Какой спектакль поставит Русский драмтеатр к 100-летию Бурятии

От Алексея Цыденова общественность ждет того же шага, который он сделал в оперном театре
Культура |
Фото Какой спектакль поставит Русский драмтеатр к 100-летию Бурятии
Фото: Зорикто Дагбаев

Под занавес сезона на сцене главного театра Бурятии состоялась премьера первого этнорок-мюзикла «Бальжан Хатан» (возрастной ценз 6+), поставленного режиссером Олегом Юмовым на основе одноименной рок-оперы. Постановка этнорок-оперы была показана в конце прошлого года на сцене КТЦ «Феникс» силами студентов и драматических актеров, после чего материал  взят в разработку на профессиональную сцену.

 

Получившийся спектакль можно охарактеризовать как синтез самых разных жанров и видов искусства, переплавленных в музыкальное произведение, полное чувств, лирики, драматизма, не обошедшее стороной высокие идеи. Здесь молодость соседствует с маститыми талантами, балет – с оперой, фольклор – с классикой, мистика – с вполне реальными событиями, а над всем этим витает образ прекрасной Бальжан Хатан и звучит со сцены бурятский язык.

Если следовать сайту минкульта Бурятии, Бальжан Хатан – княжна, предводительница 11  родов хори-бурят, вышедшая замуж за одного из сыновей солонгутского Буубэй-Бэйлэ хана. После конфликта с Буубэй-Бэйлэ ханом Бальжан Хатан с мужем и подданными откочевала из Монголии в Забайкалье на реку Улирэнгэ (Урулюнгуй), местность Хуандай. Позднее преследуемые войсками Буубэй-Бэйлэ хана, они переселились на реку Онон, заняв северные и южные склоны хребта Хухульби и местность по рекам Ага и Тура. Через несколько лет войска Буубэй-Бэйлэ хана настигли их уже здесь, в результате чего Бальжан Хатан героически погибает, но спасает свой народ.

Можно при желании придраться к сюжетной линии спектакля, порассуждать, насколько легенда хоринских бурят способна тронуть сердца всего остального населения республики. Удалось ли авторам замахнуться на действительно знаковое произведение, достойное обозначить Бурятию на карте истории в год 100-летия республики, и может ли мюзикл (а жанр спектакля авторы обозначили предельно точно) стать таким произведением. В конце концов, насколько образ юной Бальжан Хатан, молодой женщины, подходит под нынешний момент истории. 

Тем не менее в своем обращении к первым зрителям худрук бурятского театра оперы и балета Владимир Рылов не стал скрывать, что видит в «Бальжан Хатан» ту самую национальную оперу, которую планировалось поставить к 100-летию республики.

– Спектакль состоялся, он прекрасен. Можно сказать, что задачу создания национальной оперы к 100-летию республики мы решили таким вот образом, учитывая, что композитор Баир Дондоков, выигравший конкурс по созданию национальной оперы, работу до сего дня не закончил, – сообщил Владимир Рылов.

Напомним, что еще в прошлом году к 100-летию нашей республики впервые за много лет среди композиторов был объявлен конкурс на создание национальной оперы. Более серьезного мероприятия в творческой жизни Бурятии придумать сложно, потому что все понимали, что это должна быть опера по значимости и величию никак не меньше, чем написанная когда-то основателем Свердловской консерватории Маркианом Фроловым опера «Энхэ-Булат Батор», впервые показанная на Декаде бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 году. 

Во все времена совершенная игра на музыкальном инструменте представлялась рядовому гражданину чем-то сверхъестественным и непостижимым, недоступным большинству обывателей. В сложные послевоенные годы страна построила в Бурятии оперный театр, равный которому еще поискать. Именно с этого момента республика заявила как минимум о своем высоком самосознании. Мало построить оперный театр, его необходимо наполнить достойным содержанием, и оно, это содержание, усилиями одного из основоположников профессионального искусства Бурятии Гомбо Цыдынжапова действительно здесь когда-то было.

Бурятия помнит времена, когда композиторов не просто знали в лицо и слушали их музыку, а почитали как выдающихся мыслителей. Оперы писались специально для оперного театра Республики Бурятия. Причем все понимали, что написать оперу – это создать наивысшее по сложности произведение, вобравшее в себя и художественное, и музыкальное, и сценическое, и певческое направления. Одним словом, создавать произведение на сцене по силам всесторонне одаренному творцу, добивающемуся самого высокого мастерства.

Таким мастером, к примеру, был Бау Ямпилов, которому в прошлом году исполнилось 105 лет со дня рождения. Выпускнику Свердловской консерватории Баудоржо в годы Великой Оте­чественной войны привелось служить в саперном батальоне и командовать ротой на Ленинградском фронте. Будучи депутатом высшего законодательного органа власти, в знак особого уважения именно его, композитора, коллеги-депутаты избирают на пост председателя Верховного Совета Бурятской АССР 8–9-го созывов. По своему статусу на тот момент Бау Ямпилов был третьим должностным лицом республики. Излишне говорить, что его знаменитый балет «Красавица Ангара» в соавторстве с Книппером или детская опера «Чудесный клад» до сих пор на слуху и нет такого жителя республики, кто ничего бы не слышал про эти произведения.

Тогда каждая новая опера или симфоническое произведение бурятских композиторов воспринимались не просто как произведение, а как некая квинтэссенция достижений всего бурятского народа. Что говорить о таких датах, как юбилей республики, когда рождались знаковые произведения ведущих композиторов Бурятии, коих, кстати, было немало, и это становилось нормой. К созданию таких произведений подходили со всей ответственностью, потому что понимали всю серьезность государственной задачи.

Наверное, «Бальжан Хатан», превращенная в мюзикл, способна пусть не занять место оперы «Энхэ-Булат Батор», но стать знаковым номером в торжественной программе предстоящих праздничных мероприятий к 100-летию республики, которую не стыдно будет показать в Москве. В этом вопросе глава республики Алексей Цыденов может быть спокоен. Наверное, свой шедевр к предстоящей Декаде сумеют подготовить в Бурятском драматическом театре и в театре кукол «Ульгэр», отмечающем в этом году свое 55-летие.

Вопрос ребром – что на следующий год повезет в Москву Государственный русский драматический театр имени Бестужева, некогда славившийся своими творческими достижениями, возможно, впервые за всю свою историю оказавшийся в столь плачевном состоянии. Театр, где на официальном сайте в качестве худрука до сих пор указан Сергей Левицкий, а репертуар таков, что глазу остановиться не на чем. Способен ли Алексей Цыденов проделать похожий шаг с Русским драматическим театром, какой он совершил в прошлом году с оперным, благодаря чему там появился маэстро Владимир Рылов?

Кол-во просмотров: 815

Поделиться новостью:


Поделиться: