Калмыкия - Бурятия: легенды о Петре Первом, прошедшие через века (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Впервые в столице Бурятии проходит Межрегиональная передвижная выставка "Восток-арт", маршрут которой проложен из Калмыкии через Бурятию в Тыву
Культура |
Фото: Зорикто Дагбаев

Всякий со школы помнит стихотворение Александра Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а в нем строки: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». О последнем, о калмыке, или, правильнее сказать, калмыках, и пойдет речь в статье.

Дело в том, что в Улан-Удэ с 7 по 25 октября впервые проходит выставка «Восток-арт» Национального музея Калмыкии им. Н. Н. Пальмова, имеющая к этим словам непосредственное отношение. В Межрегиональной передвижной художественной выставке участвуют  художники, графики, скульпторы и мастера декоративно-прикладного искусства Республики Калмыкия. Всего представлено более 100 работ.

Среди них есть написанная в 2008 году картина калмыцкого художника Мергена Мошулдаева «Встреча Аюки-хана с Петром I на Волге близ Саратова», интересная не только легендами вокруг исторического события. В этом году Калмыкия празднует сразу три юбилея: 350-летие первого российского императора, 380-летие со дня рождения калмыцкого хана Аюки и 300-летие его первой и единственной встречи с Петром I, имевшей большое историческое значение как для калмыцкого ханства, так и в целом для развития Российской империи.

Правда или ложь?

Ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН, доктор исторических наук Владимир Тепкеев в своем выступлении на одном из федеральных СМИ поясняет, что встречу Петра I с Аюкой-ханом иначе как знаменательной не назовешь.

«В то время, в 17–18 веках, это практически было исключено, чтобы могла произойти вообще такая встреча. И вот, можно сказать, пиком русско-калмыцких отношений стала эта личная встреча, когда Петр I в ходе своей Каспийской кампании направлялся вниз по Волге. Надо сказать, что Аюки-хан для России был верным союзником здесь, на юге страны. Практически с середины 17 века калмыки участвовали во всех войнах России, в том числе и в Северной войне, которая, как вы знаете, закончилась для Российской армии триумфом и образованием Российской империи. Апофеозом русско-калмыцких отношений стала эта встреча. Практически это была первая и последняя их встреча, потому что буквально через два года умер Аюки-хан, а через три года – Петр I», – рассказал доктор исторических наук Тепкеев.

Если следовать сюжету картины Мергена Мошулдаева, Петр I подарил Аюке-хану золотую саблю. Приняв подарок, Аюка велел находившимся неподалеку калмыкам стать рядом и пустить вверх стрелы, которые, упав на землю, образовали круг, символизирующий единство. Указывая на саблю и стрелы, Аюка сказал: «Эта сабля и эти стрелы всегда будут готовы на поражение врагов России». Встреча была недолгой, но Петр I и Аюка-хан остались ею довольны. Правители договорились, что калмыцкий хан даст 10 тыс. воинов для защиты южных границ.

Таким образом, по словам директора Национального музея Бурятии Татьяны Бороноевой, в картине можно увидеть скрытый посыл. Взгляд Петра Первого устремлен через века на нас, а жест руки над образовавшимся кругом из стрел как бы подводит итог дружбе народов, прошедшей сквозь века. 

Фото: Зорикто Дагбаев

Между тем доктор исторических наук Владимир Тепкеев отмечает, что эпизод с саблей и стрелами всего лишь красивая легенда.

«Исследователи пришли к выводу, что большей частью это был исторический анекдот. Было несколько непосредственных очевидцев, которые оставили воспоминания об этой встрече. Во-первых, шотландский врач, который был на русской службе и как раз участвовал в экспедиции. Он оставил в своих мемуарах яркие воспоминания встречи Петра с ханом на галере. Есть и воспоминания переводчика с калмыцкого языка Василия Бакунина, которые также были опубликованы в 19 веке. Есть воспоминания гидрографа, картографа Саймонова, также участвовавшего в этой экспедиции и тоже оставившего воспоминания, причем во многих воспоминаниях эта красивая легенда не отображена. Поэтому мы должны все-таки придерживаться действительных исторических сведений, которые сохранились», – уточнил Тепкеев.

Царь и хори-буряты

В юбилей для Петра Первого год уместно вспомнить и представленное в Художественном музее им. Сампилова полотно бурятского художника Солбона Ринчинова «Хождение хори-бурят к Петру Великому», с которым также связано немало интересных фактов.

Так, в прошлом году в этом же музее состоялось торжественное мероприятие, посвященное такому заметному историческому событию, как хождение представителей одиннадцати хоринских родов к Петру I. Историки рассказали о причинах невероятного, по тем временам, первого среди бурятских племен большого похода. Фольклорный ансамбль спел песню, специально написанную о тех событиях. В рамках выставки, посвященной 85-летию художника, картина «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого» заняла едва ли не центральное место, и на то были свои причины. Именно за нее в 2005 году Солбон Ринчинов был удостоен Государственной премии Республики Бурятия.

И в самом хождении к царю, и в истории создания картины до сих пор существует множество мифов наподобие того, как соплеменники съели погибшую в дороге красавицу-шаманку Абжаа-удаган. Не осталось исторических документов, свидетельствующих, где именно проходила встреча и что именно там обсуждалось.  

Фото: Татьяна Никитина

Вот что сообщил на встрече в Художественном музее с потомками ходоков историк Доржи Цыбикдоржиев: «Почему-то считается, что хори шли к Петру I с прошением, чтобы присоединить эти земли к государству Российскому. На момент похода, а это 1702 год, все эти земли уже были в составе России. Представители одиннадцати родов шли к царю за защитой – жаловаться на бесчинства местных правителей, насилие и поборы. Царь внял их просьбе, огромные, даже по нынешним меркам, наделы были отданы в собственность хори в полное их владение. Как известно, 22 марта 1703 года Петр I обнародовал указ, выступив в защиту бурят, перешедших «под высокую государеву руку».

Интересно, что заказ написать картину на историческую тему поступил Ринчинову от тогдашнего директора Хоринского краеведческого музея Иннокентия Яковлевича Трунева. Дело в том, что в 80-е музей сгорел и на создание новой коллекции были выделены средства. В течение четырех лет шла кропотливая работа по сбору новых экспонатов. Заведующий отделом культуры Хоринского района Бато Цыдыпов рассказал следующее:

«15 октября 1991 года картина, написанная маслом на полотне размером 190 на 130 сантиметров, была приобретена в фонды музея и заняла почетное место в центральной экспозиции, где и находится по сей день. Получается, в 2021 году картине «Делегация хори-бурят на приеме у Петра Великого» исполнилось 30 лет. Парадокс в том, что картина, за которую художник получил Государственную премию, это картина-близнец, что невероятно само по себе, потому что должно быть наоборот. Картина же, написанная 12 лет спустя специально по заказу правительства Бурятии, хранится сегодня в Национальном музее Бурятии».

Как бы там ни было, но на сегодня это единственное в Бурятии художественное полотно, воссоздающее судьбоносный для Бурятии исторический момент. Написанное на заказ, оно неожиданно стало популярным – рождает споры, с него делают репродукции, образы царя и прошедшего сквозь века народа волнуют и вдохновляют по сей день.

Единство народов

По словам куратора Межрегиональной передвижной художественной выставки «Восток-арт», заместителя директора по науке Национального музея Калмыкии им.  Н. Н. Пальмова Ирины Новомлиновой, провести прямые параллели между картинами калмыцкого и бурятского художника не получается. Речь на полотнах идет о совершенно разных исторических событиях, и единственное, что их связывает, это фигура Петра I и тот факт, что от встречи с русским царем выиграли как калмыки, так и буряты.

«Для калмыков встреча с царем означала многое: налоговые послабления, разрешалось кочевать с места на место, большое подспорье в охране южных границ», – пояснила Ирина Новомлинова.

В попытке найти общее между картинами художников Бурятии и Калмыкии, заместитель директора по науке Национального музея Калмыкии им.  Н. Н. Пальмова отмечает, что бурятский и калмыцкий народы имеют общие корни – монгольские. Так, калмыки пришли из внутренней Монголии, Джунгарского ханства. У них была одна религия, единая старомонгольская письменность, на основе которой позже калмыки создали свою старокалмыцкую письменность.

«Художник Мерген Викторич Мошулдаев очень вдумчивый, получил хорошее образование, окончил Ленинградский институт, известный мощной реалистической школой. Художники Калмыкии очень тщательно изучают историю своего народа. Видимо, именно момент встречи Петра Первого с Аюкой-ханом запал в душу Мергена Викторовича», – предположила Ирина Новомлинова.

Как стало известно, художник Мерген Мошулдаев часто прибегает к историческим сюжетам. Например, его кисти принадлежит не менее глубокая картина «Калмыки и пленные французские драгуны, Отечественная война 1812 года». Полотно, кстати, представлено на проходящей в Улан-Удэ выставке.

В заключение важно сказать, что Межрегиональная передвижная художественная выставка «Восток-арт» и  Национального музея Калмыкии им. Н. Н. Пальмова проходит в Художественном музее им. Сампилова до 25 октября (возрастной ценз 6+). Здесь можно увидеть не только картину Мергена Мошулдаева, но и многих других известных мастеров изобразительного искусства Республики Калмыкия, заслуженных художников России и Калмыкии, действительных и почетных членов Российской академии художеств, молодых авторов.

«Восток-арт» реализуется в рамках гранта президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Благодаря этому сотни творческих деятелей по всей стране имеют возможность не просто заявить о себе, но и познакомить ценителей высокого искусства со своими уникальными произведениями, как происходит это в эти дни в Бурятии.

Возрастное ограничение 6+

Фото: Зорикто Дагбаев

Кол-во просмотров: 2922

Поделиться новостью:


Поделиться: