Официально было объявлено о полной готовности к эксплуатации двух самых главных городских спортивных объектов — физкультурно-спортивного комплекса (ФСК) на Октябре и стадиона на Набережной, пишет "МК в Бурятии".
Совсем недавно выяснилось, что объекты с общим бюджетом в несколько миллиардов рублей хоть и сданы, но не совсем. Скоро уже зима, а оба стадиона не подключены к теплоснабжению, потому что данные работы сделаны не были.
Как нежданно выяснилось в ходе прокурорской проверки, еще два года назад все бумаги по подключению были подписаны, более 35,7 млн. бюджетных рублей за работы перечислены, а самих работ как не было, так и нет. Если и дальше в этом вопросе ничего не изменится, вряд ли на площади Советов удастся избежать скандала. Прошлой зимой замерзающие жители Шишковки напрямую связали падение температуры в своих домах с появлением в Железнодорожном районе ФСК. Но даже если этой зимой ТГК-14 и удастся каким-то образом выдержать в спорткомплексах должную температуру, вопрос ненадлежащего использования бюджетных средств остается, и кому-то на этот вопрос придется ответить.
37 млн. бюджетных рублей отданы за работы, которых не было
Проведенной прокуратурой РБ проверкой было установлено, что министерство строительства Бурятии как главный распорядитель средств и его структурное подразделение (казенное предприятие РБ «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений») заключили с ОАО «ТГК-14» государственные контракты на подключение двух крупных спортивных новостроек к теплу. Как предполагалось контрактами, объекты требовалось подключить к тепловым сетям, после чего подписать соответствующие акты, опять же на основании которых оплатить деньги за работу. Неизвестно, что именно помешало ТГК-14 в течение всего прошлого года исполнить взятые на себя обязательства — тепловая война или какие другие причины, но только работы выполнены не были. Чтобы ФСК и стадион зимой не замерзли, тем более, что торжественное открытие ФСК провели в январе 2012 года, к примеру, «подключение стадиона осуществили только по временной схеме с максимум тепловой нагрузки 0,383 Гкал/час из оплаченной 1,6066 Гкал/час (23,8% от общей тепловой нагрузки)».
«Вместе с тем заказчик — казенное предприятие РБ «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» в лице директора Сергея Шабалова — вопреки законным интересам предприятия и в целях извлечения выгод для ОАО «ТГК-14» подписывает акты о приемке выполненных работ, согласно которым услуги по подключению к тепловым сетям в рамках гос-контрактов выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет».
«В нарушение закона казенным предприятием РБ «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» незаконно при отсутствии правовых оснований были перечислены денежные средства. Ущерб, причиненный федеральному бюджету, составил 35768829 рублей».
Еще в конце прошлого года первому зампредседателя правительства РБ Иннокентию Егорову было направлено представление об устранении вопиющего нарушения и привлечении к ответственности главного распорядителя бюджетных средств — министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ. Спустя почти год нарушение устранено не было, деньги в бюджет до сих пор не возвращены, министр строительства Владимир Рубан предпочел добровольно подать в отставку, и не он один. Говорят, что такое же заявление совсем недавно написал начальник бюджетного учреждения РБ «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» (БУ «УКС правительства РБ») Евгений Восканянц, на место которого назначается, кстати, Сергей Шабалов.
Зачем правительству Бурятии казенное предприятие
В прежние времена всеми государственными объектами, строящимися на бюджетные деньги, занималось структурное подразделение минстроя РБ ГУ «УКС правительства РБ». Они заказывали объект, получали деньги, несли за него ответственность. С появлением в Бурятии Вячеслава Наговицына и началом подготовки к юбилейным мероприятиям в недрах минстроя РБ учреждается новая структура — казенное предприятие РБ «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений», директором которой назначается член томской областной федерации футбола Сергей Шабалов.
Можно сказать в разгар поэтапной оптимизации армии чиновников (помнится, к 1 апреля 2013 года Наговицын обещал сократить 20 процентов своего аппарата) президент учреждает структуру, которая фактически дублирует функции УКСа или того же республиканского агентства по физкультуре и спорту. Примечательно, что новая структура была создана исключительно под спортивные объекты. Справедлив вопрос — если мы построили и отремонтировали за эти годы столько театров, то почему в Бурятии не была создана дирекция по строительству и эксплуатации культурных сооружений, для строительства больниц — дирекция по сооружениям здравоохранения, для строительства 10 школ и детских садов — дирекция по сооружениям образования?
Даже если мы начали строить крупнейший в азиатской части России спортивный объект, каковым является ФСК с площадью почти 33 тысячи квадратных метров и объемами финансирования в 2,2 млрд. рублей, это не причина создавать дополнительную структуру с дополнительными штатами, окладами и, думается, внушительными премиальными вознаграждениями.
Более того, «дублер» был создан при острой нехватке бюджетных средств на ФСК, вынудивших Наговицына на встрече с Путиным поднять вопрос о внеплановом финансировании этого объекта. Зачем создавать дополнительное «казенное предприятие», которое, в отличие от УКСа, вправе куда свободнее распоряжаться бюджетными средствами и даже получать прибыль. Смог ли бы начальник УКСа правительства Бурятии Евгений Восканянц подписать акты и оплатить работы, прекрасно зная, что никаких работ не было, — большой вопрос. А вот директор казенного предприятия «Дирекция по строительству и эксплуатации спортивных сооружений» Сергей Шабалов смог. Наверняка к началу текущего отопительного сезона ТГК-14 выполнит работы по подключению спортивных объектов к теплу, однако как быть с незаконным использованием бюджетных средств?