Как завершилась история бурятской авиации

Авиация в Бурятии зародилась одной из первых в Восточной Сибири и Дальнем Востоке – в далеком 1926 году. Почти сразу после образования советской республики. Развитие авиации было естественным и постоянным. Полностью удовлетворялись растущие потребности республики в авиаперевозках, в применении малой авиации для народного хозяйства
Общество |
Фото Как завершилась история бурятской авиации

Было до миллиона пассажиров

В 60-х годах с освоением самолета Ан-24 была расширена сеть аэродромов и аэропортов в республике. Отправки пассажиров из аэропортов Бурятии и Улан-Удэ достигали до 1 млн человек в 1990 году.

В кризисные 90-е годы при почти полном падении авиаперевозок, коллектив авиаторов решился на приобретение двух магистральных самолетов ТУ-154М. Было подготовлено 8 экипажей. Только усилиями всего коллектива единого авиапредприятия была решена эта невероятно трудная задача. Бурятская авиация продолжала развиваться.

В условиях неплатежей авиапредприятие не избежало процедуры банкротства. Однако при выходе из банкротства предприятие оказалось в руках стороннего из Москвы мошенника – путем продажи бизнеса. Он распродал самолеты ТУ-154М, аэропорт Улан-Удэ с гостиницей «Полет», аэропорты местных воздушных линий.

 

Банкротство и распродажа

Авиакомпания «Бурятские авиалинии», являясь «дочкой»  ООО «Медиа Групп» даже не пыталась развиваться. Просто вырабатывала технические ресурсы самолёто-моторного парка, активно участвовала в мошеннических действиях, незаконно переводила ему солидные суммы денег из оборота компании. В результате авиакомпания была доведена до банкротства. Арбитражный суд Бурятии признал ее банкротом. А недавно в суде рассматривалось уголовное дело в отношении бывшего директора авиакомпании по мошенничеству в особо крупном размере. И это уже второе дело за два года в отношении этого директора.  

Такого трагического конца бурятской авиации можно было избежать, если бы власти и правоохранительные органы республики адекватно реагировали на неоднократные заявления и жалобы коллектива авиаторов, членов совета директоров общества. Можно было сохранить свою авиацию в республике и даже вновь возродить ее.

Высококлассные летчики были вынуждены уехать в Москву, Тюмень, Владивосток. После банкротства АК «Бурятские авиалинии» без работы остались еще сотни с лишним человек. Так прервалась 90-летняя история авиации Бурятии, которая имеет богатые традиции. В Бурятии не было и нет учебных заведений первоначальной подготовки летного и технического персонала. А сегодня уничтожена школа подготовки экипажей воздушных судов, которая формировалась десятилетиями.

Считаю, что банкротством авиакомпании был реализован до конца преступный замысел определенной группы лиц по расхищению бурятской авиации. Нанесен беспрецедентный моральный ущерб авиаторам Бурятии и крупный экономический ущерб интересам республики. При этом на протяжении более чем 10-ти лет, считаю, правоохранители республики фактически оставались на стороне мошенников. Могу утверждать, что ряд пострадавших трудовых коллективов в Бурятии подвергались различным мошенническим схемам в связке с республиканскими чиновниками.

 

Откуда высокие энерготарифы?

А народ в Бурятии скромно терпел и робко молчал. И советского запаса прочности хватало для выживания. И сейчас, когда жить в Бурятии становится все труднее и труднее, люди задают все больше вопросов. Например, почему была разрушена единая энергосистема? Почему городские ТЭЦ и электросети оказались в собственности иногородних бизнесменов с оффшорными корнями?

Эти вопросы для властей остаются риторическими. А вот на вопрос, почему в Бурятии в результате этих и продолжающихся реформ, остаются высокими тарифы за электроэнергию, не так давно честно ответил руководитель ФАС России. По его словам, тариф за электроэнергию установлен, примерно, в два раза выше ее себестоимости. А если энергетикам еще поработать над снижением себестоимости киловатт/часа, то тарифы за электричество были бы вполне приемлемы для Бурятии.

Напомнить, что в соседней Иркутской области в начале 90-х власти в лице губернатора Ножикова добились установления тарифа за электроэнергию для населения в размере 40 коп. за 1 кВт/ч. Сегодня он составляет 70 коп., что в 4 (!) раза ниже, чем в Бурятии. Также власти Иркутской области, как и других регионов, активно участвовали в антикризисных мероприятиях в целях сохранения своих производственных предприятий.

И вот наши власти не могут эффективно влиять на энерготарифы, а Республиканская служба по тарифам (РСТ) вынуждена изворачиваться, не говоря о заведомо грабительской тарифной политике.

Похоже, что власти республики не хотят создавать свою республиканскую сетевую компанию, чтобы работать в интересах народа республики. Между тем становится известно о «тёмных схемах» вывода сотен миллионов рублей в ущерб хилому бюджету. И, конечно, недопустимо, чтобы наши власти, в критически дотационной республике, продолжали следовать уродливому наследию 90-х и нулевых годов и встраивались в антинародные грабительские схемы иногородних собственников.

В то время стало нормой, когда один из зампредов правительства Бурятии был из топ-менеджеров энергосистемы (Лысцев, Фоменко, Зубарев), а представители МРСК Сибири занимали кресла в Народном Хурале. А их сыновья, да и сами чиновники легко устраивались на высокодоходные места в системе «Россети» с их «оффшорными интересами». При таком кадровом раскладе в правительстве РБ интересы населения, видимо, будут еще долго оставаться на последней очереди.

 

Проблемы на селе

Власти Бурятии могут имитировать бурную деятельность, но уже не могут повернуть ситуацию «влево», хотя бы в сторону Иркутской области, которая бурно развивается. Бедствующему народу сейчас не нужен дальневосточный гектар, ведь на селе критически не хватает рабочих рук для освоения заброшенных с 90-х годов сотен гектаров посевных площадей. Из села слышны голоса: «возвращайтесь обратно работать и возрождать село и республику». Люди еще не разучились производить сельхозпродукцию, была бы только политическая воля наших властей.

Предыдущий глава республики заявлял в начале своей деятельности, чтобы Улан-Удэ стал 600-тысячным городом. От безработицы на селе люди массово потянулись в город. Село пострадало, да и город не выиграл. В столице республики возросла безработица, преступность. Теперь и въезды в город выглядят, как глухая деревня.

 

Возрождение возможно

Вспоминаю Америку, где в 1993 году проходили обучение авиаменеджменту. В начале прошлого века из-за экономического кризиса в стране город Сиэтл больше других пострадал экономически. Люди оставались без работы и массового стали уезжать. Кто-то из них на окраине города на столбике повесил деревянную дощечку с шутливой надписью «Кто будет выезжать последним, не забудьте выключить свет». Но город выжил, нашлись люди, которые буквально с нуля, начав с маленьких аэропланов, наладили производство мощных самолетов различных модификаций. Теперь Сиэтл, где производят «боинги», летающие по всему миру, это огромный город. А компания «Боинг» устойчиво занимает 1-е место в мире по самолетостроению.

Ветеран авиации Анатолий  Абашеев. 

Кол-во просмотров: 1275

Поделиться новостью:


Поделиться: