Как в 2022 году будет работать новая схема выплаты пособий

Об этом рассказала замуправляющего РО Фонда социального страхования РФ по Бурятии Галина Давыдова
Общество |
Фото Как в 2022 году будет работать новая схема выплаты пособий
Фото: freepik.com

О том, что изменится порядок оформления и выплаты пособий, стало известно еще летом. Сейчас появились подробности. Как в 2022 году будет работать новая схема выплаты пособий, мы попросили рассказать заместителя управляющего регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия Галину Давыдову.

- Галина Иннокентьевна, какие изменения нас ждут в 2022 году?

- С 2022 года Фонд социального страхования переходит на проактивную выплату пособий, то есть в беззаявительном порядке.  Все будет происходить в рамках электронного межведомственного взаимодействия.

Также с января 2022 года бумажные листки нетрудоспособности полностью заменят электронные аналоги. Работодатели обязаны будут обеспечить прием и оплату электронного листка нетрудоспособности (далее — ЭЛН), а также информировать своих работников по всем вопросам, связанным с новым форматом больничных. Еще, если в организации ни разу не работали с ЭЛН, необходимо проверить готовность программного обеспечения к обработке таких листков.

- А в чем суть механизма проактивных выплат пособий?

- Изменения коснутся порядка оформления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ребенком до 1,5 года.

Сейчас пособия выплачивают в заявительном порядке: работник подает заявление на основании выданного медицинской организацией больничного, бухгалтер передает информацию в Фонд социального страхования, а Фонд, в свою очередь, производит выплату пособия работнику.

Со следующего года вводится проактивный (беззаявительный) формат выплат. Фонд социального страхования будет выплачивать пособия не по заявлению сотрудника, а на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности.

- Как будет работать проактивный формат выплаты пособия по временной нетрудоспособности?

- Общий порядок назначения и выплаты пособий такой. Основанием для назначения пособий будет служить электронный листок нетрудоспособности, размещенный медицинской организацией в информационной системе «Соцстрах». Затем Фонд социального страхования направит запросы в госорганы и работодателю, чтобы получить необходимые сведения о застрахованном лице.

После получения информации об открытом больничном Фонд социального страхования направит в Пенсионный фонд запрос по факту трудоустройства застрахованного сотрудника. ПФР представит информацию о факте трудоустройства в конкретной компании, а также ИНН и КПП страхователя. Затем Фонд уведомит работодателя о том, что его сотрудник находится на больничном.

Когда электронный больничный лист закрыт, Фонд обращается к работодателю за сведениями, необходимыми для расчета пособия: о стаже, заработной плате, районном коэффициенте и др.

- А если у работника, к примеру, родился ребенок?

- Сейчас, чтобы получить единовременное пособие при рождении ребенка, необходимо написать заявление работодателю. С 1 января 2022 года необходимости в этом не будет, потому что данный вид пособия будут выплачивать без заявлений от граждан.

О факте рождения ребенка Фонд социального страхования узнает из единого госреестра ЗАГСа.

Далее Фонд проверит два вида информации: через Пенсионный фонд — о трудоустройстве родителя (родителей) и через единую государственную информационную систему соцобеспечения — о назначении или неназначении пособия.

Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию.

Что касается ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то по этому виду пособия сохранится заявительный порядок. Работник должен будет одновременно подать работодателю заявление о назначении пособия и о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

- А если сведения, переданные работодателем, будут неверные?

- Фонд оставляет за собой право сверить такие сведения с данными других государственных органов. Если организация или ИП сформирует электронные реестры и передаст в Фонд неверные сведения и это приведет к излишнему начислению пособия, работодателю придется возместить переплату. То же самое относится и к застрахованному лицу, если ошибка произошла по его вине. Соответствующая норма появится в 2022 году.

Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, Фонд разработал и запустил бесплатный электронный сервис - Социальный электронный документооборот (СЭДО). Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе.

Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, призываю юридические лица и индивидуальных предпринимателей подключиться к сервису СЭДО.

- Какие еще сервисы Фонда призваны упростить нашу жизнь?

- Работники с подтвержденной записью на Госуслугах могут получить информационные сообщения о своих электронных листках нетрудоспособности, отследить статус выплат, запросить справку о доходах или полученных выплатах, а также могут узнать всю необходимую информацию в  Личном кабинете получателя услуг ФСС.

Личный кабинет ФСС создан как для работников, так и работодателей. Со следующего года уведомления об открытии сотруднику электронного листка нетрудоспособности и любом изменении статуса этого документа будут приходить работодателям в автоматическом режиме.

Для получения всей необходимой информации граждане могут также воспользоваться мобильным приложением «Социальный навигатор», объединяющим социальные услуги по разным жизненным ситуациям. Благодаря ему каждый житель Бурятии, взаимодействующий с Фондом социального страхования, может узнать о полагающихся ему льготах и мерах поддержки, посмотреть перечень услуг, схему расчетов пособий и адреса социально значимых объектов: аптек, больниц, отделений МФЦ и др.

- Судя по вашему сайту, появилась также возможность предварительно записаться на прием, не выходя из дома или офиса, подобрать удобные для себя дату и время посещения регионального отделения ФСС.

- Действительно, с сентября текущего года в региональном отделении Фонда социального страхования функционирует услуга предварительной записи граждан на прием. Этот сервис направлен на улучшение качества и доступности услуг. Чтобы записаться на прием, достаточно зайти в Личный кабинет получателя услуг Фонда через портал Государственных услуг и пройти процедуру предварительной записи. Также вход в Личный кабинет можно осуществить на сайте отделения Фонда. Для этого необходимо найти ссылку «Предварительная запись на прием».

Пользуясь случаем, хочу поздравить жителей Бурятии с наступающим Новым годом и пожелать всем здоровья, быть мобильными, грамотными и успешными!

Кол-во просмотров: 8586

Поделиться новостью:


Поделиться: