Как воспитать человека

Как мы помним, в советскую бытность воспитание было повсеместно. Оно не ограничивалось школой и семьей, оно продолжалось на улице, в училищах, вузах, на работе, в общественной жизни. Бесконечные собрания, слеты, сборы, показательные уроки, встречи с ветеранами и другими прославленными людьми, просмотр заседаний съездов партии, фестивали дружбы народов.
Общество |

Как мы помним, в советскую бытность воспитание было повсеместно. Оно не ограничивалось школой и семьей, оно продолжалось на улице, в училищах, вузах, на работе, в общественной жизни. Бесконечные собрания, слеты, сборы, показательные уроки, встречи с ветеранами и другими прославленными людьми, просмотр заседаний съездов партии, фестивали дружбы народов.

Помимо этого, каждый учебник, каждая книга составлялись в одном духе – в русле развития страны и государства. Учебники были полны красных флагов, портретов Ленина и других героев революции, гражданской войны. Книги рассказывали о советском быте высокого уровня, о борьбе народов России за светлое будущее, о загранице тоже, но уже совсем в иных красках. Воспитание было во всем – на вывесках и лозунгах, на доске почета, на графике соцсоревнования, на митингах и демонстрациях.

Любой человек – результат действия различных социальных сред. Семья, улица и компания друзей, школа, спортивная секция и кружок, студенческая группа. Сейчас к этому добавилось и массированное информационное пространство – телевидение, радио, ресурсы сети Интернет, причем оно доминирует в своем воздействии. В советское время формировался человек и гражданин, знавший один правильный вариант жизни. Даже черно-белые телевизоры, бывшие тогда достоянием жителей страны (цветной был уже признаком элитарности), очень точно отражал черно-белое мировоззрение советского человека.

1990-е годы привели к катастрофе советской системы воспитания, которая, как целенаправленная и организованная деятельность, рухнула. Воспитание стало ответственностью семьи и уже в меньшей степени – школы. Профессиональные учебные заведения, госучреждения, предприятия избавлялись от воспитывающего начала, как от надоедливого пережитка, дескать, «рынок и демократия отрегулируют все!»

Молодежь «воспитывали» улица и неконтролируемые общественные отношения. Поэтому нередко мы сталкиваемся с негативным отношением молодых к людям старшего возраста. Пожилые часто высказывают свои обиды на молодежь, пеняя на школу или семью. Но это не вина молодежи, это ее беда. Ценности двух поколений – молодого и старшего – столкнулись на этом историческом этапе. Это совсем другой мир. Вечная проблема: отцы и дети!

В начале XXI века государство вновь заговорило о воспитательной работе, о необходимости ее усиления. В последнее время очень активно. Однако за всем этим очень мало содержания, все слишком формально. Воспитание переживает свою реинкарнацию в новом обществе. В соответствие с новыми ценностями. А ценности нашего времени это свой личный интерес, высокий уровень жизни, престиж профессии и уровень социального положения. Внешние признаки престижа – в одежде, украшениях, автомобилях, жилье, элитном окружении. Как же в эту крайне индивидуализированную среду интегрировать воспитание, да еще и патриотическое?!

Итак, воспитание воссоздается формально, в плане проведения мероприятий и статистических данных по количеству участников этих мероприятий! И неважно, какой эффект от того или иного мероприятия, нужно ли оно вообще, какие формы воспитания, организации досуга сейчас действенны, современны – эти вопросы зачастую и не пытаются задать организаторы. Плюс мощнейший антипример – какими бы патриотическими не были мероприятия, как бы они не пытались воспитать дух ответственности, гордости, альтруизма, молодой человек в Интернете или по телевизору видит совсем другую картину!

Воспитательные мероприятия и реальная жизнь диаметрально расходятся. Как заявил мне один студент на семинарском занятии: «Как можно говорить о равенстве людей перед законом? Уважаемый преподаватель, выйдите на улицу и посмотрите что происходит!».
Приходится полностью признать правоту этого молодого человека!

Что же делать? Извечный вопрос, стоящий в нашей стране уже на протяжении нескольких веков! Отказаться от воспитания и просто механически давать знания ученикам и студентам?! Умыть руки, готовить не людей, не граждан, а специалистов?! По нашему мнению, функцию воспитания должно взять на себя общество и его основные институты.

Для страны и региона классический университет это не только учебное заведение, это институт, где формируется местное сообщество, местный житель – иркутянин, забайкалец, тюменец, бурят, татарин; это институт, где «рождается» россиянин. Университет – это центр внешней политики, культуры, спорта, стиля, моды, образа жизни, высокого уровня общения. Нас, россиян, становится все меньше, следовательно, нужно делать все, чтобы нас было как можно лучше! Если не берем количеством, нужно работать над качеством!

Воспитание это не только мероприятия, это повседневная, постоянная работа каждого преподавателя, учителя, родителя, взрослого. Это слова, поступки, поведение, общение, отношение к окружающим, это занятия спортом, физической культурой, это увлеченность каким-либо хобби.

Воспитание – сложный комплексный процесс. В первую очередь, речь идет о физическом и психическом здоровье молодежи и студентов. Спорт, физическая культура, соревновательность создают здоровый дух соперничества, целеустремленность, интеграцию. Дополнением этого выступает контроль над состоянием здоровья молодых людей. Важно и нужно, чтобы это был не формальный процесс, как, к примеру, медосмотр в военкомате или диспансеризация. Важно не само прохождение человеком осмотра, а состояние его здоровья! Вот чего мы в первую очередь добиваемся в университете.

Воспитание – это еще и социализация. Постепенно молодого человека нужно готовить к реальной жизни, работе, общению, семейной жизни, к самостоятельности. Студенты должны иметь возможность получить опыт работы на предполагаемом месте работы во время практики, они должны попробовать себя в качестве управленцев и лидеров, получить опыт политической борьбы.

Воспитание – это привитие высокой культуры, вкуса, стиля, моды. Как разговаривает молодой человек, как он ходит, как он относится к дамам, как и что он ест, какие увлечения ему свойственны, что его привлекает в искусстве, знает ли он литературу – все это задает тон общения с ним, создает его имидж, заставляет уважать его, говорит о нем как о человеке высокой культуры.

В последнее время очень остро стоит вопрос о способности и желании молодежи трудиться. Инертность, лень, нежелание работать, но при этом получать – вот что мы часто ставим в укор молодежи. В университете руководители, преподаватели, аспиранты и студенты трудятся рука об руку. Студенты знают и участвуют в управлении университетом, видят, как работают преподаватели и сотрудники, как они занимаются спортом и участвуют во всех мероприятиях наравне с ними. Ничто другое не воспитывает так, как личный пример!

Бурятский госуниверситет не прекращал заниматься трудоустройством выпускников. Наш рынок труда не богат на предложения, но сидеть и пассивно наблюдать за дальнейшей судьбой выпускников нельзя! Университет внимательно отслеживает, как наши питомцы идут далее по жизни. В результате мы получаем активного, самостоятельного гражданина, человека труда.

Наконец, именно студентами молодые люди впервые сталкиваются с представителями других государств, они начинают сравнивать: «мы – они». Именно здесь начинается понимание себя как гражданина России, отсюда возникает интерес к другой стране и ее сравнение с нашей. Общаясь с ребятами из других регионов России, они находят общие черты и различия, они начинают понимать, что Россия – это не только территория на карте, это множество различных культур, этносов, особенностей одного государства.

Бурятия – это микст климатических зон, этносов, культур, религий, традиций, обычаев. Это место, где веками взаимодействовали и взаимодействуют наиболее активные представители этих этносов и культур. Поэтому здесь живет толерантное, готовое к взаимодействию население. К этому необходимо добавить активную, целенаправленную и комплексную воспитательную деятельность не в плане увеличения мероприятий! Нужно помочь сформировать у студента устойчивость, мобильность, быструю реакцию на условия среды.

Рыночные отношения – это как система пищеварения у человека. Но, помимо пищеварения, есть еще много систем, качеств и чувств. В БГУ сложился коллектив сотрудников и студентов – единомышленников, влиятельная общественная сила с развитой корпоративной культурой. Это – наш главный результат!

Кол-во просмотров: 603

Поделиться новостью:


Поделиться: