Проект «Городские головы, гласные, депутаты сквозь столетие» продолжает рассказывать жителям Улан-Удэ и не только о деятельности депутатов в начале XX века, которых в то время называли гласными. В этом номере речь пойдет о том, как Верхнеудинск стал частью Великой Сибирской магистрали, ныне – Транссибирской железнодорожной магистрали.
История железной дороги в Улан-Удэ берет свое начало в конце 80-х гг. XIX века. Тогда в Сибири развернулось масштабное строительство упомянутой выше Транссибирской магистрали, и связать Верхнеудинск с остальными для городских властей было приоритетной задачей. И у города появились бы обширные экономические и политические возможности — без тех перспектив, которые открывала железная дорога, Верхнеудинск мог бы прийти в упадок.
Однако это мнение не разделяло правительство, тогда к решению вопроса подключились гласные Верхнеудинской думы. 24 сентября было подано ходатайство о проведении железной дороги через столицу Верхнеудинского уезда.
«Стоимость постройки железнодорожного пути обойдется всего дешевле при направлении его через Верхнеудинск на Читу: почва от Верхнеудинска до Читы твердая, гор и болот нет, реки… незначительные…» — приводит отрывок из документа почти полувековой давности Бурятский госархив.
В течение года решалось, где разместится вокзал и другие сооружения, необходимые для функционирования железнодорожной станции. Из постановления Верхнеудинской думы от 5 сентября 1888 года: «… для вокзала и всех других сооружений, необходимых для железнодорожной станции в городе Верхнеудинске, уступить безвозмездно площадь, находящуюся на левом берегу Уды…».
В 1895 году началось строительство железнодорожной линии. Несмотря на трудности и стихийные бедствия – в 1897 году Верхнеудинск настигло наводнение и уровень воды поднялся на 4,8 метра, железнодорожными путями удалось связать станцию Мостовую, Верхнеудинск и Читу. К встрече поезда готовились всем городом: при станции возвели депо, телеграф и больницу, работала электростанция.
Первый поезд в Верхнеудинске встретили 15 августа 1899 года. День стал поистине праздничным: увидеть, как пышущая дымом махина въезжает на перрон под сопровождение оркестра, собралось более тысячи человек. Как писали «Забайкальские областные ведомости», встречать поезд прибыла тысячная толпа «лиц разных полов, возрастов и состояний, одетых в праздничные наряды». Дома были украшены флагами и гирляндами, кому позволяли средства – украшали иллюминацией.
Как рассказали в Музее истории Улан-Удэ, тогдашний городской голова – так называли главу города – Петр Трунев в честь торжества преподнес хлеб-соль начальнику участка П. А. Гетье и начальнику тяги Ф. И. Марксу в качестве благодарности и пожелания всех благ. После этого провели торжественный молебен, после которого супруга начальника участка М. П. Гетье перерезала ленточку, открыв путь поезду.
На постоянной основе поезд начал курсировать между Верхнеудинском и Мысовой. Расписание выстроили так, что из Верхнеудинска можно было уехать по вторникам, четвергам и воскресеньям, а со станции Мысовая – по понедельникам, средам и субботам. Путь в один конец тогда занимал чуть более 14 часов.
Согласно информации Бурятского госархива, прохождение железной дороги через Верхнеудинск дало приток рабочей силе и экономике города. К примеру, в 1890 году в городе проживало 5,2 тыс. человек, в 1900 году – уже 8 тыс. человек. Накануне революции в Верхнеудинске проживало 16 тыс. человек, имелось 3,1 тыс. домов, из них 237 домов – каменные, функционировало более 16 промышленных предприятий, где работало около 280 человек. Только 1000 человек были заняты на железной дороге.
На начало XX века в городе уже было 28 учебных заведений, 3 больницы, 2 общественных врача, 2 зубных и 5 аптек, кроме того, имелось 2 типографии, 2 кинематографа,1 гостиница, 8 трактиров без крепких напитков и 50 постоялых дворов.