с праздником. А затем дал развернутые комментарии по истории и значению этого праздника.

- Уважаемые буддисты, поздравляя вас с праздником Сагаалха, хочу поделиться своими мыслями об истории и значении нашего праздника. – рассказал Хамбо лама. – Наш учитель Будда Шакьямуни, чтобы люди меньше путались в океане времени и страданий, разграничил время на циклы из 12-ти лет. Он закрепил за каждым годом временного цикла двенадцать хозяев – животных. После этого исторического события каждый буддийский народ переход от одного года к другому обозначил по-своему.

По словам Хамбо ламы, халха-монголы и калмыки, родственные бурятам, называют этот праздник Цаган Сар, тибетцы – Лосар (переводится как Новый год), тувинцы – Шагаа. «Мы же называем этот временной переход как Сагалхаа. Это слово в устах некоторых людей искусства получило благозвучное, но бессмысленное понятие Сагаалган. – подчеркнул Дамба Аюшеев. – В слове Сагаалха заложена фраза Сагаа алхаха. Основатель учения Будды в нашем народе первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржа Заяев вложил в эту фразу глубокое понимание – перешагнуть через время года или прожить это время. Понимая, что время напрямую связано с Эрлэг-ханом, то есть с самим существом хозяина смерти, буддисты в былые времена остерегались отмечать даты рождения и напрямую говорить о своем возрасте».

Пояснив, что переход из одной стихии в другую очень важен для буддистов, Хамбо лама отметил, что «при праздновании Сагалхаа буддистам гораздо важнее подготовиться к будущему переходу через время черного Дракона, чем весело отмечать завершение года Зайца». Также он пояснил, что накануне празднования буддисты должны посетить дацан, чтобы посоветоваться с астрологом, провести необходимые обряды. А во время Белого месяца важно хотя бы один раз принять участие в молебнах, которые проводятся во всех дацанах на протяжении 15-ти дней после наступления Сагаалха. «Три тысячи лет назад в этот период Будда в течение всего этого времени демонстрировал чудеса своего учения для последователей. И это по сию пору волшебное время, – подчеркнул буддийский иерарх. – Каждый, кто посещает дацаны в это время, приобретает сверхъестественные силы и возможности, которые на протяжении года помогают ему. А мы должны быть сильными».

Во время беседы Хамбо лама живо комментировал и события сугубо житейские. Он посетовал на то, что сейчас народ слабеет и из-за этого развивается национализм. По его словам, слабый народ начинает бояться и становится агрессивным. При этом он вспомнил, как ослабленный поражением в Первой мировой войне германский народ с большой охотой воспринял идею сверхчеловека и встал под знамена фашизма. «С трудом остановили», – добавил Хамбо лама.

Дамба Аюшеев отказался давать конкретные прогнозы на год Дракона, ведь это должны делать ламы индивидуально. Впрочем, он охотно пояснил особенности года: «В ряду животных буддийского цикла Дракон – единственное мифическое существо. Соответственно в этот год могут происходить чудесные события. И не случайно, что Будда родился в человеческом теле именно в этот год. И для нас – буддистов – это самый благоприятный год. Хотя, конечно, он будет тяжелым и полным изменений. Это год выборов президента России, президента Бурятии, а также депутатов Народного Хурала республики. При этом именно в этот год многое, что казалось ранее непостижимым, для нас станет более ясным и понятным».

По словам Хамбо ламы, год Дракона накладывает особые обязательства на Бурятию, так как самый могучий дракон является хранителем озера Байкал. «Это самое прекрасное место на земле. И мы являемся хранителями озера, поэтому мы накладываем на себя ограничения в развитии промышленности. Но это наша судьба», – отметил он.

На вопрос, что мы можем открыть для себя, Хамбо лама ответил иносказательно: «Весь мир подобен нашим желаниям. Желания людей материализуются при ясном понимании сути этих желаний». Также он напомнил, что в Бурятии есть такой дар, как драгоценное тело Хамбо ламы Этигелова, который связан со всеми нами и очень сильно влияет на весь буддийский мир.

Вспомнил Дамба Аюшеев и об основателе буддийской традиции в Бурятии Хамбо ламе Заяеве. Именно он показал буддистам в Бурятии, где находится буддийский рай. «Наш великий Хамба лама Заяев, уходя в Нирвану, выбрал одно из самых лучших мест на земле, которое называется Талын Харгана. Ближайшие верные ученики из лам Хилгантуйского дацана до нынешнего времени сохраняют это место», – сказал Хамбо лама Дамба Аюшеев. При этом он заявил о намерении создать на этом месте своего рода «буддийский космодром».

Он пояснил, что буддисты Тунки и Оки про ушедших из жизни земляков говорят, что они ушли пасти овец в Санагу. Местность Санага находится на западе в буддийском раю Деважин. Туда то и должны стремиться уйти буддисты. Хамбо лама Заяев назвал это место – Санага (Санаа газар – дальняя земля).

Кол-во просмотров: 523

Поделиться новостью:


Поделиться: